Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические исследования организационных конфликтов и их видов;
-изучение способов разрешения и управления организационными конфликтами;
В курсовой работе объектом исследования является организационные конфликты. Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению организационными конфликтами.
Введение…………………………………………….
Глава 1. Сущностные характеристики внутриорганизационного конфликта…
Классификация и причины внутриорганизационных конфликтов…
Динамика и структура конфликта……………
Глава 2. Управление внутриорганизационными конфликтами……
2.1. Виды деятельности по управлению конфликтами……….
2.2. Методы управления конфликтами……..
Заключение……………………..
Библиографический список………………………………………………….
Примерная схема
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Последствия конфликта |
Источники конфликта |
|
Разрешение конфликта |
Конфликтная ситуация |
|
Продолжение конфликта |
Как видно на схеме во главу угла поставлена организация – объединение лиц, занятых совместной деятельностью и реализующих как общие, так и личностно значимые цели. Всякая организация, экономическая в том числе, не может обходиться без внутренней напряженности, без противоречий и столкновений в межличностных и межгрупповых отношениях, без того, что в силу объективных и субъективных причин становится источников конфликта. Иными словами, любому конфликту реально предшествует некое стечение обстоятельств, в которых находятся потенциальные стороны противоборства, а так же сами люди со своими потребностями, интересами и мотивами – возможные субъекты конфликтного поведения.
В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы.
Латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.
Возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.) Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной.
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие то действия для разрешения противоречия составляет смысл данного этапа. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы.
Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами.
Возникновение предконфликтной ситуации.
Открытый период часто называется конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.
Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы разрешить проблему в свою пользу. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе – борьба накаляет эмоции – эмоции увеличивают ошибки восприятия – это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».
Сбалансированное
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершение конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру.
Полная нормализация отношений
наступает при осознании
Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует.
Глава 2. Управление внутриорганизационным конфликтом.
Организационные способы управления
конфликтом характеризуются прежде
всего целенаправленным воздействием
управленческих органов на подразделения
организации и отдельных
- Структурные методы. Разъяснения
требований к работе. Один из
лучших методов управления, предотвращающих
дисфункциональный конфликт, - разъяснение
того, какие результаты ожидаются
от каждого сотрудника и
- Координационные и
- Общеорганизационные
2.1. Виды деятельности по управлению конфликтами.
Управление конфликтами как трудный процесс включает следующие виды деятельности:
- Прогнозирование конфликтов и
оценка их функционального
- Предупреждение или
- Регулирование конфликта;
- Разрешения конфликта.
Прогнозирование - один из наиболее
важных видов деятельности субъекта
управления, которое направлено на
выявление причин данного конфликта
в потенциальном развитии. Основными
источниками прогнозирования
Предупреждение конфликта - вид
деятельности субъекта управления, направленный
на недопущение появления
- Постоянная забота об
- Подбор и расстановка
- Соблюдение принципа
- Воспитание работников, создание
у них высокой психолого-
Приведенные факты предупреждения конфликтов называют превентивной форме предупреждения.
Стимулирование конфликта
- вид деятельности субъекта управления,
направленный на провокацию, вызывание
конфликта. Стимулирование будет оправданным
по отношению к конструктивным конфликтам.
Средства стимулирования конфликтов могут
быть самыми разными: вынесение проблемного
вопроса для обсуждения на совместном
заседании, семинаре; критика сложившейся
на заседании; выступление с критическими
материалами в средствах
Регулирование конфликта - вид деятельности субъекта управления, направленный на ограничение и ослабление конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.4
В ходе регулирования конфликта возможно применять следующие основные технологии регулирования: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.
2.2. Методы управления конфликтами.
Управление конфликтами
– это процесс
Различают следующие основные методы управления и предупреждения конфликтов как:
- Внутриличностные - методы воздействия на отдельную личность;
- Структурные методы - методы профилактики и устранения организационных конфликтов;
- Межличностные методы или
- Персональные методы;
- Переговоры;
- Методы управления поведением личности;
- Методы, которые предусматривают агрессивные действия.
Внутриличностные методы заключаются в умении верно организовать свое собственное поведение, высказать собственную точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции с позиции иного человека. кое-какие конфликтологи советуют применять образ "Я - высказывание", т.е. метод передачи другому личности вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и вымогательств, однако так, чтоб иной человек изменил свое отношение и не провоцировала конфликт. Этот метод помогает человеку удержать собственную позицию, не превращая оппонента в собственного недруга. "Я выражения" может оказаться полезным в любой обстановке, однако оно в особенности требуется, когда человек раздражен или недовольна.
Структурные методы - методы предупреждения или профилактики конфликтов, и методы воздействия по большей части на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации усилий. К подобным методам относятся: разъяснение требований к работе, создание координационных и интеграционных механизмов, применение систем вознаграждения.
Межличностные методы управления конфликтом
тесно связаны с выбором стиля
поведения, разработанные на основе
исследований Томаса-Килменна (концепция
Томаса-Килменна, в которой выделяется
5 главных стратегий
Персональные методы выделил В.П. Пугачев, акцентируя внимание на возможностях руководителя активно препятствовать конфликтам. К этим методам включают:
- Применение власти, позитивных
и негативных санкций,
- Изменение конфликтной