Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа
Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
При преобладании у ребенка потребности
в авторитарном руководстве игрой
целесообразно использовать в качестве
одного из педагогических приемов систематические
длительные поручения ему заданий,
имеющих общественную направленность:
помощь коллективу, защита младших
товарищей, помощь им и т. п. При этом
важно учитывать его интересы
и возможности. Успешное выполнение
задания необходимо поощрить положительной
оценкой в присутствии
3.3 Влияние сюжетно-ролевой
игры на формирование
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую
роль в формировании положительных
взаимоотношений детей и
Уже трех-, четырехлетние дети начинают
понимать и усваивать такие правила:
не бросать игрушки, класть их на место,
не выхватывать игрушку у
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.
В сюжетно-ролевых играх возможно
сближение больших групп детей,
что создает условия для
- воспитание желания и умения совместно играть;
-воспитание навыков
- воспитание доброжелательного
отношения к людям, желания
и готовности сделать им
Дети имеют обобщенные и дифференцированные
представления только в том случае,
если они прежде осмыслят конкретные
поступки. Поэтому педагог должен
привлекать ребенка к самостоятельному
анализу отношений со сверстниками,
различных конфликтных
Беседы воспитателя с детьми,
в которых используются создавшиеся
в игре ситуации, формируют у детей
представления о честном, справедливом
отношении друг к другу. Коллективные,
слаженные отношения между
Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям.
В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи – признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.
Эти особенности требуют
В сюжетно-ролевой игре ярче видны
реальные взаимоотношения детей, поэтому
здесь формирование организаторских
умений наиболее эффективно, кроме
того, создаются возможности для
постепенного их усложнения. Прежде всего,
в умении создавать условия для
игры (место, материал), распределять роли,
подчиняться тому, кто выполняет
главную роль, принимать желающих,
считаться с возможностями
Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.
Успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.
Однако следует постоянно
3.4 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:
Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);
Активизирующее общение
Игра в телефон (Н. Палагина);
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
2. Методы и приемы, способствующие
регулированию игровых
Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)
Участие воспитателя в игре (главная роль);
Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
Создание разновозрастных
3.Косвенные приемы руководства
Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);
Изменение игровой среды;
Наблюдение, экскурсия;
Создание воображаемой ситуации: объяснение
по воображаемому радио или
4. Опытно-экспериментальная
4.1 Констатирующий этап исследовательской работы
Опытная-экспериментальная
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
- провести диагностику
- выявить особенности
- выяснить условия,
- провести системную работу
по формированию
- провести сравнительный анализ
результатов исследования с
Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
В начале констатирующего эксперимента
в группе с детьми была проведена
диагностика взаимоотношений
Цель: выявление реальных взаимоотношений детей данной группы через игру.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Узнать –
1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;
2. Как относятся все остальные
дети группы к данному ребенку.
3. Насколько совпадает
4. Совпадение всех трех
Каждый ребенок в
1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;
2. Как относятся все остальные
дети группы к данному ребенку.
3. Насколько совпадает
4. Совпадение всех трех