Возможности формирования межличностных отношений в хореографических коллективах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. Задачи:
•Изучить современные подходы к понятиям «общественные» и «межличностные» отношения.
•Выявить природу межличностных отношений
•Рассмотреть динамику межличностных отношений в коллективе
•Установить социально-исторические предпосылки педагогической направленности самодеятельных коллективов
•Выявить возможности хореографических коллективов в формировании межличностных отношений.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных
отношений. стр.6
1.1. Общественные и межличностные отношения. стр.6
1.2. Природа межличностных отношений в коллективе. стр. 11
1.3. Динамика развития межличностных отношений в коллективе. стр. 17
Глава 2. Изучение специфики формирования межличностных отношений в
хореографическом коллективе. стр.24
2.1. Социально-исторические предпосылки педагогической направленности
самодеятельных коллективов. стр.24
2.2. Возможности хореографического коллектива в формировании
межличностных отношений. стр.27
Заключение. стр.38
Список литературы. стр.40

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_sashe.docx

— 222.55 Кб (Скачать файл)

Однако максимальная поглощенность лишь одной ролью, в конечном счете, неблагоприятно сказывается на качестве жизни человека в целом. Следует заметить, что общий ролевой репертуар в данном случае сокращается, и гипертрофированное развитие одной роли ведет за собой и одностороннее развитие. Вероятно, есть люди, для которых подобное освоение роли является нормальным. Но не стоит забывать также и о том, что именно овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию. В целом, понятие социальной роли является широкоупотребительным при описании социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении относительно длительного периода времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Таким образом, роль может быть рассмотрена лишь как аспект целостного поведения. В то же время усвоенная роль, несомненно, становится частью личностной структуры индивида, влияя на привычки, типичные способы поведения и даже характер человека. В социологии роль рассматривается как компонент социальной структуры различных социальных групп. Нет сомнения в том, что совокупность таких компонентов в рамках социальной системы того или иного исторического периода во многом определяет и психологическую структуру общества в целом. Внутригрупповые    отношения    имеют    формальную    и    неформальную структуру. Они могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые индивиды вольно  или невольно  испытывают друг к другу в  процессе совместной     деятельности     и     общения.     Чувства,     сопровождающие межличностные отношения, так основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, отвержении и оценочных суждений, что заслуживают самого пристального внимания в контексте изучения проблем общения и совместной деятельности. В динамике развития межличностных отношений так же важна структура общения.  Учитывая  сложность  общения,  необходимо  каким-то  образом обозначить  его  структуру,  чтобы  затем возможен  был  анализ  каждого элемента.   К  структуре  общения  можно  подойти  по-разному,   как  и  к определению   его   функций.   Мы   предлагаем   характеризовать   структуру общения    путем    выделения    в    нем    трех    взаимосвязанных    сторон: коммуникативной,   интерактивной   и   перцептивной.   Структура   общения схематично изображена на рис. 3.

Рис. 3. Структура общения

 

Коммуникативная сторона  общения, или коммуникация в узком  смысле слова, состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс  восприятия и познания друг друга  партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном  смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная [Ломов, 1976. С. 85], Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований [Соловьева, 2002]. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Предметом специального анализа должны быть средства и механизмы воздействия людей друг на друга в условиях совместных массовых действий, в частности при изучении психологии больших групп и социальных движений.

Как выяснилось общественные, и межличностные отношения существуют во всех без исключения художественных самодеятельных коллективов. И мы решили отследить эти отношения в  одной из разновидностей самодеятельного  коллектива - это хореографический коллектив, как один из самых ярких  примеров межличностных отношений. Для танца очень важна сплоченность коллектива, иначе коллектив не состоится. Есть такая поговорка «Один в  поле не воин», то же самое применимо  и к коллективу, особенно хореографическому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение специфики формирования межличностных отношений в

хореографическом  коллективе.

2.1. Социально-исторические  предпосылки педагогической направленности

самодеятельных  коллективов.

Истоки художественной самодеятельности уходят в народное творчество

дооктябрьского    периода.    Ее    формирование    происходило    на    основе

художественно-эстетического      потенциала,      накопленного      народным

творчеством   за   многовековую   историю   его   эволюции.   Б   его   недрах

зарождались  новые   формы  и  жанры   самодеятельного  художественного

творчества.

В процессе исторического  развития народного художественного  творчества

происходило    постепенное    формирование    и    отпочкование    от    него

профессионального искусства, любительского творчества, художественной

самодеятельности.

Каждое время,  каждая эпоха привносила свои краски, свои приметы в

функционирование народного  художественного творчества. Каждое крупное

событие в жизни России находило своеобразный отклик в художественном

творчестве, своеобразно отражалось в нем своими важнейшими сторонами.

Подтверждение   тому   -   образцы   народного   творчества,   запечатлевшие

наиболее значимые события  в истории России, причем события  в первую

очередь   прогрессивного,    демократического   характера:    восстания   под

предводительством И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева, партизанское

движение в Отечественную  войну 1812 года, Великая Отечественная  Война

1941 -1945гг. и т.д.»

Рассматривая генезис  художественной самодеятельности, в  первую очередь

необходимо  представить  ее  прямые  связи  с  существующими  формами

народного    творчества.    Только    в    этом    случае    достаточно    полно

прослеживаются основные направления и формы ее движения. К прямым

истокам художественной самодеятельности относятся, в первую очередь,

организованное   любительское   художественное   творчество   трудящихся,

сформировавшееся в конце XIX - начале ХХв. Б самостоятельную ветвь народного творчества, имеющую ярко выраженные характерные черты и приметы. На его основе зародилась и развивалась художественная самодеятельность.

Педагогические  усилия художественной самодеятельности, направлены на формирование нового человека, личности, с высокой нравственной и политической культурой, художественным и эстетическим развитием. Реализация этих задач связана с вовлечением человека в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией специальной учебно-творческой и художественно-образовательной работы. Самодеятельный коллектив выполняет свое социально-педагогическое значение в том случае, если его участники овладели в достаточной мере художественно-исполнительскими навыками и умениями, т.е. техническим мастерством. Поэтому естественно, что первый уровень воспитания участника — это образование и обучение его как исполнителя: обучение игре на музыкальном инструменте, навыкам пения, танцевальным движениям, нотной грамоте, теории музыки, культуре речи и т.д. Овладение этими навыками необходимо, прежде всего, для исполнительской деятельности. Ни о какой игре в духовном или эстрадном оркестре, пении в хоре, участии в драматическом спектакле не может быт и речи, если человек не владеет техническим мастерством, не знаком с основными положениями творческого процесса. Это первичный или начальный уровень воспитания и образование участников.

Другой уровень  воспитания - это формирование участника  как личности, развитие в нем определенных идейно-политических, гражданских, нравственно-эстетических качеств, отвечающих духу и запросам нашего общества, образу жизни. Творчество в любой сфере предполагает не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и соответствующий уровень общей культуры, эстетического развития, социализации личности.

 

Это   полностью   относиться   к   самодеятельным   исполнителям,   которые являются и объектом, и субъектом творческого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Возможности  хореографических коллективов в  формировании межличностных отношений.

Развитый детский  коллектив представляет собой необходимое  условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом  организована. Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. 
осуществляется возрастное разделение;

б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и 
личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого 
ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, 
причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее 
активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, 
потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;

д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в 
развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение 
ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно 
этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений. Детский коллектив, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые  складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных

объединений, что  проводит всех школьников через положение  руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Особое место  в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.

Но главное  состоит в том, что только в  небольших группах каждый ребенок  может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

К числу важных моментов в организации детского коллектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.

В коллективе складывается совершенно особая психологическая  ситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: общие дела, взаимоотношения классов, групп, кружков создает возможности для установления между детьми

развернутых типов  отношений.

В частности коллектив  обеспечивает единство, дружбу, товарищество

старших и младших  школьников.

Ежегодно обновляясь, коллектив сохраняет в то же время  свои законы,

обычаи, традиции и требования. В этом отношении  он является постоянно

действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать

интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные

начала в коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения  детей;

чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем

прочнее связи  всех детских коллективов в их общей иерархии.

Целенаправленная  организация разветвленного детского коллектива

обеспечивает  наиболее благоприятные психологические  условия

Информация о работе Возможности формирования межличностных отношений в хореографических коллективах