Влияние семьи на самооценку ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей влияния семьи на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

     И.С.  Кон определяет самооценку как «компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков».[9, с.82].   

      И.И. Чеснокова отмечает, что самооценка - особое образование в структуре  сознания себя, выполняющее функцию оценки возможностей индивида и сопоставления их с требованиями ситуации поведения, на основе чего производится его регуляция; подчеркивается эмоциональный аспект, а также социальность происхождения самооценки. Чеснокова дает следующее определение: самооценка - это устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе. Несмотря на описание самооценки как особого элемента самосознания, в структуре последнего автор выделяет три компонента: самопознание, самоотношение и саморегуляцию. [18, с.48]. Возникает закономерный вопрос о месте самооценки в структуре сознания себя.

      Неоднозначны и критерии самооценок. Индивид оценивает себя двумя  путями: 1) путем сопоставления уровня  своих притязаний с объективными  результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. [20, с.189].

      Первая сторона дела нашла  отражение в известной формуле  У. Джемса:

Самоуважение = Успех/ Притязания. Чем выше уровень  притязаний, тем труднее их удовлетворить. Самооценку можно повысить, и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе. Ориентиры, установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают инерции, и поэтому их реорганизация является делом нелегким. Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для оценки, заложенные в детстве, поддерживаются сами в течение всей жизни человека; отказаться от них трудно.

      В ходе теоретического анализа  рассмотрены структурные компоненты  самооценки, виды самооценки, основные  особенности самооценки. Структура  самооценки включает в себя  два связанных между собой  компонента: когнитивный и эмоциональный,  отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, это аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной степенью интенсивности. При исследовании самооценки принято выделять следующие особенности (параметры): уровень, адеквность/неадекватность (завышенная или заниженная самооценка), гибкость и др.

      Анализ теоретических  исследований  показал, что самооценка связана  с характерологическими чертами  и ценностными ориентациями личности. Наибольшее внимание исследователи  уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. Особенно большое количество исследований посвящено изучению связи уровня самооценки и уровня тревожности (В.С. Мерлин, В.Ф. Сафин, Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Д. Миллер, К. Бэгли, Л. Липситт, Дж. Митчелл и др.). Недостаточно изученными остаются такие особенности самооценки как адекватность/неадекватность и гибкость в их связи с чертами личности. Кроме того, одним из направлений, которое еще недостаточно исследовано, является поиск связей особенностей самооценки с типами личности (с определенным сочетанием характерологических черт и ценностных ориентаций).

      Самооценка отражает степень  развития у индивида чувства  самоуважения, ощущения собственной  ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого Я; она снижает уровень притязаний человека, ограничивая его жизненные перспективы [2, 89]. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.     Ещё один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Подход Эриксона является развитием концепции З. Фрейда, обращён к становлению сознательного Я индивида - эго. Источником эго - идентичности является, по Эриксону, «культурно значимое достижение». Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован в работах Кули и Мида.

       Выделяют гуманистический подход  в изучении самооценки. Согласно  этому направлению индивид не  может изменить сами события,  но может изменить своё восприятие  этих событий и их интерпретацию. 

       Анализируя современную литературу, можно выделить три варианта интерпретации самооценки и ее представленности в самосознании индивида.

     1. Самооценка - часть «Я - концепции», входящая, либо целиком отождествляемая  с эмоционально - ценностным отношением  субъекта к себе. Именно к этому  аспекту самосознания, т.е. самоотношению, относятся слова М. Розенберг, сказанные об оценке себя человеком: самооценка отражает степень приятия себя, степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу Я. Низкая самооценка предполагает отрицание себя, самонеприятие, негативное отношение к собственной личности. В рамках такого понимания самооценки не выделяется в качестве автономного образования, ее место в структуре самосознания не устанавливается.

     2. Наименее распространенной является  точка зрения, согласно которой  самооценка понимается как когнитивная  подструктура: обобщает прошлый  опыт человека и организует, структурирует  новую информацию о «Я», т.е.  функционирует знание индивида о себе. Самооценка - это образ Я субъекта.

      3. По мнению Л.В. Бороздиной, самооценка  не сводится ни к образу  Я, ни к эмоционально - ценностному  отношению к себе. Она представляет  собой критическую позицию индивида  по отношению к собственному  потенциалу; это не констатация, а его оценка исходя из принятой субъектом системы ценностей. 
     Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития.  Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

     Высокая  самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи.  
     Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума.    Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец - уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. [7, с.58].

На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального «Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.  
      У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей.     

Также важен  вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четкопроясненными.[20,с.126] 
      Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму.

     Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки:

     1. устойчивую адекватную самооценку;

     2. неадекватную пониженную самооценку;

     3. неадекватную повышенную самооценку;

     4. неустойчивую  самооценку.

Неустойчивая  самооценка связана, прежде всего, с  изменяющимися ощущениями уверенности и неуверенности в себе. По мере формирования самооценки, последняя, начинает влиять на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку «почетное» место в коллективе, то она становится, в конце концов, потребностью.

     Существует  такое понятие, как перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9,С.203].

     На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.  
       Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

     Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку.

     Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.  
     Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. И, наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. [19, с.152]. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.  
     Какие бы формы ни принимала семья, она всё же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я - концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности.

      Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей  проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при не правильном отношении к ребёнку.  Самооценка связана с размерами семьи и старшинством среди детей.

     Самооценка - результат  постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие. Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.

      Таким образом,  центральной характеристикой любой  личности является «Я-концепция». Мы выяснили, что самооценка определяется  как сложное динамическое личностное  образование, личностный параметр умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.

Информация о работе Влияние семьи на самооценку ребенка