Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.
Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Девиантное поведение подростков: причины отклоняющегося поведения 4
1.2 Семья и стили семейного воспитания 4
1.3 Методы воздействия семьи на подростков 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
2.1 Организация и методы проведения исследования 4
2.2 Обработка и анализ результатов исследования 4
2.3 Рекомендации родителям и педагогам 4
Выводы по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведе.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

«Дисциплинарных меры являются действиями, которые должны обеспечивать выполнение требований и ограничений. Одни нацелены на усиление желательного поведения, другие обеспечивают контроль в ситуации неподчинения» [26, с. 70]. Если родительские требования и ограничения  преимущественно отражают их понимание  того, что ребенок должен или не должен делать, дисциплинарные меры представляют собой способы, которыми родители добиваются выполнения своих требований.

 Из исследований, проведенных  психологами (!!!!!!!!Какими????!!!!!) видно, что многие родители считают, что        их подростки хорошо подготовлены к жизни в обществе и вполне способны отвечать за свое поведение. Эти родители практически полностью доверяют своим детям и не видят необходимости во внешних ограничениях. Некоторые родители довольно жестко ограничивают поведение своих детей.

«Родители агрессивных подростков по-разному предъявляют требования к своим детям. Одни не только мало требуют, но и пассивно терпят привычки, которые не вызывают у них одобрение. Другие, сильно ограничивающие своих  детей, отличаются нетерпимостью к  агрессии против себя и сексуальному поведению. Они последовательно  добиваются выполнения своих требований и домашних обязанностей. В тоже время поощряют своих детей, проводят вместе время. Складывается обобщенный портрет родителей, которые, тем  не менее, стремятся поддерживать близкие  отношения с детьми» [17,  с. 135].

Воспитывая ребенка, родители часто требуют, чтобы он изменил  свое поведение. Он должен отказаться оттого, что ему хочется, или делать то, что ему не нравится. Ему приходится откладывать удовлетворение своих  потребностей, выполнять определенные предписания и подчиняться режиму. Социализация неизбежно фрустрирует  ребенка и, естественно, встречает  некоторое сопротивление с его  стороны.

Выделяют ряд родительских требований.

1.  Требования к послушанию [1, с. 117].

Отцы подростков настаивают на послушании и последовательно  добиваются этого требования.

Матери неагрессивных  подростков требуют от своих детей  выполнения своих указаний и строго следят за тем, чтобы их требования учитывались. Хотя многие матери могут  на что-то закрыть глаза, если они  заняты или не считают этот вопрос достаточно серьезным, некоторые из них настаивают на немедленном подчинении независимо от обстоятельств. В этом случае матери, по существу, рассматривают  послушание как самоцель и фактически формируют вторичную мотивацию.

Матери подростков, имеющие  дисгармонизацию характера, в меньшей  степени настаивают на послушании и  скорее готовы простить неподчинение. Их дети привыкли игнорировать своих  матерей и подчиняться только в случае сильного давления. Эти  матери часто признают, что их мягкость только осложняет им задачу воспитания детей. Любые предъявляемые ими  требования подростки в первую очередь  проверяют на предмет того, можно  ли от них уклониться. Это объясняется, прежде всего, тем, что матери этих детей, относились снисходительно к ним  в детском возрасте, потому что  не хотели отвлекать их от какого-либо дела. Данное привело к тому, что  в подростковом возрасте попытки  матерей заставить ребенка что-либо сделать превращается в настоящее  противоборство, в котором матери неизбежно проигрывают. По этой причине  они стараются свести все требования и указания до минимума.

2.  Требования к обязанностям  [1, с. 120].

Казалось бы, чем старше дети, тем больше обязанностей должны поручать им родители. В подавляющем  же большинстве подростки имеют  гораздо меньше постоянных обязанностей, чем можно ожидать. Чаще всего  несколько необременительных обязанностей по дому. Хотя многие родители считают, что обязанности играют большую  роль в плане подготовки подростка  к взрослой жизни, они, тем не менее, неохотно их нагружают работой, опасаясь, что это может помешать их школьным занятиям. Большинство считают, что  учеба «важное дело».

Кроме того, в современное  время существуют очень благоустроенные  дома, что оставляет родителям  мало возможностей для привлечения  подростков к выполнению каких-либо обязанностей.

3.  Требования к достижениям  [1, с. 127].

Родители обычных подростков предъявляют более высокие ожидания к своим детям в плане школьных достижений.

Естественно, если ребенок  усваивает ценности родителей, родительские ожидания могут сами по себе оказывать  давление.

Успеваемость подростков с дисгармонизацией характера более  низкая, чем у обычных подростков и они нуждаются в более  эффективном контроле, для достижения поставленной цели.

Из всех рассмотренных  ограничений, требований, дисциплинарных методов, которые родители применяют  к подросткам можно сделать вывод, что подростки с дисгармонизацией характера испытывают небольшое  воздействие в направлении социализации. Их родители предъявляют к ним  меньшие ожидания в области школьных достижений и почти не требуют  от них выполнения обязанностей.

Таким образом, эффективность  родительских требований или ограничений  отчасти обусловлена тем, насколько  сформированы эмоциональные привязанности  между родителями и детьми. Подростки  с дисгармонизацией характера сильно привязаны к матерям, чем к  отцам. Хотя отцы более требовательны  к ним в плане послушания и  последовательнее настаивают на выполнении своих требований, их усилия имеют  меньшее воздействие, чем материнское  влияние.

Выводы по первой главе

Из всего вышесказанного видно, что подростковый возраст  – это очень сложный период в развитии личности. Именно в этом возрасте происходит ломка организма  и психики ребенка. Учителям и  родителям необходимо проявлять  чуткость, понимание, отзывчивость к  подросткам. Иначе у них будут  развиваться различные формы  неврозов, эмоциональных напряжений, у подростков может начать развиваться  агрессивность, как к взрослым, так  и к сверстникам.

Существенное значение для  развития подростка имеет место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи  учитывают взрослые возможности  подростка, относятся к нему с  уважением и доверием, помогают ему  преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения  с товарищами, сохраняют контакт  с ним, то тем самым они создают  благоприятные условия для развития личности подростка.

Основными ошибками в семейном воспитании, ведущими к формированию отклоняющегося поведения, являются:

- стили (методы, способы  и пр.) воспитания на основе  гиперпротекции (усиленный контроль  поведения ребёнка, повышенное  внимание к его потребностям, гиперопека, повышенные требования  и пр.)

- стили воспитания на  основе гипопротекции (гипоопека,  недостаток внимания, заботы и  контроля со стороны родителей).

- асоциальный образ жизни  родителей. 

- тяжелые жизненные ситуации.

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1 Организация и методы проведения исследования

Наше исследование направлено на исследование зависимости отклоняющегося поведения подростков от стиля семейного воспитания. Интерпретация и объяснение полученных данных ориентирована на решение проблемы успешной социализации подростка в общении и учебной деятельности. Практические рекомендации направлены на оптимизацию психологической поддержки школьника в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение  подростков.

Выборка

В качестве испытуемых выступили  учащиеся СОШ № 215 г. Минска. Всего 60 человек, из которых после применения методики А.Н. Орел были выбраны 15 девиантных и 15 недевиантных подростков. Возраст испытуемых на момент исследования 14-16 лет. Так же в исследовании приняли участие родители 24 выбранных подростков.(!!!!!!!!!Почему 24?????)  Испытуемым были присвоены личные номера. Эти номера сохраняются при обработке и обсуждении результатов исследования.

Основные процедуры и методы исследования

Методика «Определение склонностей  к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) [27] является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

1.Шкала установки на  социальную желательность (служебная  шкала).

2. Шкала склонности к  преодолению норм и правил.

3. Шкала склонности к  аддиктивному поведению. 

4. Шкала склонности к  самоповреждающему и саморазрушающему  поведению. 

5. Шкала склонности к  агрессии и насилию. 

6. Шкала волевого контроля  эмоциональных реакций. 

7. Шкала склонности к  отклоняющемуся поведению.

Для диагностики стилей семейного  воспитания были применены две методики (!!!!!!!!!!Какая вторая??????)))))

Методика «Стратегии семейного  воспитания» [19].

С помощью этого теста  можно оценить свою стратегию  семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

Применение t-критерия Стьюдента [22]. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

2.2 Обработка и анализ результатов исследования

Данные методики А.Н. Орла были организованы в Таблицу 1.1.1(см. Приложение 1).

Мы провели качественную и количественную обработку результатов исследования тестирования по методике А.Н. Орла.

Из Таблицы 1.1.1 (см. Приложение 1) мы видим, что данная группа исследуемых подростков добросовестно отвечали на вопросы, о чем говорят показатели по шкале № 1. По 2- й шкале «Склонность к преодолению норм и правил» мы видим, что 19 человек (26%) – по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов. 26 человек (53%) – свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. (Дублируется далее!!!!!!!)Результаты 15 человек (21%) – свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.

По шкале «Склонность к аддиктивному поведению» у 48 человек (78%) (почему 48 человек?????? Откуда???????)низкие показатели по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов. Средние показатели по шкале получили 12 человек (22%), что говорит о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Ни один человек не получил высокого показателя, что свидетельствует об отсутствии чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций и проявлении негативизма.

По шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» 30 человек (50%) получили низкие показатели, которые свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. И 30 человек (50%) получили средний результат.

Шкала «Склонность к агрессии и насилию» – 41 человек (65%) (Почему 41?????????!)  имеет низкие показатели по данной шкале, это говорит о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций. Результаты 10 человек (27%) – свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. 9 человек (8%) имеют агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны решать проблемы посредством насилия, используют унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, говорит о наличии садистических тенденций.

По шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций» 42 человека (!!!!!!! Почему 42???????????????)(52%) имеют низкие показатели, которые свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Показатели 18 человек (48%) свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

По шкале «Склонность к деликвентному поведению» у !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!42 человек (67%) низкие показатели говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Баллы 16 человек (30%) свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. У остальных 4 человек (3%) показатели свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Средние значения по Методике А.Н. Орел были занесены в Таблицу 2.1

Таблица 2.1

Средние значения по Методике «Определение склонностей к отклоняющемуся поведению»

 

Ср. значение Т-балла

девианты

Ср. значение Т-балла

недевианты

Шкалы

Шкала установки на социальную желательность

52,91

56,5

Шкала склонности к преодолению норм и правил

67,1

51,5

Шкала склонности к аддиктивному поведению

45,25

45,63

Шкала склонности к самоповреждающему  и саморазрушающему поведению.

52,48

47,2

Шкала склонности к агрессии и насилию

55,42

52,1

Шкала волевого контроля эмоциональных  реакций.

52,07

49,9

Шкала склонности к деликвентному  поведению.

49,82

50,0

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков