Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:33, контрольная работа
Цель данной работы: определить понятие внутриличностных конфликтов, их сущность и проявление. Охарактеризовать основные подходы к пониманию внутриличностных конфликтов.
Введение 3
1. Природа и основные виды внутриличностных конфликтов 4
1.1.1. Психоаналитическое направление 4
1.1.2. Направление гуманистической психологии 6
1.1.3. В рамках когнитивной психологии 7
1.1.4. В рамках итеракционизма 9
2. Причины и источники внутриличностных конфликтов 10
2.1.1. Личностные 10
2.1.2. Ситуативные 11
2.1.2.1.1. Внешние 11
2.1.2.1.2. Внутренние 12
3. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов 12
3.1.1. Действие механизмов психологиечской защиты 12
3.1.2. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 14
Заключение 17
Список использованных источников 21
Мы видим здесь две прямо противоположные возможности: выбор на уровне самосознания (между Я хороший или Я плохой) и выбор в пользу ухода от сознательного решения проблемы (временного или абсолютного): Я не могу поступить плохо, потому, что я хороший.
1.4 В рамках интеракционизма
Ролевой конфликт. Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:
Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, составляют:
Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения Я-концепции личности, что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной защиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.[16]
2. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления
Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может “выскочить” из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые в конечном счете детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.
Многообразные отношения, — писал в этой связи А.Н. Леонтьев, — в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.
При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:
1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
2) внешние причины,
обусловленные положением
3) внешние причины,
обусловленные положением
Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как и между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.
2.1 Личностные
• наличие и актуализация сложности внутреннего мира личности;
• сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
• высокий уровень развития чувств и ценностей;
• сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.
Т.е. конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации - наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.[16]
2.2 Ситуативные
2.2.1 Внешние
Внешне причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе, положением личности в организации, положением личности в обществе.
Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов.
Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей- мы находимся в состоянии фрустации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, то приводит к личным конфликтам.
На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий как: противоречия между большой ответственностью и недостаточными
правами для ее реализации; противоречии между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда; противоречия между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации и т.д.
Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связанны с противоречиями, возникающими на уровне социальной макросистемы, и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.
Для России в этой связи необходимо обратить внимание, прежде всего на влияние рыночных отношений, на возникновение и развитие внутриличностного конфликта. Для нас этот вопрос является особо актуальным, потому что страна совсем недавно встала на путь рыночной экономики. И хотя в отечественной литературе этот вопрос еще не изучен в должной мере, мы можем обратиться к исследованиям, имеющимся в других странах, давно вставших на путь экономического либерализма.
2.2.2 Внутренние
Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом, чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, выделяют следующие:
-противоречия социальных ролей (и на производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять).
-противоречие социальных ценностей и ном (как соединить христианскую ценность «не убей» и долг защиты отечества на поле боя).
Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ большее. И никакого конфликта не возникает.
3. Основные способы
разрешения внутриличностных
3.1 Действие механизмов психологической защиты
Преодоление внутриличностного
конфликта обеспечивается образованием
и действием механизмов психологической
защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин). Психологическая
защита — нормальный, повседневно
работающий механизм психики. Она является
продуктом онтогенетического развития
и научения. Развиваясь как средство социально-психологической
адаптации, механизмы психологической
защиты предназначены для контроля эмоций
в тех случаях, когда опыт сигнализирует
человеку о негативных последствиях их
переживания и выражения.
Некоторые исследователи считают психологическую
защиту непродуктивным средством решения
внутреннего конфликта. Они полагают,
что защитные механизмы ограничивают
развитие личности, ее “собственную активность”.
Но, так или иначе, в трудных ситуациях
мы ими пользуемся, и в любом случае будет
лучше, если мы будет пользоваться ими
квалифицированно и максимально разнообразно.
Рассмотрим механизмы
1. Отрицание — один из онтогенетически
ранних и наиболее простых механизмов
защиты. Отрицание развивается с целью
сдерживания негативных эмоций, вызванных
попаданием человека в трудную ситуацию.
Отрицание подразумевает инфантильную
подмену принятия решения на действия
в соответствии с новыми обстоятельствами.
Их игнорированием.
2. Проекция - сравнительно рано развивается
в онтогенезе для сдерживания чувства
неприятия себя из-за неспособности справиться
с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику
трудностей различных негативных качеств
как рациональную основу для его неприятия
и самопринятия на этом фоне.
3. Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудач, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.
4. Замещение развивается для сдерживания
эмоции гнева на более сильного или значимого
субъекта во избежание ответной агрессии
или отвержения. Индивид снимает напряжение,
обращая агрессию на более слабый объект
или на самого себя. Замещение имеет активные
и пассивные формы и может использоваться
индивидами независимо от их типа конфликтного
реагирования.
5. Подавление развивается для сдерживания
страха, проявления которого неприемлемы
для позитивного самовосприятия и грозят
попаданием в прямую зависимость от агрессора.
Страх блокируется посредством забывания
его источника, а также обстоятельств,
ассоциативно связанных с ним. К подавлению
относятся близкие к нему механизмы изоляции
и интроекции.
6. Изоляция — восприятие травмирующих
ситуаций или воспоминание о них без чувства
тревоги.
7. Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.
8. Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование.
9. Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.
10. Сублимация — удовлетворение вытесненного
неприемлемого чувства (сексуального
или агрессивного) осуществлением социально
одобряемых альтернатив. Способы: переключение
на другой вид деятельности; совершение
привлекательных, общественно значимых
поступков.
11. Рационализация — нахождение правдоподобных
причин для оправдания действий, вызванных
подавленными, неприемлемыми чувствами.
Реализуемые способы:
· дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого);
· дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании;
· преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо;
· переоценка ценностей, всей мотивационной системы;
· самодискредитация (искупление вины).
12. Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.
13. Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.