Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:20, контрольная работа
История развития управления насчитывает уже несколько тысячелетий.
Еще в первобытнообщинном обществе возникали и развивались управленческие функции в форме примитивных демократий. Это было необходимо для организации и выживания племени, что требовало от них установления системы правил, организации разделения труда.
Государственность, т.е. объединении в единое целое разных племен, в Древнем Египте появилось гораздо раньше, чем в др. цивилизациях (например, для возведения пирамид).
Основы государственного устройства начали складываться в Древней Месопотамии (ведение сельского хозяйства, прокладка и содержание оросительных систем, сбор налогов, возведение храмов).
1. Возникновение и развитие управленческой мысли
а)зарождение управленческой мысли
б)периоды развития управленческой мысли
в) Вывод
2. Практические задание
3. Тестовое задание
4. Список литературы
Ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ считают, что современная целостная теория менеджмента- молодая наука, развитие которой происходило вместе с изменением практики менеджмента. В практике менеджмента в XX в. Можно выделить три периода, соответствующие трем моделям управления организацией.
Первая модель – «автократическая», сложилась в начале XX в. в условиях устоявшегося бизнеса и любой другой деятельности. Управление основывается на власти хозяина или менеджера, на авторитете руководителя и прямой директиве, сильной персональной зависимости каждого работника, в котором прежде всего ценится исполнительность.
Вторая модель – «экономическая», сложилась в середине XX века., когда каждый последующий момент не был похож на предыдущий, любая деятельность проходила в постоянно меняющихся условиях. Модель базируется не столько на власти, сколько на экономическом принуждении, не на авторитете и директиве, а на материальном поощрении, не на персональной зависимости, а на мотивации. Характеризуется не просто исполнительностью, а инициативой работника.
Третья модель – «новая», сложилась в 90-е годы XXв. Во время быстрых и непредсказуемых изменений. Основана на творческом участии всех работников в делах организации, на сочетании экономических и моральных стимулов к труду, на коллективизме и приверженности людей к своей работе и к организации в целом. Характерно тотальное творчество работников не только по поводу выполнения своих обязанностей, но и по поводу поиска новых методов работы, новых видов услуг, новых социальных технологий.
Приведенные выше классификации не являются универсальными. В зарубежных и отечественных изданиях чаще всего делаются ссылки на периодизацию истории научного менеджмента, предложенную М. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури.
С точки зрения американских авторов, следует выделять четыре подхода и четыре школы управления.
Таблица 5
Подходы к управлению
Временной интервал |
Название |
Характеристика |
1885-1920 |
Подход с позиции выделения различных школ управленческой мысли |
|
1920г. – н.в. |
Процессный подход |
Рассматривает управление как
непрерывную серию |
Конец 1950 г. – н.в. |
Системный подход |
Организация рассматривается как совокупность элементов (люди, структура, задачи, технология). Все организации являются системами. Центральным элементом является понятие «система» - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде. Систему характеризуют: элементы, связи, внешнее окружение, границы. |
Конец 1960г. – н.в. |
Ситуационный подход |
Центральным элементом является «ситуация» - это конкретный набор обстоятельств, которые значительно влияют на организацию в определенное время. Подчеркивается значимость «ситуационного мышления». Подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы наиболее эффективно достичь цели организации. |
Таблица 6
Эволюция менеджмента как науки по М. Мескону, М. Альберту, Ф. Хедоури
Годы основания школы |
Название |
Представители |
Вклад в развитие науки управления |
1885-1920 |
Школа научного управления |
Ф.У. Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри гант |
- использование научного
анализа для определения - отбор работников, их обучение; - обеспечение работников ресурсами; - систематическое и - разделение производственного и управленческого труда. |
1920-1950 |
Классическая (административная) школа в управлении |
Анри Файоль, Г. Эмерсон |
- развитие принципов управления; - описание функций управления; - систематизированный подход
к управлению всей |
1930-1950 |
Школа психологии и человеческих отношений |
Мери Пакет, Фоллетт и Элтон Мэйо. |
- разработка концепций
системы управления |
1950 – н.в. |
Школа поведенческих наук |
Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг |
- внедрение достижений
психологии (науки о поведенческом
поведении) в систему |
1950 – н.в. |
Школа науки управления
с позиции количественного |
Д. Форестер, С.Бир |
- углубление понимания
сложных управленческих - развитие количественных
методов в помощь |
Одной из наиболее популярных в 80-е годы XX столетия системных концепций менеджмента была теория «7-S» (Томас Питерс и Робертс Уотерман; Ричард Паскаль и Энтони Атос). Была сформулирована в 1978 году. Концепция была принята в качестве основного инструмента глобальной консалтинговой компанией McKinsey.
Исследователи пришли к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждого из них требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила свое название.
Рис. 1 Системная концепция менеджмента – теория«7-S»
Ключевые составляющие теории:
В соответствие с этой концепцией
только те организации будут эффективно
функционировать и развиваться,
в которых менеджеры могут
содержать в гармоничном
Вывод:
Таким образом, управление есть
элемент и функция
Менеджмент есть часть
управления. Это эффективное управление
в условиях рынка. Менеджмент в современных
организациях испытывает воздействие
тенденций к
Интернационализация – это возрастающая географическая дисперсия экономической деятельности через национальные границы.
Глобализация – более
развитая форма интернационализации.
Это процесс возрастания роли
международных компаний, уменьшение
значения государственных границ как
барьеров на пути потоков товаров
и услуг. Глобализация означает новую
фазу деловой активности. Контекст
в котором оперируют
2. Практическая часть
Менеджеру требуется доверительная беседа с подчинённым. Как верно усадить собеседника ?
1) напротив;
2) рядом;
3) под прямым углом.
Ответ: если подчинённый будет сидеть напротив, это создаст ощущение конкуренции между собеседниками. Рядом сажать его тоже не следует, т.к. это создаст атмосферу излишней доверительности и дружелюбности. Поэтому подчинённого лучше посадить под прямым углом.
Ответ: 3
3. Тестовые задания
1. Основным
принципом ситуационного
является:
а) возможность применения научных достижений к конкретным
условиям
б) анализ случаев из практики управления
в) использование целенаправленных приемов в конкретной си-
туации
г) интеграция различных подходов к управлению.
Ответ:г
2. По мнению Макгрегора, успех менеджера в значительной сте-
пени зависит от:
а) умения заставить человека работать
б) умения мотивировать людей к эффективной работе
в) способности предсказывать и контролировать человеческое
поведение
г) возможности наладить контроль за исполнением указаний.
Ответ:в
3. Классическая (административная) школа в управлении ставила
своей целью:
а) согласование работы финансового аппарата на предприятии с
производством и маркетингом
б) создание нового стиля управления
в) рассмотрение администратора как профессии
г) создание
универсальных принципов
Ответ:г
Список литературы:
Информация о работе Возникновение и развитие управленческой мысли