Внимание и деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 05:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что внимание является одним из главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследования отечественных ученых показали роль и значение внимания и отдельных его свойств на развитие общего интеллекта ребенка. Между тем вопрос о механизмах влияния внимания на общую обучаемость школьников до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения школьников. Особую актуальность приобретает внедрение в педагогический процесс психологической помощи тем детям, которые испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения из-за нарушения внимания или отдельных его свойств.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект
1.1 История изучения
1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности
1.3 Методы изучения внимания и деятельности
Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности
2.1 Организация исследования
2.2 Описание и анализ результатов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

112007.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава I. Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект

1.1 История изучения

1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности

1.3 Методы изучения внимания и деятельности

Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности

2.1 Организация исследования

2.2 Описание и анализ результатов

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Актуальность темы. Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов.

При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа - содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то, как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то, как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.

Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием - его познаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно поэтому внимание связано с потребностями человека.

Проблемой исследования внимания и деятельности занимались такие учёные как:

К.С.Станиславский

Декарт

И.П.Павлов, продолживший идеи Декарта

Энгельс

И.М.Сеченов

Всех выше перечисленных исследователей, их труды были применены в данном исследовании в тематике внимания и деятельности.

Предмет - психология.

Объект исследования - внимание и деятельность.

Целью курсовой работы является изучение внимания и деятельности с позиции теоретического подхода.

Основные задачи:

Рассмотреть внимание как  основной компонент любой деятельности и психического процесса

Рассмотреть вопрос организации  деятельности человека

Определить особенности  внимания

Охарактеризовать физиологические  основы внимания

Определить виды внимания

Рассмотреть разновидности  и формы внимания

Подвести итоги исследования

 

Глава I. Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект

 

1.1 История изучения

 

В психологии различают внимание непроизвольное, произвольное и после - произвольную. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один. Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредсказуемо по условиям деятельности или отдыха, на досуге, под влиянием разнообразных раздражителей, действующих на тот или иной анализатор организма. Непроизвольное внимание присуща и человеку, и животным, хотя ее возникновения у человека качественно отличается от такого внимания у животных.

В отличие от животных человек может овладевать собственной  самопроизвольно вниманием, предмет  самопроизвольно сосредоточение может  стать предметом сознательного  сосредоточения. Физиологическим основой  самопроизвольно внимания является безусловно-рефлекторная ориентирующих деятельность. Нейрофизиологическое ее механизмом является возбуждение, которые поступают в коры из подкорковых участков больших полушарий головного мозга.

Непроизвольное внимание возникает тогда, когда сила посторонних раздражителей превышает силу осознано действующих возбуждений, когда субдоминантных возбуждения при определенных условиях, при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в данный момент. Збуджувачамы самопроизвольно внимания могут быть не только внешние объекты, обстоятельства, а и внутренние потребности, эмоциональные состояния, стремление - все, что с какого поводу волнует человека. Чаще всего это случается тогда, когда человек утомленные, за неблагоприятных условий труда (жарко, холодно, несвежесть воздуха в помещении) или когда деятельность, которой человек занимается, ее не интересует, не требует интенсивной умственной активности.

Непроизвольное внимание является кратковременной, но при определенных условиях в зависимости от силы посторонних раздражителей, действующих на человека, она может возникать довольно часто, мешая ведущей деятельности.

Произвольное внимание - это сознательно направленное сосредоточения личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Основным компонентом произвольного внимания является воля. Силой воли человек способен мобилизовать и сконцентрировать свое сознание на необходимом деятельности достаточно длительное время.

Характерными особенностями  произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание  последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность  бороться со сторонними отвлечения.

Физиологическим основой произвольного внимания является условно-рефлекторная деятельность, способность тормозить ненужные движения и действия. Положительная индукция нервных процессов - одна из основных физиологических устоев произвольного внимания. Следовательно, можно утверждать, что одним из основных Нейрофизиологическое механизмов произвольного внимания является человек участки коры больших полушарий головного мозга, исследователи функций головного мозга считают механизмом умственной психической деятельности, а следовательно, и произвольного внимания.

В произвольной вниманию ведущим является выбор объекта  сосредоточения, средств действий, сопровождается борьбой мотивов. Осознание  процесса действий, каждого его этапа - главное, что вызывает сосредоточение на каждом этапе деятельности и готовит к сосредоточенности на следующем ее этапе. Этот динамичный сторону произвольного внимания требует умения распределение - ты внимание между всей деятельностью - от начала до завершения и между отдельными ее этапами.

Основными возбудителями произвольного внимания является осознанные потребности и обязанности, интересы человека, цели и средства деятельности. Что цели и более сложные условия и способы ее достижения, то меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольного внимания. Такая деятельность (а именно такой является учебная и трудовая деятельность) требует надлежащего ее поддержания и управления.

Послепроизвольное внимание, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, наступает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает некоторый интерес к ней, а то и захватывает ее исполнителя, и внимание набирает признаков мимовольного сосредоточения. Поэтому после произвольную внимание называют еще вторичной самопроизвольно вниманием. В ней напряжение воли ослабевает, а интенсивность внимания не уменьшается, оставаясь на уровне произвольного внимания. Хотя в после произвольном смысле мимовольность, сознательное сосредоточение на объекте деятельности и его отдельных этапах и уменьшивается, однако этот вид внимания, как и произвольное внимание, сознательно контролируемым. Благодаря тому, что интенсивность напряжения в после произвольном смысле уменьшается, а интерес к деятельности повышается, она становится продолжительнее и производительной. Поэтому в процессе деятельности - учебной, трудовой - важно средствами ее организации и методами труда способствовать переходу внимания от произвольного к послепроизвольной.

Способность концентрироваться  на внутренней, психической деятельности имеет большое практическое значение. Такое сосредоточение связано со способностью представлять предметы и процесс действия, мысленно анализировать их. При этом важную роль играет внутреннее вещание. Самосознание невозможно без сосредоточения на внутренних, субъективных состояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности личности.

Таким образом, в любой  деятельности - трудовой, учебной, спортивной - не рекомендуется одновременно загружать  и внешнюю и внутреннюю внимание, например, загадывать ученикам решить мысленно задания или вспомнить формулу, даты, названия и одновременно демонстрировать средства иллюстрации, воспринимать написанное на доске, наблюдать географическую карту, следить за действием прибора. Это требует достаточно развитой способности распределять внимание между наружно и внутренне направленной деятельностью.

Естествоиспытатели и  врачи, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказывали  предположение о связи психических  явлений с деятельностью мозга  и рассматривали психические  болезни как результат нарушения  его деятельности. Средневековая  схоластика во имя интересов религии предала эти идеи забвению, и только начиная с эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) они вновь получают свое развитие и обоснование.

Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над  больными с теми или иными поражениями  головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных часто наблюдаются резкие нарушения психической деятельности — страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. д. Тогда же, когда нормальная деятельность мозга восстанавливается, происходит и восстановление нормальной психической деятельности. Эти наблюдения со всей определенностью показывают, что психическая деятельность непосредственно связана с мозгом, что мозг есть орган мышления, а мысль — есть функция мозга, продукт его деятельности.

Установление связи  психической деятельности с деятельностью  мозга явилось, однако, лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Сами по себе указанные факты, хотя и имеют огромное значение, все же еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности. В виду огромной сложности строения мозга естествознание долго не давало ответа на этот вопрос.

Первые попытки в  этом направлении были сделаны в XVII веке французским ученым и философом Декартом. Он считал, что все реакции животных, а также и все «непроизвольные» реакции человека осуществляются автоматически как отражение действия внешних раздражителей. Таково, например, непроизвольное отдергивание руки или ноги от огня при ожоге.

Так как в эпоху  Декарта нервные процессы были еще  неизвестны, то его представления  о физиологическом механизме  автоматических движений были весьма фантастичны. Однако основной принцип  рефлекторных реакций описан Декартом правильно: внешнее раздражение (например, ожог) действует на органы чувств, откуда возбуждение передается в мозг, а из мозга к мышцам, вызывая их сокращение. Таким образом в схеме Декарта была представлена основная функциональная единица нервной деятельности — рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, осуществляемый центральной нервной системой, и рефлекторная дуга как анатомическая основа рефлекса.

И. П. Павлов высоко ценил  эти идеи Декарта и отмечал  их материалистический характер.

Однако Декарт эти  материалистические принципы распространял на человека не полностью, а только на область «непроизвольных» движений, общих человеку и животным. Характерные же для человека «произвольные» движения относились им к действию «высшего разума», который он понимал как не зависимую от материи духовную субстанцию. В решении вопроса о взаимоотношении «духа и материи» Декарт стоял на позициях дуализма.

Естественнонаучная разработка и обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психической  деятельности является заслугой русской  физиологии, и прежде всего ее двух великих представителей — И. М. Сеченова (1829—1905) и Й. П. Павлова (1849—1936).

В своем знаменитом труде  «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного  мозга и тем самым на всю психическую деятельность человека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка вступить на далеко идущий плодотворный путь рефлекторного понимания психики, имеющий важнейшее значение для развития научной психологии. Павлов писал об этом труде Сеченова как о «гениальном взмахе русской научной мысли».

Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них три  главных звена: начальное звено — внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено — центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. п.); конечное звено — внешние движения. При этом Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления — это неотделимая часть всего рефлекторного процесса.

Информация о работе Внимание и деятельность