Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.
Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Девиантное поведение подростков: причины отклоняющегося поведения 4
1.2 Семья и стили семейного воспитания 4
1.3 Методы воздействия семьи на подростков 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
2.1 Организация и методы проведения исследования 4
2.2 Обработка и анализ результатов исследования 4
2.3 Рекомендации родителям и педагогам 4
Выводы по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведе.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

 

На основании этих результатов  мы выбрали 15 недевиантных подростков, у которых низкие показатели по шкалам 2,3,4,5,7 и высокие по шкалам 1, 6 и 15 девиантных подростков, у которых по шкалам 2, 3 ,4, 5 и 7 высокие результаты, а по шкалам 1 и 6 результат низкий. 

После применения методики «Стратегии семейного воспитания»  были получены результаты, которые занесены в таблицу  2.1.1 (см. Приложение 2)

Методика не соответствует задачам  исследования!!!!!!!!!!!!!!!!

Таблица 2.2

Результаты методики «Стратегии семейного  воспитания»

Стили воспитания

Авторитетный

Авторитарный

Либеральный

Индифферентный

Подростки

7

9

3

11


 

Авторитетный стиль (7 родителей). Они осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

  Авторитарный стиль (9 родителей). Они хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях очень категоричны и неуступчивы. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

  Либеральный стиль (3 родителя). Они высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

  Индифферентный стиль (11 родителей). Проблемы воспитания не являются для них первостепенными, поскольку у них иных заботы и приоритеты. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.

Далее результаты испытуемых подростков по методике Орел подверглись  статистическому анализу с помощью  t-критерия Стьюдента для выяснения статистически значимых различий в склонности к отклоняющемуся поведению по стилям семейного воспитания, согласно результатам методики «Стратегии семейного воспитания».Значения t-критерия рассчитывались при помощи программы STATISTICA 6.0 Значения отмечались в соответствие с р≤0,05

 

Значение t-критерия Стьюдента 

Авторитетный

0.5

Авторитарный

0.1

Либеральный

0.2

Индефферентный

0.9


 

Полученные результаты показали что, статистически значимых отличий  в стилях воспитания у наших испытуемых не обнаружено. Различные стили воспитания присущи семьям, как с наличием девиантных подростков, так и с  отсутствием в семье девиантных подростков. Гипотеза не получила своего подтверждения.

2.3 Рекомендации  родителям и педагогам

Исходя из результатов  проведенного исследования, можно дать следующие рекомендации родителям  и педагогам по коррекции отклоняющегося поведения подростков.

1.  Как можно чаще  проявлять живую заинтересованность  делами подростка, чтобы он  постоянно чувствовал поддержку  и заботу.

2.  Убедить подростка,  что он может доверять Вам,  что Вы всегда поймете его  и поддержите в любой ситуации, и его проблемы не кажутся  Вам смешными.

3.  Видеть в словах  и действиях подростка позитивный  настрой и благие намерения.

4.  Оценивать личность  подростка, а не говорить о  его нежелательных действиях.

5.  В случае конфликта  справедливо относитесь к подростку.  Как правило, за этим конфликтом  стоят довольно существенные  причины, которые его беспокоят,  тяготят, мучают.

6.  Сотрудничайте с подростком. Оказывайте конструктивную помощь  в отреагировании проблемных  ситуаций и наработке навыков  саморегуляции и контроля.

7.  Не подавляйте подростка  своим авторитетом. Пусть он  почувствует себя личностью. Не  занижайте его самооценку.

8.  Откажитесь от практики  постоянных запретов. Это может  вызвать желание сделать наоборот, назло, в знак протеста. Используйте  метод убеждения.

9.  Активное слушание  подростка позволит Вам проявлять  внимание и заботу, а также  бережно относиться к внутреннему  миру подростка.

10.  Постарайтесь строить  доверительные отношения с подростком, просвещайте их по вопросам  интимной жизни, во избежании  извращенного, не правильного восприятия  этой сферы человеческих отношений.

11.  Очень важно осознать, что подросток изначально является  положительным, ответственным, хорошим  человеком и что он, как и  все другие, неизменно хочет в  своей жизни справедливости, любви,  взаимопомощи, добра и понимания.

12.  Возьмите на себя  ответственность за создание  организационного климата, где  бы поощрялись творчество и  инициатива.

13.  Постарайтесь выявить  и избавиться от тех норм  и правил, которые душат и ограничивают  инициативу подростка.

Выводы по второй главе

При доминировании таких стилей воспитания как индефферентный и авторитарный стили стиль происходит нарушение позиций ребенка в семье, ребенок вырастает несамостоятельным, безответственным, неприспособленным к жизни человеком.

При доминировании таких стилей семейного воспитания, как авторитетный и либеральный стили: Повышенная моральная ответственность, ребенок вырастает с развитым чувством долга, высокой степенью ответственности перед окружающими людьми, активной жизненной позицией.

 

Заключение не соответствует  работе (на каких страницах в работе написано о том, о чем говорится  в заключении?????????????)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст – как  переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для  достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом  задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать  трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет  место отклоняющееся поведение.

Таким образом, отклоняющееся  поведение, сформировавшееся под влиянием негативных окружающих условий различается  по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Кроме того, в школе и семье  могут создаваться предпосылки  для возникновения отклоняющегося поведения, которое проявляется  не только во внешней, поведенческой  стороне.

Неумелое родительское руководство  поведением ребенка – это один из главных причинных факторов отклоняющегося поведения. Он связан с недостаточными умениями осуществлять текущий контроль поведения ребенка, формулировать и устанавливать правила, наказывать за проступки, сообразуясь с обстоятельствами, подкреплять соблюдение ребенком правил и преодолевать разногласия путем переговоров, в результате чего ребенок научается девиантным способам удовлетворения своих потребностей. Подобным же образом, при отсутствии участия и нарушенной коммуникации родители не могут передать своим детям нормативные ценности и навыки решения проблем. Антисоциальный ребенок не только неприятен для сверстников и учителей при поступлении в школу, ему также не хватает совершенно необходимых навыков самопомощи, установления близких отношений и совместной учебной деятельности. В результате — плохая школьная успеваемость, дальнейшее отвержение, как семьей, так и сверстниками и низкая самооценка. 
Нельзя использовать учебные пособия для вузов – необходимо использовать первоисточники!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебн. пособие для студ. выш. учеб. Заведений / Е.И. Артамонова.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
  2. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура.- М.: Апрель – Пресс, изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 - 512с.
  3. Дружинина, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинина.- М.: КСП, 1998 - 160с.
  4. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков/ А.Ю. Егоров. – СПб: Речь. – 2005. – 491с.
  5. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Амалфея. -2000. - 370с.
  6. Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко.-М.: ООО «Издательство Астрель»,2004. – 479с.
  7. Ильнева, Р.Г. О некоторых девиациях поведения в подростковом и юношеском возрасте, связанных с ранней алкоголизацией / Р.Г. Ильнева.- М., 1997. – 265с.
  8. Карелин, А.А. Психологические тесты / А.А. Карелин.- М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2000. – Т.2 – 248с.
  9. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения/ Ю.А. Клейберг. – М.: Творческий центр. – 2004. – 397с.
  10. Личко, А.Е. Делинквентное поведение при различных типах акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко.- М.:Наука, 1995. – 456с.
  11. Личко, А.Е. Основные типы нарушений у подростков / А.Е. Личко.- СПб.: Просвещение,1993.-439с.
  12. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей / А.Е. Личко. – Л.: Медицина. – 1985. – 415 с.
  13. Малкина – Пых, И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых.-М.: Изд-во Экспо, 2005. – 992с.
  14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина.- М.:Наука: 1997. -735с.
  15. Немов, Р.С. Психология: Учебн. для студ. пед. Вузов / Р.С. Немов:- М.: изд-во ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3. – 632с.
  16. Обозов, Н.Н. Личность: акцентуации характера / Н.Н. Обозов.- С.Пб.:Питер, 1996 – 36с.
  17. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кондратьевой. – Мн.: "Адукацыя і выхаванне". – 1997. – 212 с.
  18. Психология подростка. Полное руководство./ Под ред. А.А. Реана –  СПб: Прайм-Еврознак. –  2003. – 386 с.
  19. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /Д.Я. Райгородский.- Самара, «БАХРАХ-М», 2001. – 672с.
  20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер. - 2003. - 624 с.
  21. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 1999. – 448с.
  22. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко.  – СПб. – 2001. – 491с.
  23. Смирнова, Т.П, Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2005 – 154с.
  24. Степанов, С.С. Индивидуальный подход к трудным школьникам / С.С. Степанов.- М.:Наука, 1997.-372с.
  25. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Учебник для студентов вузов / Л.Д. Столяренко.- Ростов – н/Д:Варгус, 1997. - 536с.
  26. Фельденштейн, Д. И. Психологические основы общественной, полезной деятельности подростков / Д.И. Фельденштейн.- М.:Наука, 1992.-380с.
  27. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – 327 с.
  28. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения/ И.А. Фурманов. –  М.: Владос. – 2004. – 525с.
  29. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект. – 2005. – 428 с.
  30. Эйденмиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйденмиллер.-  СПб.: Речь, 2003. – 336с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Таблица 1.1.1

Результаты тестирования по методике Н. Холла

 Определение склонности  подростков к отклоняющемуся  поведению 

 

Отсутствие склонности

Умеренная тенденция

Высокая тенденция

Шкалы

Шкала установки на социальную желательность

0%

0%

100%

Шкала склонности к преодолению норм и правил

26%

53%

21%

Шкала склонности к аддиктивному поведению

78%

22%

0%

Шкала склонности к самоповреждающему  и саморазрушающему поведению.

50%

50%

0%

Шкала склонности к агрессии и насилию

65%

27%

8%

Шкала волевого контроля эмоциональных  реакций.

0%

48%

52%

Шкала склонности к деликвентному  поведению.

67%

30%

3%


 

 

 

Приложение 2

Таблица 2.1.1

Результаты методики «Стратегии семейного  воспитания»

Родители девиантов

Авторитетный

Авторитарный

Либеральный

Индифферентный

1

     

+

2

 

+

   

3

     

+

4

+

     

5

 

+

   

6

 

+

   

7

     

+

8

   

+

 

9

+

     

10

     

+

11

+

     

12

 

+

   

13

     

+

14

 

+

   

15

     

+

 

3

5

1

6

Родители недевиантов

       

1

 

+

   

2

+

     

3

     

+

4

 

+

   

5

+

     

6

+

     

7

   

+

 

8

     

+

9

     

+

10

+

     

11

 

+

   

12

     

+

13

     

+

14

   

+

 

15

 

+

   
 

4

4

2

5

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков