Влияние уверенности в себе на поведение в си-туации социальной фрустрированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния уверенности в себе на поведение в ситуации социальной фрустрации.
Задачи исследования:
- проанализировать психологическую литературу по теме
- разработать экспериментальное исследование.
- провести экспериментальное исследование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.1 Социальная фрустрированность…………………………………………4
1.2 Уверенность в себе………………………………………………………..11
1.3 Экспериментальное исследование ……………………………………...19
1.4 Анализ и интерпретация результатов ………………………………….21
1.5 Выводы…………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

     Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение Рюдигера и Риты Ульрих. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).

     Первым, кто серьезно занялся изучением неуверенности в себе, и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

  Уверенную личность характеризует:

· эмоциональность  речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых им чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость личности. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств;

· экспрессивность  и конгруэнтность поведения и  речи, что означает ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;

· прямое и честное  выражение собственного мнения, без  оглядки на окружающих;

· использование  местоимение "Я" в речи;

· способность  без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств;

· способность  к импровизации, т.е. к спонтанному  выражению чувств и потребностей.

    Данная характеристика соответствует детям дошкольного возраста. Они эмоциональны, спонтанны, экспрессивны, открыты, веселы. Что же происходит по мере взросления? Куда исчезает естественное и уверенное поведение ребенка?

    Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он наблюдает вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий "слепок" образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.

      Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной среды - на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая "выученная беспомощность".

       Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия). В результате сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых последствий возникает печальный результат - теряется мотивация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде.

      Итак, выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную ("все равно накажут") или однообразную позитивную ("маменькин сынок") обратную связь.

       Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей, воспитателей, учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой стороны - вызывают негативные (неприятные) эмоции.

       Из приведенных объяснений причин неуверенности, следует, что ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль множество факторов, но в первую очередь - разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на эти навыки социального окружения.

     В противном случае имеет место "негативный" вариант. Неуверенность формируется в ситуации когда :

· социальная среда, в которой рождается человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен;

· социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно  негативны;

· достижения и  успехи этой средой отрицаются, не замечаются или подвергаются критике;

· негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха;

· негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений.

     В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни. Сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного (достаточно болезненного) мира.

      Один из учеников и сотрудников Сальтера - Джозеф Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях:

· Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя.

· Страх снижает  шансы на успех, а неуспех в  свою очередь усиливает страх.

· Страх создает  почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи  еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях.

      Психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности - наряду с дефицитом навыков социального поведения.

       Райнер Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание человека при этом концентрируется на негативных установках, и тормозят уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. Неприятное переживание сохраняется в виде мысленных образов и эмоциональных реакций. Возникшая ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность.

     Кроме этого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели.

     Неуверенность характеризуется:

· недостаточно ясными формулировками намерений;

· неполными  планами действий;

· негативной оценкой  результатов действий, приводящих к  возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения.

     Таким образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

     Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важна субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Экспериментальное исследование.

   Методики  исследования: фрустрационный тест  С. Розенцвейга, тест уверенности в себе Ромека.

    Выборка: 20 человек (13 женского пола, 7 мужского. Возраст от 35 до 55 лет).

    Исследуемым предлагалось пройти тест Розенцвейга в двух вариантах. В первом варианте они писали такие высказывание, как бы они на самом деле ответили. Во втором – что бы они хотели ответить, но не ответили бы так никогда.

    На  втором этапе исследуемые проходили тест уверенности в себе Ромека. Равномерно низкие значения по всем шкалам свидетельствуют о низком общем уровне уверенности в себе, наибольший акцент мы делали на шкалу «социальная смелость».

     В ходе эксперимента мы выделили  3 группы испытуемых: с высоким,  средним и низким уровнем уверенности в себе.

     Низкий уровень уверенности в  себе проявлялся в наибольших расхождениях ответов в тесте Розенцвейга.

     Результаты исследования приведены в таблицах №1, №2 и № 3.

Таблица №1 (испытуемые с высоким уровнем уверенности в себе).

№ исп.

     Разница между реальными и  желаемыми ответами

E

I

M

O-D

E-D

N-P

1

-3

+3

-1

+1

-3

-2

2

-2

+4

-3

+2

-2

-1

3

-1

+2

-2

+4

-1

-2

4

-1

+3

-3

+2

-4

-1

5

-3

+2

-3

+2

-3

-3

6

-2

+2

-4

+4

-1

-4

Информация о работе Влияние уверенности в себе на поведение в си-туации социальной фрустрированности