Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:46, контрольная работа
Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.
Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.
2. Каково психологическое содержание
рефлексии?
Объем и полифоничность психологического
содержания рефлексии, ее полифункциональность,
богатый спектр признаков и свойств свидетельствуют
о важности и уникальности места и роли
рефлексии в интегральной структуре личности
человека. Рефлексивные процессы выделяются
практически во всех сферах психологической
действительности. Развитие рефлексивной
психологии связано с именем А.Буземана,
который впервые выделил ее в качестве
самостоятельной дисциплины в начале
20-го века. Само слово "рефлексия"
происходит от позднелатинского "reflexio",
что буквально означает "обращение
назад, отражение".
В настоящее время складываются традиции
исследования рефлексивных процессов
в отдельных областях психологии. Для
раскрытия психологического содержания
различных феноменов рефлексия рассматривается
в рамках подходов к исследованию сознания (
Если резюмировать роль и место рефлексии
в мышлении, то можно отметить, что:
-рефлексия есть проявление высокого уровня
развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев,
В.В.Давыдов, А.З.Зак, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн);
-рефлексия позволяет человеку сознательно
регулировать, контролировать свое мышление
как с точки зрения его содержания, так
и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов,
Д.Дьюи);
-рефлексия есть фактор продуктивности
мыслительной деятельности (И.С.Ладенко,
Я.А.Пономарев);
-рефлексия помогает "войти" в ход
решения задачи другого человека, осмыслить
его, "снять" содержание и, в случае
необходимости, внести необходимую коррекцию
или стимулировать новое направление
решения (Ю.Н.Кулюткин, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская).
В личностной сфере человека рефлексия
охватывает как коммуникативные процессы,
так и процессы самоосмысления, самосознания:
-рефлексия является гарантом позитивных
межличностных контактов, определяя такие
партнерские личностные качества, как
проницательность, отзывчивость, терпимость,
безоценочное принятие и понимание другого
человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев,
Б.Ф.Ломов);
-рефлексия обеспечивает взаимопонимание
и согласованность действий партнеров
в условиях совместной деятельности, кооперации
(В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);
-рефлексия как способность человека к
самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению
стимулирует процессы самосознания, обогащает
"Я-концепцию" человека, является
важнейшим фактором личностного самосовершенствования
(А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко);
-рефлексия способствует целостности
и динамизму внутренней жизни человека,
помогает стабилизировать и гармонизировать
свой эмоциональный мир, мобилизовать
волевой потенциал, гибко управлять им
(В.В.Столин, К.Роджерс).
Выделение указанных сфер существования
рефлексивных процессов в значительной
степени условно. В психологической реальности
бытия человека его мышление не изолировано
от его личностных особенностей. Напротив,
как показывают результаты экспериментальных
исследований, продуктивность мышления
в значительной мере зависит от реализации
личностной позиции субъекта мышления,
от глубины его "личностных смыслов"
(А.Н.Леонтьев), вовлеченных в решение проблемы.
Механизмом, опосредующим и связывающим
операционально-предметную сторону мышления
и личностные смыслы субъекта, включенные
в мыслительный процесс, является рефлексия
(А.В.Брушлинский, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская,
И.Н.Семенов).
Существенным, на наш взгляд, является
то, что с развитием научного знания расширились
границы применения категории рефлексии.
Отечественные исследователи И.Н.Семенов
и С.Ю.Степанов показали, что рефлексия
активно используется не только на философском,
но и на общенаучном уровне, выступая в
качестве:
-методологического средства междисциплинарных
разработак и неклассических направлений
современной науки (теория рефлексивных
игр, теория рефлексивного управления
и т.п.);
-объяснительного принципа для ряда общественных
и гуманитарных дисциплин (социология,
логика, лингвистика, экология и др.).
Кроме того, сегодня рассматривается собственно
психологический аспект рефлексии в отличие
от ее философских трактовок, анализируется
история вычленения в психологии (в частности,
в исследованиях мышления и сознания)
рефлексии как особого психологического
явления.
3. В чем сущность
философского аспекта рефлексии?
В контексте философской проблематики
рефлексия обычно трактуется как: 1) способность
разума и мышления обращаться на себя;
2) анализ знания с целью получения нового
знания; 3) самонаблюдение за состоянием
ума и души; 4) исследовательский акт, направленный
на основания собственного осуществления.
В 17-веке английский философ Джон Локк
(1632-1704) впервые употребил понятие «рефлексия»,
подразумевая под ним процесс (как и опыт)
за счет которого происходит накопление
и получение новых идей. Рефлексия – это
один из источников познания, а предметом
познания становится сама мысль, т.е. мысль
объективизируется для рефлексии. Объективация
выступает важным компонентом рефлексивного
механизма (этапом рефлексивного процесса).
Она предполагает сравнение результатов
рефлексии с ее процессом и способами
получения рефлексивного представления.
Отсутствие этого сравнения ведет к появлению
"недостаточной рефлексии", на что
указывал И.Кант: "… мы можем принимать
некоторые познания, например непосредственно
достоверные положения, без исследования,
т.е. не проверяя условий их истинности,
однако мы не можем и не имеем права ни
о чем судить без рефлексии, т.е. без сравнения
познания с той познавательной способностью,
из которого оно может возникнуть".
Противопоставление категорий "явление
- сущность" характерна для классической
философии, что и приводит к связыванию
смысла рефлексии с процессами объективизации.
Недопустимость такого противостояния
в экзистенциальной философии имеет следствием
придание большего гносеологического
значения пониманию. Необходимость соотнесения
этих традиций породило проблему связи
понимания и рефлексии на уровне субъективных
способностей.
Для И.Канта рефлексия противостоит пассивному,
она играет роль разрушителя схематизмов
мышления. Он рассматривает ее не в понимании
индивидуального, а в понимании коллективного,
подразумевая, что не всегда предполагает
сравнение, то есть она на одном человеке
невозможна. Выделял два вида рефлексии
– трансцендентальную и логическую. Г.Гегель
(1770-1831) строго разграничивал рефлексию
на субъективную, связанную с самосознанием
и объективную или ту, которая связанна
с практической деятельностью.
В последней трети 20-го века М.К.Мамардашвили,
Г.П.Щедровицкий, И.С.Ладенко, В.А.Лекторский,
В.С.Швырев, А.П.Огурцов пытались осуществить
философскую проработку понятия рефлексии
в контексте проблемы сознания и деятельности.
Философский план анализа позволил выделить
следующие аспекты рефлексии:
1) онтологический, где рефлексия – модус
существования психологического в виде
данностей сознания;
2) гносеологический, где рефлексия как
интроспективное начало психологического
познания, является методом самонаблюдения
(Дж.Локк);
3) методологический, где рефлексия рассматривается
как модальность взаимодействия (взаимоотражения)
категорий познания (И.Кант);
4) аксиологический, где рефлексия рассматривается
как «мировоззренческие чувства» личности,
выражающие экзистенциально-этические
ценности ее бытия и сознания (С.Л.Рубинштейн).
Первые три аспекта выделяют рефлексию
как рациональное начало организации
психического в его интеллектуально-познавательных
проявлениях. Четвертый аспект знаменует
переход от философско-интеллектуального
к личностно-психологическому пониманию
рефлексии.
Надо отметить, что еще задолго до Локка
в философии противопоставлялось чувственно
4. В чем сущность
методологического аспекта рефлексии?
Рефлексия становится объектом исследования
деятельности, после того, как И.Кант выделил
активно-деятельный характер рефлексивных
процессов. Этот подход находит свое развитие
в общей теории деятельности, разрабатываемой
в московском методологическом кружке
во главе с Г.П.Щедровицким. Эта теория
выстраивает единый идеальный объект,
в котором «встроены» в единую систему
связей и зависимостей очень разнообразные
явления: знания, операции, вещи, цели,
машины, мотивы, знаки, смыслы, значения,
ценности и т.п. Авторы данной теории рассматривают рефлексию как
процесс в мышлении и деятельности и создают ее собственную модель.
В работе «Коммуникация, деятельность,
рефлексия» (1975) Г.П.Щедровицкий пишет
о том, что «рефлексия является важным
моментом в механизмах развития деятельности,
от которой зависят все без исключения
организованности деятельности, в том
числе, смысл текстов и значение отдельных
знаков и выражений».
Рефлексия рассматривается в контексте
деятельности и с точки зрения средств
теории деятельности. Важным представляются
следующие аспекты: 1) рефлексия как процесс
и особая структура в деятельности; 2) рефлексия
как принцип развертывания схем деятельности.
При этом деятельностное описание позволяет
выделить рефлексивные действия и операции,
а также конструировать средства и техники
(способы использования средств) их практикования.
Центральным понятием в предложенной
теории деятельности выступает схема
так называемого «рефлексивного выхода».
Индивид выходит из прежней позиции деятеля
и переходит в новую позицию внешнюю, как
по отношению к прежним, уже выполненным
деятельностям, так и по отношению к будущей,
проектируемой деятельности. Новая позиция,
характеризуемая относительно прежней
и будущей деятельности, будет называться
«рефлексивной позицией», а знания, вырабатываемые
в ней, будут «рефлексивными знаниями»,
поскольку они трансформируются относительно
знаний, выработанных в первой позиции.
Рефлексия при этом, по мнению Г.П.Щедровицкого,
"как бы приостанавливается, прерывает
этот непрерывный процесс жизни и выводит
человека мысленно за ее пределы… Сознание
выступает здесь как разрыв, как выход
из поглощенности непосредственным процессом
жизни для выработки соответствующего
отношения к ней, занятия позиции над ней".
Методологический подход позволяет выявить
роль и значение рефлексии применительно
к учебной деятельности, что и делали многие
педагоги-исследователи. Рефлексия выступает
как условие формирования способов научно-познавательной
и практической деятельности. Однако данный
методологический подход не отвечает
на вопрос: что же происходит в сознании
человека при осуществлении рефлексии?
Эта проблема разрешается в рамках психологии.
5. Какова роль рефлексии
в деятельности?
Роль рефлексии в творческой, мыслительной
деятельности состоит в целеполагании,
установлении и регулировании адекватных
требований к себе на основе соотнесения
предъявляемых извне требований, ситуационной
специфики самого субъекта. Поскольку
главным в педагогическом процессе на
сегодняшний момент определяется развитие
личности субъектов процесса, а развитие
является процессом внутренним и судить
о его прохождении доступно, прежде всего,
самому субъекту, то оценку такого развития
и позволяет совершить рефлексия, как
акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления.
В педагогическом процессе рефлексивные
умения позволяют его субъектам организовывать
и фиксировать результат состояния развития,
саморазвития, а также причин положительной
либо отрицательной динамики такого процесса.
6. Какие виды (типы)
рефлексии рассматриваются в современной
психологии?
Отсутствие единого подхода к пониманию
и изучению феномена рефлексии предполагает
построение различных классификаций.
I. Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют
следующие типы рефлексии и области ее
научного исследования:
1.Кооперативная рефлексия имеет прямое
отношение к психологии управления, педагогике,
проектированию, спорту. Психологические
знания данного типа рефлексии обеспечивают,
в частности, проектирование коллективной
деятельности и кооперацию совместных
действий субъектов деятельности. При
этом рефлексия рассматривается как «высвобождение»
субъекта из процесса деятельности, как
его «выход» во внешнюю, новую позицию
как по отношению к прежним, уже выполненным
деятельностям, так и по отношению к будущей,
проектируемой деятельности с целью обеспечения
взаимопонимания и согласованности действий
в условиях совместной деятельности. При
таком подходе акцент ставится на результаты
рефлексирования, а не на процессуальные
моменты проявления этого механизма.
2.Коммуникативная рефлексия рассматривается
в исследованиях социально-психологического
и инженерно-психологического плана в
связи с проблемами социальной перцепции
и эмпатии в общении. Она выступает как
важнейшая составляющая развитого общения
и межличностного восприятия, которая
характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое
качество познания человека человеком.
Коммуникативный аспект рефлексии несет
ряд функций: познавательную, регулятивную
и развития. Эти функции выражаются в смене
представлений о другом субъекте на более
адекватные для данной ситуации, они актуализируются
при противоречии между представлениями
о другом субъекте общения и его вновь
раскрывающимися индивидуальными психологическими
чертами.
3.Личностная рефлексия исследует собственные
поступки субъекта, образы собственного
Я как индивидуальности. Анализируется
в общей и патопсихологии в связи с проблемами
развития, распада и коррекции самосознания
личности и механизмов построения Я-образа
субъекта. С.Ю. Степанов и И.Н.Семенов выделяют
несколько этапов осуществления личностной
рефлексии: переживание тупика и осмысление
задачи, ситуации как не решаемой; апробирование
личностных стереотипов (шаблонов действия)
и их дискредитация; переосмысление личностных
стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации
и самого себя в ней заново. Процесс переосмысления
выражается, во-первых, в изменении отношения
субъекта к самому себе, к собственному
«я» и реализуется в виде соответствующих
поступков, и, во-вторых, в изменении отношения
субъекта к своим знаниям, умениям. При
этом переживание конфликтности не подавляется,
а обостряется и приводит к мобилизации
ресурсов «Я» для достижения решения задачи.
На взгляд Ю.М.Орлова, личностный тип рефлексии
несет функцию самоопределения личности.
Личностный рост, развитие индивидуальности,
как сверхличностного образования, происходит
именно в процессе осознания смысла, который
реализуется в конкретном сегменте жизненного
процесса. Процесс же самопознания, в виде
постижения своей Я-концепции, включающей
воспроизведение и осмысление того, что
мы делаем, почему делаем, как делаем и
как относились к другим, и как они относились
к нам и почему, посредством рефлексии
ведет к обоснованию личностного права
на изменение заданной модели поведения,
деятельности, с учетом особенностей ситуации.
4.Предметом интеллектуальная рефлексии
являются знания об объекте и способы
действия с ним. В настоящее время работы
в данном направлении явно преобладают
в общем объеме публикаций, отражающих
разработку проблематики рефлексии в
психологии. Интеллектуальная рефлексия
рассматривается преимущественно в педагогической
и инженерной психологии в связи с проблемами
организации когнитивных процессов переработки
информации и разработки средств обучения
решению типовых задач.
В последнее время, помимо этих четырех
аспектов рефлексии, выделяют экзистенциальную,
культуральную и саногенную. Объектом
исследования экзистенциальной рефлексии
являются глубинные, экзистенциальные
смыслы личности. Рефлексия, возникающая
в результате воздействия эмоциогенных
ситуаций, ведущих к переживанию страха
неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п.,
приводящая к уменьшению страдания от
негативных эмоций, определяется Ю.М.Орловым
как саногенная. Ее основная функция заключается
в регуляции эмоциональных состояний
человека.
II. Н.И.Гуткина при экспериментальном изучении
выделяет следующие виды рефлексии:
1.Логическая – рефлексия в области мышления,
предметом которой является содержание
деятельности индивида.
2.Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной
сферы, связана с процессами развития
самосознания.
3.Межличностная – рефлексия по отношению
к другому человеку, направлена на исследование
межличностной коммуникации.
III. Отечественные ученые С.В.Кондратьева,
Б.П.Ковалев предлагают виды рефлексии
в процессах педагогического общения:
1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом
которой является переосмысление, перепроверка
педагогом собственных представлений
и мнений, которые у него сформировались
об учащихся в процессе общения с ними.
2.Коммуникативная рефлексия заключается
в осознании субъектом того, как его воспринимают,
оценивают, относятся к нему другие ("Я
– глазами других").
3.Личностная рефлексия – осмысление собственного
сознания и своих действий, самопознание.
Е.В.Лушпаевой описывает такой тип рефлексии,
как «рефлексия в общении», который представляет
собой "сложную систему рефлексивных
отношений, возникающих и развивающихся
в процессе межличностного взаимодействия".
Автор выделяет следующие компоненты
в структуре "рефлексия в общении":
личностно-коммуникативная рефлексия
(рефлексия «Я»); социально-перцептивная
(рефлексия другого «Я»); рефлексия ситуации
или рефлексия взаимодействия.
Наиболее общими способами рефлексирования
являются выражение уверенности, предположения,
сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии
активизируются при условии создания
установки наблюдать и анализировать
собственное познание, поведение и понимание
этого поведения другими.
7. Какие существуют
формы рефлексии?
Рефлексия собственной деятельности субъекта
рассматривается в трех основных формах
в зависимости от функций, которые она
выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная
и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок»
и «самооценок» и обеспечивает непосредственную
включенность субъекта в ситуацию, осмысление
ее элементов, анализ происходящего в
данный момент, т.е. осуществляется рефлексия
"здесь и теперь". Рассматривается
способность субъекта соотносить с предметной
ситуацией собственные действия, координировать,
контролировать элементы деятельности
в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки
уже выполненной деятельности, событий,
имевших место в прошлом. Рефлексивная
работа направлена на более полное осознание,
понимание и структурирование полученного
в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки,
мотивы, условия, этапы и результаты деятельности
или ее отдельные этапы. Эта форма может
служить для выявления возможных ошибок,
искать причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление
о предстоящей деятельности, представление
о ходе деятельности, планирование, выбор
наиболее эффективных способов, конструируемых
на будущее.
Субъект деятельности может быть представлен
как отдельным индивидом, так и группой.
Исходя из этого, И.С.Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные
формы рефлексии. Во внутрисубъектных
формах различают корректирующую, избирательную
и дополняющую. Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации
выбранного способа к конкретным условиям.
Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного,
двух или более способов решения задачи. С
помощью дополняющей рефлексии производится
усложнение выбранного способа посредством
добавления к нему новых элементов. Межсубъектные
формы представлены кооперативной, состязательной
и противодействующей рефлексией. Кооперативная рефлексия обеспечивает
объединение двух или более субъектов
для достижения общей ими цели. Состязательная
рефлексия служит самоорганизации
субъектов в условиях их соревнования
или соперничества. Противодействую
Академик М.К.Тутушкина раскрывает смысл
понятия рефлексии, исходя из характера
ее функций, – конструктивной и контрольной.
С позиции конструктивной функции рефлексия
- это процесс поиска и установления умственных
связей между существующей ситуацией
и мировоззрением личности в данной области;
активизация рефлексии для включения
ее в процессы саморегуляции в деятельности,
общении и поведении. С позиции контрольной
функции рефлексия – это процесс налаживания,
проверки и использования связей между
существующей ситуацией и мировоззрением
личности в данной области; механизм отражения
или использования результатов отражения
для самоконтроля в деятельности или общении.
Опираясь на работы Б.А.Зейгарник, И.Н.Семенова,
С.Ю.Степанова, автор выделяет три формы
рефлексии, различающихся по объекту работы:
рефлексия в области самосознания, рефлексия
образа действия и рефлексия профессиональной
деятельности, причем, первые две формы
являются основой для развития и формирования
третьей формы.
Рефлексия в области
самосознания – это такая форма рефлексии,
которая непосредственно сказывается
на сформированности сензитивной способности
человека. Она различается тремя уровня:
1) первый уровень связан с отражением
и с последующим самостоятельным конструированием
личностных смыслов; 2) второй уровень
связан с осознанием себя как самостоятельной
личности, отличной от других; 3) третий
уровень предполагает осознание себя
как субъекта коммуникативной связи, анализируются
возможности и результаты собственного
влияния на окружающих.
Рефлексия образа
действия – это анализ технологий,
которые применяет личность для достижения
тех или иных целей. Рефлексия образа действия
ответственна за правильное использование
тех принципов действий, с которыми человек
уже знаком. Этот анализ представляет
собой рефлексию (в чистом виде) как ее
представляют в классической психологии,
когда непосредственно после какого-либо
поступка рефлексирующий анализирует
схему действия, собственные ощущения,
результаты и делает выводы о совершенстве
и недостатках.
11. Что такое педагогическая
рефлексия и профессиональная рефлексия?
Представляется важным отметить несколько
моментов, которые акцентируют роль рефлексии
в профессиональной деятельности:
во-первых, рефлексия необходима при освоении
профессиональной деятельности;
во-вторых, на ее основании осуществляется
контроль и управление процессом усвоения;
в-третьих, рефлексия необходима при изменении
условий профессионально-
в-четвертых, она является одним из основных
механизмов развития самой деятельности.
А.А.Бизяева под педагогической рефлексией
понимает сложный психологический феномен,
проявляющийся в способности учителя
входить в активную исследовательскую
позицию по отношению к своей деятельности
и к себе как ее субъекту с целью критического
анализа, осмысления и оценки ее эффективности
для развития личности ученика. Автор
выделяет двуплановую концептуальную
модель педагогической рефлексии:
1.Операциональный уровень (конструктивно-
2.Собственно личностный уровень (профессионально-личностная
субъектная ориентация учителя в его деятельности
и личностная, субъектная включенность
в рефлексивную ситуацию).
Таким образом, рефлексирующий учитель
– это думающий, анализирующий, исследующий
свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи,
"вечный ученик своей профессии"
с неутомимой потребностью к саморазвитию
и самосовершенствованию.
Отечественный исследователь С.С.Кашлев
под рефлексией в педагогическом процессе
или педагогической рефлексией понимает
процесс и результат фиксирования субъектами
(участниками педагогического процесса)
состояния своего развития, саморазвития
и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает
взаимоотображение, взаимооценку участников
педагогического процесса, состоявшегося
взаимодействия, отображение педагогом
внутреннего мира, состояния развития
учащихся и наоборот.
Рефлексия в педагогическом процессе
– это процесс самоидентификации субъекта
педагогического взаимодействия со сложившейся
педагогической ситуацией, с тем, что составляет
педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом,
условиями развития участников педагогического
процесса, средой, содержанием, педагогическими
технологиями и т.д.
Российский педагог Б.З.Вульфов профессиональную
рефлексию определяет как соотнесение
себя, возможностей своего Я с тем, чего
требует избранная профессия, в том числе,
с существующими о ней представлениями.
Он ведет также речь о педагогической
профессиональной рефлексии, понимая
под ней то же, что и всякая профессиональная
рефлексия, но в содержании, связанном
с особенностями педагогической работы
и собственным педагогическим опытом.
Более точное определение профессиональной
рефлексии дает Е.Е.Рукавишникова. Под
профессиональной рефлексией она понимает
психологический механизм профессионального
самосовершенствования и самоактуализации,
проявляющийся в способности специалиста
занимать аналитическую позицию по отношению
к себе и профессиональной деятельности.