Влияние семьи на становление личности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТАВ СЕМЬИ
2. СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
3. ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ СЕМЬИ
4. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ
5. КРУГ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

семья. личность.rd.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Если отношения  между родителями и ребёнком хорошие, то наказание совсем не обязательно. Эффект будет куда сильнее от умного ненавязчивого разговора. Если же всё-таки мама или папа прибегли к наказанию, которое ребёнок предвидел, то, возможно, он начнёт негодовать, но не будет обижен, так как почувствует справедливость родителей.

Различные сферы  развития детей связаны с разными  проявлениями внутрисемейных отношений. Когнитивное развитие ребёнка в наибольшей степени зависит от того, как каждый из родителей справляется с его обучением. Оценка поведенческих проблем наиболее значительно связана с поведением родителей в отношении друг друга.                 

Дети чувствуют  себя значительно лучше, когда папы принимают активное участие во всей их жизни. Существует мнение, что отцы более способны призвать ребёнка к соблюдению дисциплины. Имеется в виду успешный контроль и правильное руководство поведением ребёнка.

Наблюдения  свидетельствуют о том, что в  большинстве семей отцы не так строги с дочерями, как с сыновьями. Однако дочери слушаются их с большей готовностью. А матери больше потакают сыновьям.

Люди склонны  быть милыми и очаровательными по отношению к человеку противоположного пола, но некоторые из них испытывают какое-то чувство соперничества к отдельным людям своего пола. Такие отношения могут складываться и в жизни семьи, несмотря на то, что папы и сыновья, мамы и дочери горячо любят друг друга.

У мальчиков нередко возникает  чувство уверенности в себе после  каждой «стычки» с отцом, когда в  результате он обнаруживает  в характере своего родителя мужские качества, которым он хочет подражать. Это стремление подражать справедливому и сильному отцу формирует у него смелость и уверенность в себе, даёт ему возможность противостоять трудностям, которые будут возникать на его жизненном пути. Дети сильнее любят тех отцов, с которыми больше общаются по любым поводам, даже для них неприятным.

Мать в регулировании  отношений между отцом и детьми играет определяющую роль. Мать более тонко чувствует, когда требуется мужская, отцовская твёрдость по отношению к детям. Она должна внушать ребёнку глубокое уважение к их отцу, который любит своих детей, однако имеет право в случае необходимости быть с ними строгим.

У каждого из родителей  складываются различные отношения  с детьми, проявляются самые разные на них влияния. Так и должно быть, потому что мир велик и в нём есть место для всего и всех. Однако хорошими могут быть только те родители, дети которых чувствуют, что их мамам и папам с ними интересно и приятно, что они их любят.

Особое место семья  занимает в половом воспитании детей. К сожалению, многие родители вообще стараются не касаться вопросов пола в разговорах с детьми. А ведь половое воспитание – важная сторона гармонического развития подрастающего поколения. По данным немецкого учёного К. Нойберта, дети должны знать о том, как они появляются на свет, уже к пяти-семи годам. Половое воспитание – серьёзная задача семьи. Оно должно начинаться с раннего возраста и продолжаться в течение всего периода развития и созревания личности. Цель его – гармоническое развитие личности ребёнка. А для этого родители должны помочь сыну или дочери осознать физиологические, психологические и социальные особенности своего пола и благодаря  этому пониманию правильно строить отношения с людьми.

По мнению психиатров, ещё  задолго до того, как дети будут  правильно называть себя мальчиком или девочкой, тем более понимать связанные с этим особенности поведения, родители должны наглядным примером, соответствующими пояснениями создавать у них образ мальчика и девочки, формировать правильное представление об их будущих социальных ролях.

В лекциях на тему «Половое воспитание» А.С. Макаренко  писал: «Половая жизнь человека должна существенно отличаться от половой жизни животного, в этом отличии и заключаются цели полового воспитания. Человек прошёл длинную историю развития и развивался не только как зоологический вид, но и как общественное существо. В истории этого развития давно выработаны человеческие идеалы половой жизни человека. Что требует общественная нравственность в вопросах половой жизни? Она признаёт нормальной и оправданной только такую половую жизнь, которая основывается на взаимной любви и которая проявляется в семье, то есть в открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение, и воспитание детей. Мы должны так воспитать наших детей, чтобы они относились к любви как к серьёзному и глубокому чувству, чтобы своё наслаждение, всю свою любовь и своё счастье они реализовывали в семье ». [6;239].

Усиление «автономности» подрастающего поколения, потеря семьёй монопольного влияния на детей, высокая степень информированности ребёнка, по-новому обозначили проблему родительского авторитета. В целом исчезновение института главенства в семье, укрепление новых культурных и нравственных норм отношений между супругами положительно сказалось на отношениях родителей и детей.

В семье все  стороны воспитания едины. Приучая  ребёнка к труду, семья помогает ему выбрать профессию. Воспитывая ответственность, чувство долга, порядочность, формирует гражданственность. Готовя к семейно-брачным отношениям, не только предохраняет от личных трагедий, но и приучает к коллективному поведению и т. д. Направления самые различные.

Совершенно  безконфликтных семей не бывает. Более  того, мнение, будто в счастливых семьях не должно быть ссор и разногласий, нередко наносит прямой вред.

Конфликтность вплетена в самую суть семьи. Ведь это развивающийся социальный организм, которому присущи, свои противоречия. Конечно, есть семьи, в которых не бывает ссор, других ярко выраженных конфликтных ситуаций, но это вовсе не означает, что их семейный корабль не поджидают подводные течения и рифы. Просто они умело обходят их.

Самое опасное  – это влияние нездоровой атмосферы  в семье на детей. Их развитие происходит в напряжённой обстановке, в результате чего у них рождается чувство неполноценности, ущемленного достоинства и обделённости. Они более подвержены неврозам, психическим заболеваниям.

Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков  и девочек в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом по принципу «мужские» и «женские».

Правильное  воспитание мужественности основывается на подчёркивании позитивных черт и компенсации негативных черт мужской психофизиологической конструкции, мужского природного темперамента и характера.

Сила настоящего мужчины не нуждается в демонстрации. Она проявляется в способности действовать решительно и с полной мобилизацией на основе выработанного плана и сознательно принятого решения (а не под влиянием эмоционального импульса – реакция восторга, страха, тревоги, гнева и т.п.). Природная импульсивность мальчишек должна компенсироваться с помощью правильного воспитания развитием высокого волевого контроля, осознанной регуляции своего поведения. Мужчина доказывает свой приоритет лидера, не подчиняя окружающих шквалом своих эмоций, но практически принимаясь за дело – своей способностью брать ответственность на себя, внушать доверие компетентностью, собранностью и деловитостью. Мужчина – практический, деловой лидер семьи. Именно в этом направлении и должен формироваться мальчишеский характер.

Прежнее, патриархальное воспитание ставило своей главной  целью развитие с детских лет  «главной» женской добродетели, коей объявлялась, конечно, покорность мужу-господину. Но женская эмансипация, повышение общественной активности женщины, её доли участия в общественном профессиональном труде привели к размыванию этих представлений. Расширив свои права, женщина не полагается на мужа как на единственное средство социальной защиты.

В нынешней, гораздо  более благоприятной для женщины  социальной ситуации воспитание женственности  должно опираться на развитие уже у девочек такой главной женской черты, которая сконцентрирована в понятиях «материнство» и «материнская любовь».

Помыслы женственной  женщины – женщины-матери – должны быть направлены в будущее: на судьбу детей. Помыслы женственной девушки  – на судьбу будущих детей. В этом ключ к воспитанию и женской гордости, и женского достоинства, проявляются не в претензии на своевластие, не в готовности скандалить по мелочам, а в спокойном умении отделить мелкое от главного, тактику – от стратегии. Лучшее проявление женственности – чуткость, нежность, мягкость, тактичность, чувство прекрасного и эстетичного, способность к интуитивному же предвосхищению событий – позволяет женщине быть не тактическим, инструментальным лидером (в вопросах о выборе средств и способов действия), а стратегическим лидером. Человеком, эмоционально улавливающим стратегический долговременный смысл того или иного факта или события семейной жизни и дающим ему оценку с точки зрения главных интересов семьи. Интересов, связанных с рождением и воспитанием детей.

Давно замечено, что любящие родители стараются  обернуться к детям лучшими своими сторонами. Уже одно это хорошо, а ещё лучше, если любовь к детям, забота о том, чтобы они имели все основания гордиться своими родителями, будут побуждать родителей ломать дурное в своём характере, избавляться от слабостей, стараться сегодня стать лучше, чем были вчера…

Иными словами – не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей.

Осваивая «азбуку  чувств» - умение любить близких отзываться на чужую радость и беду и т. д. – ребёнок естественно и  постепенно приходит от малого к большому: к способности не поверхностно «заучить» моральные нормы поведения, но органически впитать их, сделать частью своего «я».

Многообразие  отношений между членами семьи, открытость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу. Обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую неповторимую личность.

Семья – это  Дом с большой буквы, если понимать его как единство духовной атмосферы  обитания, материального окружения. Так сложилось, что в сознание людей понятия «дом» и «семья» стали почти синонимами, ибо не может существовать дом без живущих в нём людей, без семьи, и эти понятия только тогда наполнены смыслом, когда существуют в неразрывной связи, как единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  1. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ.

Каждую семью  отличает своеобразие людей, её составляющих, их отношений, особый уклад жизни. Любая семья – неповторимое сочетание человеческих судеб. Общие духовные интересы, одинаковая степень развитости культурных потребностей предпочтительны, они представляют собой важное условие одухотворённых семейных отношений.

Образование –  это база, на которой человек строит свою профессиональную жизнь. Поэтому, очевидно, не только одинаковое образование, но и одинаковая профессия у супругов встречаются всё чаще. Это говорит о том, что люди определённого образовательного ценза (даже профессии) «находят» друг друга.

Интеллигентность  как важное условие взаимопонимания  выдвигается в семье на первое место. Но что понимается под интеллигентностью? Образование? Знания? Социальная принадлежность?

Интеллигентность, прежде всего, предполагает наличие высоких душевных качеств: нравственную развитость, воспитанность, тонкий вкус, способность к сопереживанию, желание делать всё возможное, чтобы менять жизнь к лучшему. Интеллигента отличают способность сострадать, чувствовать чужую боль как свою.

Однако нельзя не согласиться с академиком А. Китайгородским, который считает, что интеллигентность человека можно поставить под сомнение, если он не обладает, хотя бы минимум необходимых знаний. В этот минимум входят методологические основы знаний, основные законы природы, небольшое число математических идей, немного специальных терминов. Человек должен знать закон сохранения энергии, обладать некоторыми сведениями о генах. Из бесчисленных фактов и правил, по которым живёт мир, нельзя не знать те, которые влияют на формирование личности, позволяют видеть своё место в мире, оценивать реалистичность задач, стоящих перед человечеством, воспитывают мировоззрение и позицию человека.

Воспитание  и образование взаимосвязаны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ребёнку, идеализируя в нём человека.

Образование и  развитие, которое получает женщина  сегодня, помогают ей с большим успехом справляться с обязанностями воспитателя своих детей. Всесторонне развитая женщина глубже проникает в духовный мир своего ребёнка, лучше разбирается в особенностях характера растущего человека . Недаром глубину и теплоту отношений с матерью признаёт большинство юношей и девушек.

Только совместными  усилиями родители могут добиться успеха и в духовном обогащении детей. Дело родителей – тактично, доброжелательно, настойчиво прививать ребёнку  художественный вкус, умение отличать искусство от подделки под него, заставлять юную душу трудиться, откликаться на тончайшие человеческие переживания.

Информация о работе Влияние семьи на становление личности человека