Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.
Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Девиантное поведение подростков: причины отклоняющегося поведения 4
1.2 Семья и стили семейного воспитания 4
1.3 Методы воздействия семьи на подростков 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
2.1 Организация и методы проведения исследования 4
2.2 Обработка и анализ результатов исследования 4
2.3 Рекомендации родителям и педагогам 4
Выводы по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Исследованиями И.А.Фурманова [
Социальная адаптация
девиантных подростков отличается доминированием
процессов активного
Таким образом, следует отметить,
что в качестве основных психологических
причин отклоняющегося поведения выделяют
причины, связанные с психическими
и психофизиологическими
«Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [10, с. 13].
«Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью» [25, с. 77].
Интегральный показатель
функционирования семьи, который отражает
качественную сторону социально-
Этот показатель разделяет все семьи на два основных типа:
1) «благополучные семьи.
Их проблемы, как правило, вызваны
как внутренними
1. с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи;
2. с тем, что собственные
представления о семье не
2) неблагополучные семьи.
Психологические проблемы
Неблагополучные семьи разделяют на:
- конфликтные семьи.
Во взаимоотношениях супругов
и детей есть сферы, в которых
интересы, потребности, намерения
и желания членов семьи
- кризисные семьи.
- проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака [10, с.16 - 18].
Таким образом, как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт. И, как правило, в неблагополучных семьях проявляются подростки с дисгармонизациями характера.
По словам В.С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи [11, с.59].
«Гиперпротекция. Этот вид
неправильного воспитания в крайней
форме проявляется полной безнадзорностью,
но чаще лишь недостатком опеки и
контроля за поведением. Лишь иногда гипопротекция
простирается до такой степени, что
подросток оказывается
«Скрытая гиперпротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении его лишь тягостные для них обязанности, что на деле они, были бы, рады от них освободится» [20, с. 55]. Скрытая гипопротекция не редко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
«Доминирующая гиперпротекция
– чрезмерная опека, мелочный контроль
за каждым шагом, каждой минутой, каждой
мыслью вырастает в целую систему
постоянных запретов и неусыпного бдительного
наблюдения за подростком, достигающего
иногда постыдной для него слежки.
Непрерывные запрещения, невозможность
никогда принимать собственные
решения пугают подростка, создают
у него впечатления, что ему «все
нельзя», а его сверстникам «все
можно» [12, с. 79]. Гиперпротекция не дает
возможности учиться с ранних
лет на собственном опыте разумно
пользоваться свободой, не приучает к
самостоятельности. Мало того, она подавляет
чувство ответственности и
«Потворствующая гиперпротекция в крайнем проявлении получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Здесь дело не только в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания» [26, с. 69]. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающий, ловить полные интереса к своей особе взоры, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.
«Кумир семьи» не означает также, что объект обожания должен быть окружен обязательно множеством глаз влюбленных в него домочадцев. Семья может состоять всего из двоих – например, обожающей до безумия своего ребенка одинокой матери, во всем ему потакающей, спешащей скорее во всем угодить, беспрестанно любующейся им, и подростка с ранних лет привыкшего немедленно получать все, что ему захочется, не задумываясь над тем, что это матери стоит» [18, с. 110].
«Эмоциональное отвержение. При этом виде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть кто-то другой – брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушка»)» [28, с. 117].
Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами по себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль, даже возмущаются, если им указывают на это. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
«Условия жестких
Это – душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и требованиям других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая не помощи, не поддержки, не участия. Все это может быть без громких скандалов, без драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.
«Повышенная моральная активность.
В таких случаях родители питают
большие надежды в отношении
будущего своего ребенка, его успехов,
его способностей и талантов. Они
часто лелеют мысль о том, что
их потомок воплотит в жизнь собственные
несбывшиеся мечты. Подросток чувствует,
что от него ждут очень многого. В
другом случае условия повышенной моральной
ответственности создаются, когда
на малолетнего подростка
Таким образом, определить тип семейного воспитания помогают характерные особенности каждого из них:
- уровень протекции
– мера занятости родителей
воспитанием, оценка того, сколько
сил, времени, внимания
- полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
- степень предъявления
требований – количество и
качество обязанностей
- степень запретов
– мера самостоятельности
- строгость санкций
– приверженность родителей к
наказанию, как приему
- устойчивость стиля
воспитания – выраженность
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания [1, с. 85 - 94 ].
В младенчестве и раннем детстве
все потребности ребенка
Хотя подростков обычно не
ограничивают, так как в детстве,
с возрастом некоторые
«В целом ограничения
предъявляются подросткам с целью
не допустить нежелательного поведения.
Так подростку могут запрещать
отсутствовать дома после 10 часов
вечера, употреблять алкогольные
напитки, курить и так далее. Естественно,
эти ограничения можно
С другой стороны, родительские требования
призваны способствовать поведению, которое
они считают социально
Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков