Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:56, контрольная работа
Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТАВ СЕМЬИ
2. СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
3. ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ СЕМЬИ
4. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ
5. КРУГ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Домашняя экономика начинается с составления бюджета, то есть с планирования доходов и расходов на определённый период времени. Точность и аккуратность в денежных делах – часть общей культуры человека.
Конечно, право семьи – решать, куда тратить деньги. В одной семье много денег уходит на книги, в другой на развлечения, в третьей на путешествия. Однако бездумные траты приводит к тому, что семьи, поначалу такие благополучные, разваливаются прямо на глазах. Вроде бы и денег супруги зарабатывают достаточно, а дом не устроен, в гардеробе нет нужных вещей, да и обед на столе не особенно вкусный. Упрёки, скандалы.
А в другой семье и достаток в доме, и дети обуты-одеты, и всегда найдутся «свободные» деньги для незапланированного похода в кино или в кафе. Отчего так? Да оттого, что в ней умеют считать деньги.
Деньги тоже воспитывают. Пренебрежительное отношение к проблеме денег часто ведёт к двоякому роду просчётов. У детей может воспитаться иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – деньги могут воспитать алчность, зависть, стремление к накопительству.
С самого раннего возраста необходимо вводить ребёнка в круг хозяйственных забот семьи. Ребёнок должен знать семейный бюджет, должен знать «примерную смету» жизни семьи в месяц, в день. Он должен знать стоимость основных продуктов: хлеба, масла, молока, мяса, рыбы, овощей, кондитерских изделий. По мере развития ребёнка надо посвящать в «ценностный мир» вещей (стоимость одежды, обуви, компьютера и т. д.). Он должен быть в курсе того, сколько средств уходит на ремонт квартиры, на проведение отпуска, на различные приобретения.
Если родители берутся за дополнительную работу, ребёнок должен понимать, что мама и папа трудятся для того, чтобы всем в семье жилось лучше. Он должен понимать такую логику: каждый обязан вносить свой посильный вклад в улучшение жизни семьи. И чем раньше ребёнок станет вам помогать, тем будет лучше. В чём может выразиться эта помощь? Ребёнок может научиться, своими руками, производить ремонт различных вещей (вешалка, дверной замок, стулья). Он может участвовать в ремонте квартиры: наклейка обоев, покраска окон, дверей и т. д.
Ребёнок должен
знать прожиточный минимум
Существует мнение, что детей, напротив, не стоит учить деловому расчёту, что они, как правило, и так прекрасно знают, что почём. Это верно. Дети бывают по-своему расчётливы. Но их расчётливость зачастую направлена на удовлетворение своих личных потребностей: они подсчитывают свою карманную мелочь, одалживают деньги друг другу, иногда что-то продают, меняют, одним словом, ведут своё собственное «хозяйство».
Если ребёнок заработал летом деньги и ничего не купил своим родителям, а израсходовал всё только на себя – это уже сигнал тревоги.
Если ребёнок принёс заработанные деньги в семью и отдал их маме, пусть сам этот факт будет маленьким семейным праздником. Надо вместе, сообща подумать, на что истратить эти деньги. Сам факт такого разговора будет иметь большое воспитательное значение.
Родительская любовь – святое чувство. Чаще всего любящих родителей она приводит к горьким парадоксам, к вызванной излишней опекой инертности, пассивности, потере инициативы, ничегонеделанию. А порой к юношескому протесту, бунту против мещанского уклада ничего не жалеющих, идущих на всё родителей, против привычки поступать так же, преклонятся перед культом вещей, одежды, денег, собственной дачи, автомашины и всякой прочей движимости и недвижимости.
Дом отражает периоды становления и развития семьи, её подъёмы и спады, радости и напряжения. Но всё-таки основное, что определяет характер домашнего совместного хозяйствования, - потребности и интересы членов семьи, и финансовые возможности по их удовлетворению.
Переступая порог своего дома, человек, естественно, хочет поскорее сбросить с плеч дневную усталость, отдохнуть. Если дом этого не даёт, возникает угроза добрым взаимоотношениям в семье, которые, как известно, складываются не вдруг.
Хорошая, крепкая семья была и остаётся источником духовных сил человека. В ней он получает нравственную закалку, чтобы идти по жизни достойно и уверенно. В такой семье не ведут разговоров о нравственности. Здесь принята простая истина: доброжелательность и справедливость, взаимопомощь и понимание – это то, без чего просто немыслима семья. И само по себе становится непреложным, что безнравственно, когда меньше отдаёшь, но больше получаешь; безнравственно говорить одно, а делать другое или пообещать и не сделать.
«Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создаётся вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением», - писал А.С. Макаренко. [6; 195].
Социальная и эмоциональная зрелость семейных отношений предполагает высокое чувство ответственности за их благополучие, способность контролировать собственное состояние и настроение, развитую потребность больше любить самому, чем быть любимым, стремление пожертвовать личным во имя семьи, выполнять семейные обязанности без веского давления, по зову души, совести.
Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за всё, что у неё не получается, винит себя, а за всё, что ей удаётся, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.
Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушения душевного равновесия, им обычно недостаёт сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические отношения - включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения - содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определённой культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует.
Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимании друг с другом. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.
Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворённости супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т. п.
Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние дел в семье.
В школе семейной жизни неумение влечёт за собой очень тяжёлую расплату: потерю счастья. А между тем домашнему ремеслу мы учимся чаще всего на примере наших родителей. Но ведь каждое поколение несёт иные пристрастия, потребности, интересы.
Рациональное распределение домашних обязанностей имеет и очень чёткую педагогическую подоплеку. Давно известно, что наряду с «прямой» педагогикой существует ещё и «косвенная» - незаметная, ненавязчивая, но очень эффективная педагогика семейных отношений. Но задумывались ли вы над тем, как эта педагогика может проявить себя там, где почти все хозяйственные дела выполняет мама? Что вынесет для себя ребёнок, и как он будет строить свой семейный союз? Думается, что ответ однозначен…
Дело в том, что если не включать ребёнка в сферу домашнего труда, то со временем он уже сам не захочет им заниматься. Уже в два-три года дети могут и должны ухаживать за собой. Складывать разбросанные игрушки, убирать постель. Старшие дошкольники вполне способны помогать в уборке квартиры, а с наступлением школьного возраста, какими бы занятыми ни были дети, речь должна идти о максимально широком привлечении их к домашнему труду в полном соответствии с мудрой поговоркой: « Дочери восемь лет – матери дела нет».
Нет ничего удивительного в том, что все люди склонны видеть в своём ребёнке (особенно если он первый) не столько новую индивидуальность, сколько выражение самих себя. Родители довольно часто желают, чтобы их дети занимались бы тем делом, каким они восхищались в своё время, или, в лучшем случае, продолжили бы семейную деловую традицию.
Несравнимо больше шансов на успех в воспитании имеют надежды и ожидания тех благоразумных родителей, которые дают своим детям самостоятельно мыслить и не пытаются постоянно навязывать детям свою точку зрения и свои вкусы. Такая родительская позиция оказывает большое положительное влияние на формирование многих качеств, которые необходимы в будущем взрослому человеку.
У многих чувствительных детей, у которых в детстве были осложнения в общении с родителями, братьями, сёстрами, возможно, и с друзьями, гораздо сильнее развивается интерес к людям и желание познать их, чем у человека, не задумывавшегося в детстве и юношеские годы над своими отношениями с окружающимися людьми.
Каждому человеку приятно чувствовать, что его любят в семье, среди друзей, на работе. Однако этот процесс взаимный. Поэтому ребёнок, который растёт в тёплой, справедливой обстановке, становится обычно человеком весьма приятным для окружающих его людей.
Есть ещё один фактор в процессе воспитания, который тоже очень важен. Ребёнок, особенно в возрасте от трёх до шести лет, выражает свою преданность родителям обычно тем, что старается во всём быть похожим на них. Он не просто подражает их действиям, манере разговаривать, но и старается быть таким, же разумным, как и они. У мальчика появляется желание быть похожим на взрослых мужчин, быть храбрым в момент опасности, вежливым по отношению к женщинам, преданным своим близким, то есть таким же, как его папа. Девочка хочет помогать по хозяйству, заботиться о малышах, быть ласковой со всеми членами семьи, то есть делать всё так же, как это делает мама. Следовательно, дети, имея перед собой пример родителей и чувствуя их любовь, сами влияют на формирование своего характера, на свою дисциплинированность и отношение к людям.
Родителям следует считать себя ответственными за воспитание дисциплинированности у своего ребёнка. Если он чувствует искренность в требованиях родителей, то он скорее понимает разумность их просьбы.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребёнка, стремятся стать для него образцом. Похвала родителей, с которыми ребёнок находится в дружеских отношениях, обычно более действенна, чем та, которая получена от холодных и равнодушных родителей. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личностей можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний.
Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребёнка изменить другим способом практически невозможно. Если всё же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребёнка страх или озлобленность. Правила социального поведения, которые навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже всего. Наказание более эффективно в том случае, если проступок ребёнка, за который он наказан, разумно ему объяснён.
Информация о работе Влияние семьи на становление личности человека