Возникновение и развитие управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

История развития управления насчитывает уже несколько тысячелетий.
Еще в первобытнообщинном обществе возникали и развивались управленческие функции в форме примитивных демократий. Это было необходимо для организации и выживания племени, что требовало от них установления системы правил, организации разделения труда.
Государственность, т.е. объединении в единое целое разных племен, в Древнем Египте появилось гораздо раньше, чем в др. цивилизациях (например, для возведения пирамид).
Основы государственного устройства начали складываться в Древней Месопотамии (ведение сельского хозяйства, прокладка и содержание оросительных систем, сбор налогов, возведение храмов).

Содержание

1. Возникновение и развитие управленческой мысли
а)зарождение управленческой мысли
б)периоды развития управленческой мысли
в) Вывод
2. Практические задание
3. Тестовое задание
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теория менеджмента.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

 

Ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ считают, что современная целостная  теория менеджмента- молодая наука, развитие которой происходило вместе с изменением практики менеджмента.  В практике менеджмента в XX в. Можно выделить три периода, соответствующие трем моделям управления организацией.

Первая модель – «автократическая», сложилась в начале XX в. в условиях устоявшегося бизнеса и любой другой деятельности. Управление основывается на власти хозяина или менеджера, на авторитете руководителя и прямой директиве, сильной персональной зависимости каждого работника, в котором прежде всего ценится исполнительность.

Вторая модель – «экономическая», сложилась в середине XX века., когда каждый последующий момент не был похож на предыдущий, любая деятельность проходила в постоянно меняющихся условиях.  Модель базируется не столько на власти, сколько на экономическом принуждении, не на авторитете и директиве, а на материальном поощрении, не на персональной зависимости, а на мотивации. Характеризуется не просто исполнительностью, а инициативой работника.

Третья модель – «новая», сложилась в 90-е годы XXв. Во время быстрых и непредсказуемых изменений. Основана на творческом участии всех работников в делах организации, на сочетании экономических и моральных стимулов к труду, на коллективизме и приверженности людей к своей работе и к организации в целом. Характерно тотальное творчество работников не только по поводу выполнения своих обязанностей, но и по поводу поиска новых методов работы, новых видов услуг, новых социальных технологий.

 

Приведенные выше классификации  не являются универсальными. В зарубежных и отечественных изданиях чаще всего  делаются ссылки на периодизацию истории  научного менеджмента, предложенную М. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури.

С точки зрения американских авторов, следует выделять четыре подхода  и четыре школы управления.

Таблица 5

Подходы к управлению

 

Временной интервал

Название 

Характеристика

1885-1920

Подход с позиции  выделения различных школ управленческой мысли

  • Школа научного управления
  • Классическая (административная) школа в управлении
  • Школа психологии и  человеческих отношений
  • Школа поведенческих наук
  • Школа науки управления с позиции количественного подхода

1920г. – н.в.

Процессный подход

Рассматривает управление как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация, управленческие решения).

Конец 1950 г. – н.в.

Системный подход

Организация рассматривается  как совокупность элементов (люди, структура, задачи, технология). Все организации  являются системами. Центральным элементом  является понятие «система» - это  совокупность взаимосвязанных и  взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования  в окружающей среде. Систему характеризуют: элементы, связи, внешнее окружение, границы.

Конец 1960г. – н.в.

Ситуационный  подход

Центральным элементом является «ситуация» - это конкретный набор  обстоятельств, которые значительно  влияют на организацию в определенное время. Подчеркивается значимость «ситуационного мышления». Подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы наиболее эффективно достичь  цели организации.


Таблица 6

Эволюция менеджмента  как науки по М. Мескону, М. Альберту, Ф. Хедоури

Годы основания школы

Название 

Представители

Вклад в развитие науки  управления

1885-1920

Школа научного управления

Ф.У. Тейлор, Френк и Лилия  Гилбрет, Генри гант

- использование научного  анализа для определения лучших  способов выполнения задач;

- отбор работников, их  обучение;

- обеспечение работников  ресурсами;

- систематическое и рациональное  использование материального стимулирования;

- разделение производственного  и управленческого труда.

1920-1950

Классическая (административная) школа в управлении

Анри Файоль, Г. Эмерсон

- развитие принципов управления;

- описание функций управления;

- систематизированный подход  к управлению всей организацией.

1930-1950

Школа психологии и  человеческих отношений

Мери Пакет, Фоллетт и  Элтон Мэйо.

- разработка концепций  системы управления организацией  с позиции межличностных отношений. 

1950 – н.в.

Школа поведенческих  наук

Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг

- внедрение достижений  психологии (науки о поведенческом  поведении) в систему управления  человеческими ресурсами организации.

1950 – н.в.

Школа науки управления с позиции количественного подхода

Д. Форестер, С.Бир

- углубление понимания  сложных управленческих проблем  благодаря разработке и применению  моделей;

- развитие количественных  методов в помощь руководителям,  принимающим решения в сложных  ситуациях.


 

Одной из наиболее популярных в 80-е годы XX столетия системных концепций менеджмента была теория «7-S» (Томас Питерс и Робертс Уотерман; Ричард Паскаль и Энтони Атос). Была сформулирована в 1978 году. Концепция была принята в качестве основного инструмента глобальной консалтинговой компанией McKinsey.

Исследователи пришли  к  выводу, что эффективная организация  формируется на базе семи взаимосвязанных  составляющих, изменение каждого  из них требует соответствующего изменения  остальных шести. Так  как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила свое название.

 



 



 

 



 


 

 

 

 

Рис. 1 Системная концепция  менеджмента – теория«7-S»

 

Ключевые составляющие теории:

    • Стратегия – планы и направления деятельности по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
    • Структура – внутренняя композиция организации, отражающая разделение организации на подразделения, их субординацию и распределение власти между ними;
    • Системы – процедуры и процессы, протекающие в организации;
    • Состав работников (штат) – группы персонала в организации, характеризующиеся по полу, возрасту, образованию и т.п.;
    • Стиль – способ, каким руководитель управляет организацией;
    • Сумма навыков (квалификация) – возможности, знания и умения работников;
    • Совместные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до работников.

В соответствие с этой концепцией только те организации будут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут  содержать в гармоничном состоянии  систему, состоящую из данных семи элементов.

 

Вывод:

Таким образом, управление есть элемент и функция организованных систем различной природы, обеспечивающих их функционирование и развитие. Как  практическая деятельность управление существует столько, сколько существует человек. Теория управления – это  знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Менеджмент есть часть  управления. Это эффективное управление в условиях рынка. Менеджмент в современных  организациях испытывает воздействие  тенденций к интернационализации  и глобализации.

Интернационализация – это  возрастающая географическая дисперсия  экономической деятельности через  национальные границы.

Глобализация – более  развитая форма интернационализации. Это процесс возрастания роли международных компаний, уменьшение значения государственных границ как  барьеров на пути потоков товаров  и услуг. Глобализация означает новую  фазу деловой активности. Контекст в котором оперируют современные  менеджеры, становится наиболее разнообразным: работа в другой стране, участие  в интернациональной команде, управление мультикультурной  организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

Менеджеру требуется доверительная беседа с подчинённым. Как верно усадить  собеседника ?

1) напротив;

2) рядом; 

3) под прямым углом. 

 

Ответ: если подчинённый будет сидеть напротив, это создаст ощущение конкуренции  между собеседниками. Рядом сажать  его тоже не следует, т.к. это создаст атмосферу излишней  доверительности и дружелюбности. Поэтому подчинённого лучше посадить под прямым углом.

 

Ответ: 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тестовые задания

1. Основным  принципом ситуационного подхода  к управлению 

является:

а) возможность  применения научных достижений к  конкретным

условиям

б) анализ случаев из практики управления

в) использование  целенаправленных приемов в конкретной си-

туации

г) интеграция различных подходов к управлению.

Ответ:г

 

2. По  мнению Макгрегора, успех менеджера  в значительной сте-

пени  зависит от:

а) умения заставить человека работать

б) умения мотивировать людей к эффективной  работе

в) способности  предсказывать и контролировать человеческое

поведение

г) возможности  наладить контроль за исполнением указаний.

Ответ:в

 

 

3. Классическая (административная) школа в управлении  ставила 

своей целью:

а) согласование работы финансового аппарата на предприятии  с 

производством и маркетингом

б) создание нового стиля управления

в) рассмотрение администратора как профессии

г) создание универсальных принципов управления

Ответ:г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  3. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008
  4. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)

Информация о работе Возникновение и развитие управленческой мысли