Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем в научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов. Проблемами исследования внимания занимались такие ученые как А.А. Ухтомский, Д.Е. Бродбент, И.П. Павлов, Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе. Они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема не стала менее значимой.
Введение .................................................................................................................3
Основная часть
Вопрос 1. Характеристика процесса внимания....................................................5
Вопрос 2. Физиологические основы внимания..................................................16
Вопрос 3. Психологические теории внимания..................................................21
Заключение...........................................................................................................29
Список использованной литературы...............................................................31
Приложения
Теория Д. Нормана завершает второй этап на пути развития представлений о внимании в русле когнитивной психологии. Вопрос о месте селекции в системе переработки информации оставался главным в течение начального периода текущего третьего этапа исследований внимания. Были получены новые факты в пользу теорий как ранней, так и поздней селекции.
Исследования сторонников теории раннего отбора показывают важную роль внимания в переработке, происходящей до семантического анализа. В то же время поиски единственного, определенного и жестко фиксированного звена селекции в цепи последовательных операций оказались безуспешными. На смену представлениям о едином и универсальном механизме селекции пришли гипотезы, различающиеся по своим объектам, месту и механизмам.
С идеями множественности мест, разнообразия механизмов и процессов селекции решительно выступил американский психолог Матью Эрдели. Основной целью его исследования стало объяснение феноменов перцептивной защиты и бдительности с позиций и в терминах подхода активной переработки информации. Известные эксперименты «школы нового взгляда» обнаружили повышение (перцептивная защита) или, напротив, понижение (перцептивная бдительность) порогов опознания эмоциональных, значимых стимулов. В рассматриваемой модели нашла яркое воплощение тенденция размывания представлений о специфическом механизме внимания, и возможность существования такого механизма стала выглядеть практически нереальной.
Американские психологи провели обширное исследование процессов решения задачи зрительного поиска по ходу продолжительной практики и сформулировали положения, которые могут быть ключевыми для характеристики изменений, происходящих в теориях позднего отбора. В ранних исследованиях были получены две отчетливо разные картины результатов.
Основные представления о внимании как функции автоматической и контролируемой селекции включены в теорию (модель) двух качественно различных способов переработки информации. В этой модели между сенсорными входами и выходами расположена долговременная память (ДП), внутри которой выделены структуры «Кратковременная память» (КП) и «Продуцирование ответа». Предполагается, что ДП состоит из отдельных узлов и прочных связей между ними. Каждый узел представляет собой группу тесно ассоциированных элементов информации, запрограммированных ответов или указаний на дальнейшую переработку. Узлы могут быть активированы тремя источниками: сенсорными входами, другими узлами и вниманием. Закрепленные в итоге длительной практики связи между отдельными узлами образуют определенные последовательности операций переработки информации. Активированные узлы и последовательности упорядочены по уровням переработки информации. Эта переработка происходит автоматически и параллельно для всех сенсорных входов. Активация узлов благодаря сенсорным входам и межузловым связям невелика и кратковременна, но может быть усилена и поддержана вниманием. Последнее может быть привлечено автоматически, путем запроса с узла, расположенного на линии переработки целевого стимула.
Благодаря работам американских психологов предмет психологии внимания расширяется путем включения знаний субъекта о процессах своего внимания, умений, навыков и стратегий использования этого знания.
Вторая тенденция заключается
в постепенном переходе от жестких
блочных моделей структуры
Авторы таблицы подчеркивают, что ни одна из указанных характеристик не является необходимым и достаточным основанием различения двух видов переработки, хотя наиболее предпочтительными среди них в этом смысле являются управление, внимание и требования к ресурсам. Поскольку селективное внимание может быть как автоматическим, так и контролируемым процессом, для него список надежных критериев различения сокращается.
Среди современных отечественных психологов интересную трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения этой концепции:
Таким образом, внимание не имеет своего собственного познавательного содержания, лишь обслуживая деятельность других познавательных процессов. Эти свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по–разному объясняли происхождение и сущность.
Н.Н. Ланге обобщил и выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:
Очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, но, абсолютизируя выделенные феномены, игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время общепринято следующее определение: «Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком–либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида» [7,с.122].
Заключение
Внимание – это психический процесс, который обязательно присутствует при познании мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. В жизни и деятельности человека он выполняет много различных функций: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент процессы, способствует отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка зависит от того, что в данный момент представляется наиболее важным. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти оно выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и разрешению межличностных конфликтов.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Непосредственное не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем–то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя всё своё внимание на удовлетворение др. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При первом в центре сознания находится какое–либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Внимание – это один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет единства и согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Поэтому чаще внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.
Хотя исследования внимания порождают многочисленные сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, т.к. человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.
Итак, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены.
Список использованной литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.–Москва: ЧеРо, МПСИ, Омега–Л, 2006.–336с.
2. Гусев А.Н., Уточкин
И.С. Вклад произвольного и
непроизвольного
3. Деятельность и внимание// Психология внимания/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.–Москва: ЧеРо, 2005.
4. Добрынин Н.Ф. К вопросу о типах внимания, «Психология», т.I, вып.1, 1928.
5. Добрынин Н.Ф., Колебания внимания.–Москва: РАНИОН, 1928.
6. Добрынин Н.Ф. Основные
вопросы психологии внимания.// Психологическая
наука в СССР.–т.1.–Москва:
7. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Современный психологический словарь. Учебное пособие для вузов.–СПб.: Прайм Еврознак, 2006.–26п.л.
8. Канеман Д. (Daniel Kahneman) Внимание и усилие/ Под ред. А.Н. Гусева /пер. с англ. И.С. Уточкина.–Москва: Смысл, 2006.–287с.
9. Маклаков А.Г. , Общая психология.–СПб.: Питер, 2002.–592с.
10. Немов Р.С. Психология:
Учебник для студентов высших
педагогических учебных
11. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. и др. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов под ред. Петровского А.В.–3–е изд. , перераб. и доп.–Москва: Просвещение, 1986.
Информация о работе Внимание его виды свойства теории внимания