Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа
Данная работа посвящена изучению влияния удовлетворения социальных потребностей ребенка в процессе реального взаимодействия с взрослым человеком на формирование симпатии и любви к этому взрослому.
3) усиливается эмоциональность детей; случаи улыбок и смеха возрастают в два с лишним раза,
4) нарастает интенсивность взаимодействия с экспериментатором: вчетверо в больше увеличивается количество предметных действий в речевых высказываний, с помощью которых дети участвуют в общения. В отношения же постороннего взрослого дети не проявили стремления интенсифицировать общение.
Сравнивая показатели, подученные в контрольных пробах после занятий по различным программам, мы установили следующее: наибольшее увеличение внимания к экспериментатору произошло после занятий по программе В; в это же время наблюдалось в наибольшее усиление эмоциональной окраски поведения; после занятий по программе С можно отметить наибольшее возрастание количества предметных действий и речевых высказываний, адресованных экспериментатору, в это же время наблюдается и максимальное увеличение эмоционально-волевых проявлений и возбуждения детей. Занятия по программе Э вызвали наименьшие сдвиги в эмоциональной окраске поведения детей. Следует отметить, что показатели по всем программам общения отличаются друг от друга незначительно, исключая данные об эмоционально-волевых проявлениях и взаимодействии детей с экспериментатором. Это говорит об устойчивом интересе детей к экспериментатору и к взаимодействию с ним после занятий по первой программе, в чем бы она ни состояла.
Наблюдение за поведением детей в разных ситуациях обнаружило формирование у детей устойчивого интереса и внимания к экспериментатору, стремление детей постоянно находиться возле него, сопровождать его, появление личностной окраски в отношении детей к экспериментатору (обращение к нему по имени, интимные сообщения, шутки, ласки), активные попытки направлять взаимодействие, определять его характер, отрешение продлить время общения активными попытками удержать экспериментатора в комнате.
Что касается постороннего взрослого, то дети отказываются общаться ним, проявляет к нему подчеркнуто отрицательное отношение.
В исходных пробах дети проявляли
и к экспериментатору, и к
постороннему взрослому специфическое
отношение (двое детей), пассивно-положительное
(двое детей) и спокойное положительное
(тоже двое детей). В дальнейшем типы
отношения к экспериментатору получали
все более интенсивную
Отношение к постороннему взрослому в исходных пробах было у троих детей индифферентным, а у троих - пассивно-положительным. В дальнейшем оно заменялось на отрицательное отношение, активно выраженное у четырех детей, и на специфическое - у одного ребенка. Лишь одна девочка проявляла к постороннему взрослому спокойное положительное отношение. Таким образом, занятия привели к формированию у детей глубокой привязанности к экспериментатору и неприязни - к постороннему взрослому.
В ходе занятий дети были наиболее внимательны к экспериментатору на занятиях по программе В, они активно стремятся к константу с экспериментатором и взаимодействию с ним, велика и радость детей от общения с экспериментатором. На занятиях по программе С происходит наибольший прирост показателей возбуждения и смеха, а показатели активности лишь немногим ниже данных, полученных по программе В. Очевидно, взаимодействие с экспериментатором по этой программе интересно детям, они охотно занимается с ним. Наименьшие сдвиги наблюдаются на занятиях по программе Э. Можно думать, что эти занятия удовлетворяли детей меньше всего. В целом, старшие дошкольники проявляли предпочтение к занятиям по программе В.
ГЛАВА 6. "Обсуждение подученных результатов"
Излученные факты убедительно говорят в "пользу предположения о влиянии содержания общения ребенка с взрослым на формирование у детей отношения к этому человеку. До начала опытов дети вели себя с экспериментатором и с посторонним взрослым аналогичным образом. Но их поведение в заключительных контрольных пробах с экспериментатором неузнаваемо преобразилось. Место недифференцированной, слабой доброжелательности, характерной для отношения детей ко всем посторонним взрослым, заняла особая высокоизбирательная привязанность к экспериментатору, временами превосходящая по своей силе любовь ребенка к матери и расположение к воспитательнице. Поведение детей в ситуации точно таких же контрольных проб с участием постороннего взрослого либо осталось прежним, либо окрасилось неприязнью.
Практика взаимодействия
детей с экспериментатором
Факт предпочтения после занятий экспериментатора другим взрослым, не менее знакомым ребенку и удовлетворяющим разные ваяние его потребности (гигиенический уход, кормление и пр.), позволяет утверждать, что общение - один из наиболее важных моментов, обуславливающих развитие отношения детей к взрослым.
Подтвердилось наше предположение о том, что ребенка более всего удовлетворяет то содержание общения, уровня потребности в котором он уже достиг. Но не всегда эта зависимость прямолинейна. У младенцев и старших дошкольников она маскируется: у первых тем, что внимание и доброжелательность входят во все программы, у вторых - инициативностью, позволяющей детям достигать личностных контактов, добиваться взаимопонимания и сопереживания взрослого и в других программах, помимо В. Только дети раннего возраста отчетливо проявили предпочтение одной (ситуативной) форме, общения.
Полученные в исследовании материалы позволяют сделать следующий вывод: Содержание общения - важнейшие фактор формирования гармоничных отношений между ребенком и взрослим. Соответствие содержания общения уровню потребности ребенка ведет к возникновению у него расположения и приязни к взрослому, а несоответствие (опережение или отставание) снижает степень привязанности. Очевидно поэтому, что постоянная перестройка взрослым содержания своего общения с ребенком дозволяет сохранить между ними гармоничные отношения, преодолеть детские "кризисы". При атом взрослому принадлежит ведущая роль и в развитии самой потребности в общении; для этого он организует взаимодействие с ребенком в "зоне ближайшего развития", обеспечивая тем самым реализацию потенциальных возможностей детей.
Список научных работ автора, опубликованных по теме диссертации:
1. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка (в соавторстве с М.Н. Лисиной,1 п.л.). В сб. "Общение и его влияние на развитие психики дошкольника". М., 1974.
2. Методика экспериментального
исследования влияния
3. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка. В сб. "Проблемы общения и воспитание". М., Тарту, 1974 (0,75 п.л.).
4. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым. «Вопросы психологии», 1973, № 4 (0,5 п.л.).
5. Потребность в общении
как основа формирования
6. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему детей раннего возраста. "Новые исследования в психологии". Изд-во "Педагогика", М., № 3, 1974г. (0.3 п.л.).
7. Effect of the content of communication on the attitude of young children toward adults." Soviet psychology", vol. № XII, NIO 3, spring 1974, New York – (0,5 п.л.)
Информация о работе Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка