Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение особенностей влияния семьи на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
И.С. Кон определяет самооценку как «компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков».[9, с.82].
И.И. Чеснокова отмечает, что самооценка
- особое образование в
Неоднозначны и критерии
Первая сторона дела нашла отражение в известной формуле У. Джемса:
Самоуважение = Успех/ Притязания. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Самооценку можно повысить, и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе. Ориентиры, установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают инерции, и поэтому их реорганизация является делом нелегким. Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для оценки, заложенные в детстве, поддерживаются сами в течение всей жизни человека; отказаться от них трудно.
В ходе теоретического анализа
рассмотрены структурные
Анализ теоретических
Самооценка отражает степень
развития у индивида чувства
самоуважения, ощущения собственной
ценности и позитивного отношен
Выделяют гуманистический
Анализируя современную
1. Самооценка - часть «Я - концепции», входящая, либо целиком отождествляемая с эмоционально - ценностным отношением субъекта к себе. Именно к этому аспекту самосознания, т.е. самоотношению, относятся слова М. Розенберг, сказанные об оценке себя человеком: самооценка отражает степень приятия себя, степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу Я. Низкая самооценка предполагает отрицание себя, самонеприятие, негативное отношение к собственной личности. В рамках такого понимания самооценки не выделяется в качестве автономного образования, ее место в структуре самосознания не устанавливается.
2.
Наименее распространенной
3. По мнению Л.В. Бороздиной, самооценка
не сводится ни к образу
Я, ни к эмоционально - ценностному
отношению к себе. Она представляет
собой критическую позицию
Самооценка оказывает существенное
влияние на эффективность деятельности
и формирование личности на всех этапах
развития. Адекватная самооценка придает
человеку уверенность в себе, позволяет
успешно ставить и достигать целей в карьере,
бизнесе, личной жизни, творчестве, придает
такие полезные качества как инициативность,
предприимчивость, способность адаптации
к условиям различных социумов.
Высокая
самооценка, как правило, становится неотъемлемым
качеством успешного человека, независимо
от профессии – будь то политики, бизнесмены,
представители творческих специальностей.
Однако распространены и случаи завышенной
самооценки, когда люди придерживаются
слишком высокого мнения о себе, собственных
талантах и способностях, в то время как
реальные их достижения, по мнению экспертов
в той или иной области, представляются
более или менее скромными. Почему так?
Практические психологи нередко выявляют
два типа поведения (мотивации) – стремление
к успеху и избегание неудачи.
Низкая (заниженная) самооценка
нередко обусловлена влиянием и оценкой
родителей в детстве, а в последующей жизни
— внешней оценкой социума.
Бывает так, что ребенку в детстве дают
заниженную самооценку ближайшие родственники,
говоря: «У тебя это не получается!», подчас
применяя при этом физическое воздействие.
Иногда родители злоупотребляют «тиранию
долженствований», вызывая при этом у
ребенка чувство гиперответственности,
которое впоследствии может привести
к эмоциональной скованности и зажатости.
Часто старшие говорят: «Ты должен вести
себя очень прилично, так как твой отец
- уважаемый человек», «Ты должен слушаться
во всем маму». В сознании ребенка складывается
модель эталона, в случае реализации которого
он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку
она не реализуется, возникает несоответствие
между эталоном (идеалом) и реальностью.
[7, с.58].
На самооценку личности влияет
сопоставление образов идеального и реального
«Я» - чем больше разрыв между ними, тем
вероятнее недовольство человека реальностью
своих достижений и ниже ее уровень.
У взрослых людей заниженная
самооценка личности поддерживается в
тех случаях, если они придают слишком
большую важность тому или иному событию,
либо считают, что проигрывают в сравнении
с другими. При этом возможно, они забывают,
что неудачи – также ценный ресурс опыта,
а также что их индивидуальность не менее
уникальна, чем у других людей.
Также важен
вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно
оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных
областях (не говоря уже о личных отношениях)
они могут оставаться относительными
или недостаточно четкопроясненными.[20,с.126]
Бывает так, что родители
или ближайшие родственники ребенка склонны
переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо
читает стихи или играет на музыкальном
инструменте, как он умен и сообразителен,
но попадая в другую среду (к примеру, в
детский сад или школу) такой ребенок подчас
испытывает драматические переживания,
поскольку его оценивают по реальной шкале,
по которой его способности оказываются
оцененными далеко не столь высоко. В этих
случаях, завышенная родительская оценка
играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный
диссонанс в период, когда собственные
критерии адекватной самооценки еще не
выработались. Тогда завышенный уровень
самооценки сменяется заниженным, вызывая
у ребенка психотравму.
Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки:
1.
устойчивую адекватную
2.
неадекватную пониженную
3. неадекватную повышенную самооценку;
4. неустойчивую самооценку.
Неустойчивая самооценка связана, прежде всего, с изменяющимися ощущениями уверенности и неуверенности в себе. По мере формирования самооценки, последняя, начинает влиять на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку «почетное» место в коллективе, то она становится, в конце концов, потребностью.
Существует
такое понятие, как перфекциони
На общую самооценку
личности сильно влияют также ее индивидуальные
особенности и то, насколько важно для
нее оцениваемое качество или деятельность.
Частных самооценок бесконечно немало.
Судить по ним о человеке, не зная системы
его личных ценностей, того, какие именно
качества или сферы деятельности являются
для него основными, невозможно.
Самооценка не является
постоянной, она изменяется в зависимости
от обстоятельств. Усвоение новых оценок
может изменять значение усвоенных прежде.
Есть три момента, существенных для понимания
самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку.
Если же человек
ощущает разрыв между этими характеристиками
и реальностью своих достижений, его самооценка,
по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для
формирования самооценки, связан с интериоризацией
социальных реакций на данного человека.
Иными словами, человек склонен оценивать
себя так, как, по его мнению, его оценивают
другие. И, наконец, еще один взгляд на
природу и формирование самооценки заключается
в том, что человек оценивает успешность
своих действий и проявлений через призму
своей идентичности. Он испытывает удовлетворение
не от того, что он просто что-то делает
хорошо, а от того, что он избрал определенное
дело и именно его делает хорошо. [19, с.152].
В целом картина выглядит таким образом,
что люди прилагают большие усилия для
того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться»
в структуру общества.
Какие бы формы ни принимала
семья, она всё же является важнейшей единицей
общества. Именно в семье ребёнок впервые
обнаруживает, любят ли его, принимают
ли его таким, какой он есть, сопутствуют
ли ему успех или неудачи. Как считают
многие психологи, именно в первые пять
лет жизни у человека в основном формируется
структура личности, закладываются основы
Я - концепции. В этот период ребёнок особенно
уязвим и несамостоятелен, эмоционально
зависим от семьи, в которой удовлетворяются
полностью или не полностью его потребности.
Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при не правильном отношении к ребёнку. Самооценка связана с размерами семьи и старшинством среди детей.
Самооценка - результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие. Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.
Таким образом,
центральной характеристикой