Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:12, курсовая работа
Цвет - это жизнь. Мир без красок представляется нам мертвым. Цвет – это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина - алые, птица у Метерлинка - синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха - серый, а кровь у аристократов – голубая . Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом.
Введение…………………………………………….………………………….. 2
Глава І. Воздействие цвета на психику и деятельность человека как предмет исследования.
Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов…………... ...5
Психология цвета……………………………………………………...........11
История возникновения психологии цвета.
Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии.
Физиология цветовосприятия …………………………………………......16
Глава ІІ. Практическое использование цветового тестирования по
методу М. Люшера. Обработка и анализ полученых результатов.
Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру …………………21
Характеристика цветов по М.Люшеру…………………………………… .28
Проведение цветового тестирования и обработка результатов…………..33
Заключение .…………………………………………………………………….37
Список использованой литературы……………………….............................39
Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места. Черный (7-й) это -"нет" в противоположность -"да" белого, это "конец, за которым больше ничего нет". 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.
3.3 Проведение цветового тестирования и обработка результатов
Нами было проведено тестирование экипажа корабля Морской охраны «Измаил» в составе семи человек с помощью электронного и письменного теста Люшера. Данные двух видов тестирования сведены в сравнительную таблицу. С целью уменьшения объема данной курсовой работы, было решено предоставить результаты исследования по одному из тестируемых.
Сравнительная таблица результатов цветовых предпочтений прохождения неполного восьмицветного теста М.Люшера
н/п |
Электронный тест (Результаты по выбоpу 8 цветов) |
Письменный тест от «+» к «-» |
Письменный тест от «-» к «+» |
1 |
4 2 0 1 6 7 5 3 |
1 3 (2 5) 4 0 7 6 |
1 3 (5 2) 4 0 7 6 |
2 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
3 (1 7) 2 5 6 4 0 |
3 (7 1) 2 5 6 4 0 |
3 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
5 2 1 4 3 0 6 7 |
5 2 1 4 3 0 6 7 |
4 |
2 1 0 5 4 6 3 7 |
1 3 (2 7) 4 5 6 0 |
1 3(7 2) 4 5 6 0 |
5 |
4 3 2 5 1 0 6 7 |
4 2 (5 3) 6 1 0 7 |
4 2 (3 5) 6 1 0 7 |
6 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
1 (2 4) 5 7 (0 3) 6 |
1 (4 2) 5 7 (0 3) 6 |
7 |
4 5 3 2 0 6 1 7 |
(3 4) (5 2) 1 0 6 7 |
(4 3) (2 5) 1 0 6 7 |
Интерпритация данных натурального тестирования:
Выбор в области основных цветов обычно связывают с тенденциями осознаваемыми, кроме этого полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения. Выбор синего цвета показывает, что тестируемый стремится к устойчивому эмоциональному состоянию и избирателен в контактах. Прежде, чем принять какое-то решение, старается обдумать варианты. Испытуемый желает, чтобы активизация его привычного образ жизни(+3) не влияла на установление необходимого ему эмоционального состояния. Старается всю деятельность направить на успех и самореализацию, на что указывает выбор красного в качестве второго наиболее предпочитаемого цвета- цель испытуемого. Стремится установить с окружающими такие связи, которые полны любви, гармонии, преданности и доверия. (1+3+). Согласно мнению Люшера, через цвета, выбираемые как «симпатичные», личность выражает своё состояние. У Люшера зелёный цвет означает потребность производить впечатление, сохранять свою позицию, т.е. возможно, тестируемый пытается улучшить представление о себе в глазах других людей, хочет чтобы они относились к его желаниям и потребностям благожелательно и проявили бы уступчивость (5*2*). Фиолетовый же незначим в позициях с 3-й по 7-ю.
Хочет чувствовать себя "эмоционально-вовлеченным", верит в то, что его надежды и замыслы реальны (=4), в отношениях с близкими людьми требователен и привередлив, но, при этом, хочет избежать конфликтов и волнений, 6-я позиция серого цвета является среднестатистической (4=0=). Отрицание коричневого может означать напряжение, вызванное недостатком внимания к потребностям организма, неудовлетворенную потребность в общении с людьми, из-за желания быть исключительным(-7) находится в изоляции, состоянии стресса, вызванного ограничениями или запретами (-7-6).Хочет действовать в соответствии с собственными убеждениями. Стремится развивать свои способности, проявлять себя как личность и выделяться благодаря собственным успехам.
[29-ноя-2010 17:26:44] Полный Цветовой Тест Люшера
Результаты по выбоpу 8 цветов { 4 2 0 1 6 7 5 3 }
По устpемлению: [Ключ: 6|+4+2]
Хочет "показать себя" и завоевать признание. Стремится ликвидировать разрыв, который, как ему кажется, отделяет его от других.
По состоянию: Относительно пассивен и находится в статичном состоянии.
По индифеpентности:
Обстоятельства вынуждают его идти на компромиссы и временно отказаться
от некоторых удовольствий.
По сознательно затоpможенной потpебности:
[Ключ: 9|-5-3]
стресс, вызванный неудачами в попытках добиться понимания и безопасности.
Возможно серьезное истощение нервной энергии и нарушение сердечной
деятельности. Страдает от своего явного бессилия в достижении поставленных перед собой целей.
Актуальная пpоблема:
[Ключ: 10|+4-3]
Возбужденность, раздражительность, ощущает, что он бессилен что-либо сделать здесь собственными силами, отчаянно надеется, что интуитивно найдет выход из сложившейся ситуации.
Оценка своего "я", твеpдость воли
[Ключ: 13|G0132]
Старается
утвердиться, не поддаваясь
идя даже на выгодные компромиссы. Однако приспосабливаться умеет.
Ожидание, отношение к окpужению
[Ключ: 13|Y0312]
Чувствует,
что попал в ситуацию
оскорбление, поэтому держится от других на расстоянии и, напряженно следя за их отношением к себе, защищается от критики .
Общая эмоциональная стpуктуpа
[Ключ: 14|+1+2]
Стремится к безопасности, релаксации, идиллической гармонии. Однако
из-за своеволия не может приспосабливаться. Чрезмерно чувствителен к
помехам и сопротивлению.
Психопатологически: депрессивное состояние, чувство неуверенности, слабости, бессилия, страх перед отказом.
[Ключ: 14|+2-3]
Твердолобое стремление к самоутверждению.
С повышенной раздраженностью реагирует на помехи и сопротивление,
которое препятствует осуществлению его собственных намерений.
Психопатологически: функциональная перегрузка, истощение.
Психогенные
мотивы:неудовлетворенное
активность окружения, напряжение.
Выводы: Сравнивая результаты полученные при двух видах тестирования, обнаружились неточности и полярности в психологическом состоянии обследуемой личности. Чтобы выявить причину этого явления в нашем исследовании, мы решили выделить положительные и отрицательные стороны каждой из версий цветового теста Люшера.
Так как для нас ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого, при этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом, важно, чтобы тестируемый чувствовал себя комфортно и свободно. С этой целью, психолог, проводящий тест, должен предварительно ознакомиться с информацией об обследуемой личностью и установить положительный личностно-эмоциональный контакт в процессе работы. Тестируемому следует объяснить что:
1. Он не имеет права представлять себе, например, более светлый, более "красивый" цвет.
2. Каждый цвет должен выбираться отдельно, нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.
3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, не принимая во внимание мнения других людей, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен.
4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят «для чего-то». Следует также подчеркнуть тестируемому, что важен именно его индивидуальный выбор, личное мнение и не существует "правильного решения". Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения можно подтолкнуть к выбору специальными вопросами типа: «Для Вас все цвета одинаково хороши?», «Вы конечно же можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего?», при этом его не следует торопить его с ответом или помогать наводящими вопросами.
Общение должно способствовать доверительному отношению тестируемого к проводящему тест, иначе пояснение результатов окажется усложненным и не будет соответствовать действительности. Кроме этого, цветовые карточки, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца.
Многое, из перечисленного выше, является невозможным при выполнении тестирования с помощью электронной версии, причиной чего является отсутствие и невозможность личностного контакта программного обеспечения с тестируемым, искажение цвета используемыми техническими средствами. Также, техника не может учитывать личностные особенности данной личности, жизненную ситуацию, в которой человек находится, а значит не может связать всевозможные сочетания цветов с объективными знаниями о человеке, с пониманием его внутренних переживаний и интимно-личностных реагирований, что очень важно.
В ходе
практического исследования
Заключение:
Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Вследствие этого, за долгую историю развития человеческой цивилизации были накоплены знания о цвете, которые на данном этапе истории составляют науку- психология цвета. Многими учёными и исследователями уже практическим образом доказано объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов в организме, под воздействием различных цветов и их оттенков, влияние на ощущения, восприятие, поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. На основе этих исследований созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.
В нашей работе мы обратились к самому популярному из данных методик, к Цветовому Тесту М.Люшера. Как самостоятельный метод цветодиагностики ЦТЛ имеет, к сожалению, не достаточно разработанную теоретическую часть, но на эффективность его использования, для диагностики психических процессов, при этом, указывают большое количество исследований, проведённых с целью выявления цветового воздействия на личность. На данный момент ЦТЛ используют как в сочетании с другими методиками, так и как самостоятельный метод. Кроме того, разработка М.Люшера может послужить хорошей основой для создания других психодиагностических методик в будущем.
Список использованной литературы:
Информация о работе Воздействие цвета на психику и деятельность человека как предмет исследования