Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 214.64 Кб (Скачать файл)

При преобладании у ребенка потребности  в авторитарном руководстве игрой  целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приемов систематические  длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших  товарищей, помощь им и т. п. При этом важно учитывать его интересы и возможности. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной  оценкой в присутствии сверстников, подчеркивая при этом общественно  полезный характер выполненной работы: «Своей работой ты помог всей группе». В таких условиях первоначальное стремление ребенка лишь к положительной  оценке постепенно может смениться  потребностью хорошо потрудиться для  коллектива. Если трудности в отношениях ребенка со сверстниками вызваны  преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять  нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями обычно лежат способности  к другой деятельности, которые при  неблагоприятных условиях не будут  развиваться. Нужно поддержать эти  стремления детей, максимально реализовать  их способности, организовать эту деятельность и привлечь внимание сверстников  к успехам этих детей.(17,стр.87-90)

 

3.3 Влияние сюжетно-ролевой  игры на формирование положительных  взаимоотношений детей

 

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую  роль в формировании положительных  взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного  возраста. В процессе сюжетно-ролевых  игр создаются условия для  дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует  развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.

Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с  детьми эти навыки устойчивы. Более  того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая  тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить  кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом  уголке в порядке»; «Как мы играем».

В игре проявляются такие волевые  качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении  трудностей. Ребенок шести лет  умеет поставить перед собой  цель – самостоятельно подобрать  материал, терпеливо довести начатое  дело до конца. Игра хороша тогда, когда  дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей  группы игры в семью, в детский  сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся  любовью, гуманизмом, здесь формируются  такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День  рождения куклы», «Приход гостей»  эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его  появление беседой о том, как  за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения  к маленьким и слабым.

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи:

- воспитание желания и умения  совместно играть;

-воспитание навыков коллективной  игры (умение договариваться, распределять  роли и игрушки, радоваться  успехам товарища);

- воспитание доброжелательного  отношения к людям, желания  и готовности сделать им полезное  и приятное. При этом учит детей  намечать тему игры (во что  будем играть), совместно производить  определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно  и справедливо разрешать возникающие  конфликты.

Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни  самих детей.

Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся  в игре ситуации, формируют у детей  представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда  появляется реальная потребность оказать  помощь другому, возможность действовать  в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых  имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое  предложение ребенку таких поручений  в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность  ребенка, создает дружескую атмосферу  в группе, предпосылки к преодолению  отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений  включает развитие организаторских  умений детей, инициативы, элементарного  умения руководить и подчиняться.

Дети старшей группы имеют очень  смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель  учит детей приемам организации  в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо  решать споры, в трудных случаях  обращаться к педагогу. «Нужно уважать  друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям.

В процессе развития организаторских  умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в  игре; третьи – признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все  дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.

В сюжетно-ролевой игре ярче видны  реальные взаимоотношения детей, поэтому  здесь формирование организаторских  умений наиболее эффективно, кроме  того, создаются возможности для  постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для  игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет  главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие  дошкольники еще не всегда сами могут  придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

Чем сложнее игра, тем сложнее  в ней складываются взаимоотношения  детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо  разрешать конфликты, быть целеустремленными  и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.

Успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, возможном использовании любой  педагогической ситуации.

Однако следует постоянно иметь  в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.(8,стр.7-56)

 

3.4 Методы и приемы  руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

 

1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

Исполнение воспитателем главной  роли (Т.М. Бабунова);

Индивидуальная игра воспитателя  с ребенком, при этом воспитатель  исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);

Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);

Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);

Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);

Активизирующее общение взрослого  с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное  применение детьми новых способов решения  игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.);

Игра в телефон (Н. Палагина);

Обыгрывание с помощью кукол  сюжетов жизни в детском саду;

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

2. Методы и приемы, способствующие  регулированию игровых взаимоотношений:

Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)

Участие воспитателя в игре (главная  роль);

Использование многоперсонажного  сюжета (2 врача, 2 шофера);

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Создание разновозрастных игровых  триад.

3.Косвенные приемы руководства:

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

Изменение игровой среды;

Наблюдение, экскурсия;

Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».(3,стр.34-103)

 

 

4. Опытно-экспериментальная работа  по исследованию сюжетно-ролевой  игры как фактора развития  положительных взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста

 

4.1 Констатирующий этап  исследовательской работы

 

Опытная-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста Арзамасцевского  ДОУ.

Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной  работы:

- провести диагностику взаимоотношений  детей до проведения работы, включающей  сюжетно-ролевые игры;

- выявить особенности проявления  коммуникативных способностей у  детей дошкольного возраста;

- выяснить условия, используемые  педагогом в работе по развитию  коммуникативной сферы;

- провести системную работу  по формированию взаимоотношений  детей;

- провести сравнительный анализ  результатов исследования с подтверждением  выбранных эффективных методов.

Программа проведения экспериментальной  части нашей работы предусматривает  три главных этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

В начале констатирующего эксперимента в группе с детьми была проведена  диагностика взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет», в которой были задействованы 20 оппонентов (см. Приложение 1).

Цель: выявление реальных взаимоотношений детей данной группы через игру.

Из поставленной цели вытекают следующие  задачи:

Узнать –

1. Кого из детей группы данный  ребенок больше всех любит,  кого больше всего не любит.  К кому из детей просто хорошо  относится, а к кому плохо.  Причины симпатий и антипатий;

2. Как относятся все остальные  дети группы к данному ребенку.  Есть ли дети, которые относятся  к этому ребенку особенно хорошо  или особенно плохо, кто эти  дети;

3. Насколько совпадает собственный  выбор ребенка с его предположениями  о том, кто выберет его;

4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам,  кто его выбирает, кто должен  был бы его выбрать по его  собственному предположению.

Каждый ребенок в индивидуальной беседе с воспитателем распределяет по двум домам всех детей своей группы в зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (серый дом). С помощью этой методики определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге. После проведения обследования в протоколе фиксируется:

1. Кого из детей группы данный  ребенок больше всех любит,  кого больше всего не любит.  К кому из детей просто хорошо  относится, а к кому плохо.  Причины симпатий и антипатий;

2. Как относятся все остальные  дети группы к данному ребенку.  Есть ли дети, которые относятся  к этому ребенку особенно хорошо  или особенно плохо, кто эти  дети;

3. Насколько совпадает собственный  выбор ребенка с его предположениями  о том, кто выберет его;

4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам,  кто его выбирает, кто должен  был бы его выбрать по его  собственному предположению.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста