Возникновение понятия рефлексии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. раб Петухова О.А. - копия.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 Третьим критерием развития педагогической рефлексии является Собственно рефлексивное поведение педагога. Показатели этого критерия: личностная ориентированность, профессиональная адекватность. В качестве признаков уровней развития Собственно рефлексивного поведения выступают технологичность и целостность.

 

14. Каковы условия развития педагогической рефлексии?

 Для развития педагогической  рефлексии важным представляется  определение педагогических условий. Мы исходим из тех, которые были описаны Г.Г.Ермаковой.

Первым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Специально организованная рефлексивная деятельность педагога.

Вторым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Функция подобного рода среды способствовать возникновению у личности потребности в рефлексии.

Цель создания рефлексивной среды: снятие отчуждения педагога от учебного процесса и развитие профессиональной рефлексивности педагога как способа жизнедеятельности (осуществления профессиональной деятельности).

Третьим педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий. Именно в таких взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии педагога.

 Межсубъектные отношения  педагога и обучающегося представляют  значительную ценность. Они обеспечивают сложение сил, единство действий и взаимосвязь деятельности ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как силы и возможности обучающихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя, достижение более высоких результатов.

 Результатом межсубъектных  отношений в рефлексивной деятельности  становятся взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество. Рефлексия составляет  сущностную характеристику межсубъектных  отношений, ибо рефлексия способна  быть механизмом познания не только своего, но и чужого сознания.

 В рефлексивной деятельности  показателями усвоения эффективности  межсубъектных отношений могут  выступать: адекватность рефлексии  за другого, согласованность позиций, заинтересованность друг в друге, отношения взаимной ответственности, поддержка и т.д. Рефлексивность лежит в основе социально-перцептивных и коммуникативных способностей педагога и обусловливает уровень его профессионального самосознания.

Четвертым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Актуализация рефлексивности педагога. Рефлексивность – есть отраженная в рефлексивной деятельности субъектность позиции ее участников. Актуализировать рефлексивность педагога – значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции. Подобная актуализация предполагает, что благодаря рефлексии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней.

 Актуализированная рефлексивность  педагога позволяет ему преодолевать  педагогический эгоцентризм. Найденный  заново личностный смысл дает  перспективу для внутренних изменений, ломки устаревших профессиональных  стереотипов, открывает путь дальнейшего профессионального роста.

Пятым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.

 

15. Для чего следует  использовать в педагогической деятельности технологии организации рефлексивной деятельности?

 Использование технологий  организации рефлексивной деятельности  в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

 

16. С какими мыслительными  операциями связана рефлексия?

 Умения планировать, регулировать и контролировать ход своего мышления основаны на сформированности важнейших мыслительных операций, таких как анализ, синтез, оценка. Анализ предполагает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязи между ними, осознание принципов организации целого. Идеальные учебные результаты учащихся характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Синтез обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение ученика, план действий или совокупность обобщённых связей. Соответствующие учебные результаты предполагают действия творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. Ученик при этом пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.

Категория оценки обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретной цели. Суждение ученика должно основываться на чётких критериях, которые могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самими учащимся или же задаваться ему извне. Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях. Ученик при этом оценивает логику построения материала в виде письменного текста, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

 

17. Каковы компоненты профессионального  самосознания?

Выделяют четыре основных компонента профессионального самосознания:

1. "актуальное Я" —  каким себя видит и оценивает  учитель в настоящее время;

2. "ретроспективное Я" — каким себя видит и оценивает  учитель по отношению к начальным  этапам работы в школе;

3. "идеальное Я" — каким бы хотел быть и стать учитель;

4. "рефлексивное Я" — как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают  представители профессионального  окружения (коллеги, учащиеся, директор, завуч).

"Рефлексивное Я" является  социальной перспективой в самосознании педагога или шкалой профессиональной среды в его личности, которая обеспечивает объективность самооценок и идентичность представлений о себе.

 

18. Что такое самооценка, каковы ее типы?

 Отношение же к самому  себе связано с самосознанием. Формой проявления самосознания как раз и является самооценка, осознание самого себя, определённое отношение к самому себе, т.е. осознание своих умственных и физических способностей, поступков, мотивов поведения, своего отношения к другим. Самооценка включает в себя способность оценивать свои возможности. Источником же развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности, а также непосредственных качеств его личности.

 Самооценка ученика  также подразделяется на три  типа по своей ценностной структуре:

1.диффузно-утилитарный тип  характеризуется отсутствием целостности, интегрированности и осознанности (содержание Я-идеального отражает  сферу отношений ребенка со  взрослыми и безусловное принятие  их оценок);

2.ситуативно-практический тип характеризуется осознанным компромиссом между ценностями нормативно-желательными и собственными (смыслообразующий и объяснительный принцип поведения — это правило и норма);

3.обобщенно-рефлексивный  тип включает две формы направленности  личности (сфера человеческих взаимоотношений и интерес к различным областям знаний, умений, деятельности), характеризуется высоким уровнем когнитивной сложности, высокой степенью интегрированности и осознанности на фоне положительного самоотношения.

 

19. Что такое рефлексивное слушание?

 Умение внимательно, активно  слушать является базовым для  процесса общения. И перцептивная, и коммуникативная, и интерактивная  стороны общения могут реализовываться  только при соответствующем умении  слушания партнера. Слушание может быть нерефлексивным и рефлексивным.

 Нерефлексивное слушание – это активное молчание, требующее большого физического и психологического внимания. Техника нерефлексивного слушания выражается:

-в "буферных" фразах  типа: "Что-то беспокоит?", "Что-то  случилось?", "Вы чем-то встревожены?", "У вас произошло что-то радостное?";

-в ответах, подчеркивающих  внимание – "Да?", "Продолжайте, продолжайте. Это интересно", "Надо  же!", "Понимаю", "Приятно это  слышать" и т.д.;

-в невербальных средствах, выражающих заинтересованность – утвердительный наклон головы, открытая поза, соответствующая мимика.

 Все варианты ответов  в технике нерефлексивного слушания  должны быть нейтральными, ободряющими  и открывающими.

  Рефлексивное слушание – активное слушание, объективная обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Слушать рефлексивно, это значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение.

 Техники  рефлексивного слушания:

Выяснение – состоит в деятельности по уточнению смысла каких-либо высказываний либо всего сообщения в целом. Это позволяет получить дополнительную информацию по неясным вопросам, улучшить первоначальное сообщение, т.к. показывает автору, что он выражает свои мысли неточно. Типовыми фразами и вопросами являются: "Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду!", "Повторите, пожалуйста, эту часть!", "Я не понял", "Не объясните ли Вы это еще раз?".

Перефразирование – формулирование той же мысли другими словами. В данном случае слушающий для проверки понимания смысла и идеи сообщения пытается выразить мысль автора, используя свои слова, термины, выражения. Это позволяет получить подтверждение правильности понимания и дает возможность автору внести коррективы в сообщение. Типовыми словами являются: "Правильно ли я понял, что …", "Как я понял Вас …", "По Вашему мнению …", "Другими словами, Вы говорите …", "Вы считаете, что …".

Отражение чувств – состоит в адекватном восприятии и озвучивании слушающим чувств, эмоционального состояния говорящего. Диалог зависит не столько от содержания информации, сколько от чувств, установок, эмоциональной реакции. Для рефлексивного отражения чувств можно использовать следующие фразы: "Мне кажется, что Вы чувствуете …", "Вы несколько расстроены …", "Мне знакомы Ваши ощущения …", "Я чувствую, что Вы …".

Резюмирование – подведение итога, смысла сообщенного говорящим. Резюмирование помогает соединить фрагменты беседы в единое смысловое целое. Это помогает слушающему убедиться в правильности и точности понимания, а говорящему оценить, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Типовыми формулировками могут быть следующие: "Основными выводами, с Вашей точки зрения, являются …", "Можно ли сказать, что смысл Вашей речи состоит …", "Если подытожить сказанное Вами, то …", "Правильно ли я понял, что Вашими основными идеями являются …".

 

20. Каковы возрастные возможности  и условия развития рефлексии?

 Рефлексия определяется  как основное психическое новообразование  младшего школьного возраста. Условиями  рефлексивного развития младшего школьника являются:

  • проектируемая норма, итог начального образования — это ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого) способен, встречаясь с задачей, ответить на два вопроса: « Я могу или не могу решить эту задачу?», «Чего мне не достаёт для её решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет способен обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определённую информацию или способ действия. При этом центральным психологическим механизмом подобного поведения учащегося, по мнению авторов, является определяющая рефлексия как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю, умею и чего не знаю.

Основная форма отношений - это отношения ребёнка с самим собой, отношение: "Я неумелый, незнающий — Я умелый, знающий". Учебная деятельность, приводящая к построению таких отношений, обеспечивают самоопределение и самоизменение ребёнка.

Информация о работе Возникновение понятия рефлексии