Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 16:58, лекция

Краткое описание

1. Проблема «кризиса» подросткового возраста. (Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С. Выготский).

Вложенные файлы: 1 файл

10_tema.docx

— 30.55 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 10.

  1. Проблема «кризиса» подросткового возраста. (Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С. Выготский).

   Подростковый кризис замыкает череду кризисов в развитии ребенка. Подростковый кризис может                        начинаться в разном возрасте. У девочек обычно начинается в 11-16 лет, у мальчиков - в 12-18. Рамки подросткового кризиса индивидуальны для каждого ребенка. Подростковый кризис - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам. Помимо психологических механизмов в дело вступают физиологические.  Подросток может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным и быстро устающим. Подростковый кризис обычно проявляется более бурно, чем остальные кризисы.  Подросток может замкнуться в себе или напротив - конфликтовать в открытую, характеризуясь повышенной конфликтностью, перепадами настроения, утомляемостью, депрессией, ложью, немотивированной агрессией. Подростковый кризис состоит из трех основных стадий. Во время предкритической стадии ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы - пока что несмело и осторожно.  Во время посткритической стадии у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми. В подростковом возрасте ребенок примеряет на себя новые социальные роли, пробует себя в новом качестве.

Роль  гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С. Выготский).

Гетерохронность развития в подростковом возрасте проявляется особенно, так как наступление физической, психической и социальной зрелости во времени, как правило, не совпадает. Подростковый возраст обычно связывается с понятием физического развития, и, прежде всего полового созревания. В результате бурного и неравномерного роста у подростка удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими. Осознавая это, подросток смущается, старается замаскировать свою нескладность.

 

  1. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков.

 Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и  социализации , так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником норм поведения и получения определенного статуса. На первый план выступает, с одной стороны, освобождение от родительской опеки, с другой же — постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом  социализации  и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества. Развитие социальной деятельности в этом периоде идет за счет углубления общения со сверстниками. Возникающее «чувство взрослости», которое Выготский считал основным новообразованием подросткового возраста, свидетельствует об отделении себя подростком, как от мира детства, так и от мира взрослых, сохраняющих, тем не менее, основные формы контроля над его жизнью. На этом фоне самостоятельное значение приобретают отношения с ровесниками. «Деятельность общения выступает здесь своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Вместе с тем феномен « индивидуализации »  находит наиболее наглядное выражение в «негативных» признаках: в ответ на навязывание подростку взрослыми прежнего статуса. Ставятся под вопрос и прежние правила поведения самих подростков, наступает кризис внутренней позиции. 
Достижение самостоятельности — это одна из главных задач отрочества и юности. Неумение подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми потребностями и преимуществами, связанными с самостоятельностью, приводит к возникновению многих проблем. Непростая ситуация развития, в которой оказывается подросток, заключается, с одной стороны, в том, что взрослые побуждают его к самостоятельности, а с другой стороны, в значительной степени поощряют его зависимость. Благополучная социальная и психическая адаптация в этом периоде во многом будет определяться как общепринятыми взглядами окружающих на независимость подростков, так и поведением и методами воспитания его родителей, а также взаимоотношениями подростка со сверстниками и их поддержкой его независимого поведения. Наибольшее влияние на состояние психического здоровья подростка оказывает адаптация в двух группах: семье и группе сверстников. Роль семьи на разных стадиях  социализации  не равнозначна, тем не менее, в силу некоторых причин (материальная зависимость, совместное проживание и т. п.) роль семьи в развитии личности ребенка даже в юношеском  возрасте  остается одной из самых значимых. Развитие самосознания подростков. В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и других. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание и самооценка, способность к анализу окружающих явлений. И это в первую очередь — осознание себя как отличного от родительских образов субъекта, являющегося продуктом своего прошлого и будущего, способного к самостоятельному выбору, обеспечивающему цельность личности. 
Физические различия.

   В подростковый период происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей. Наиболее важными    критериями оценки состояния организма, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития. На него оказывает существенное влияние не только наследственные и внутренние, но и многие внешние, социально-гигиенические факторы (климатические и географические условия, режим питания, объем нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и др.) Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается примерно с 10 - 12 лет. После завершения процесса полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам он достигает своего максимума и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12 - 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15 - 16 годам рост их, как правило, значительно выше, чем у девочек. Рост мальчиков продолжается до 18 - 20 лет, и полное завершение полового созревания происходит у них позднее. Таким образом, рост тесно связан с половым развитием, которое уже с младшего школьного возраста происходит различно у мальчиков и девочек.

 3. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. (Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. «Кодекс товарищества». Дружба у подростков и ее особенности в связи с половыми различиями).

Общение со сверстниками в жизни подростка. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, лучший друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность, и нередко настолько высокую, что отодвигает на второй план учебу. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Он считает, что имеет право на это, защищает свое право и именно поэтому вмешательство взрослых вызывает обиду, протест.  
          У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания. Самая неприятная для подростка ситуация - это осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание - нежелание общаться. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. 
          Дружба в жизни подростка. Важная роль в развитии личности и социально-моральной взрослости подростка играет отношений с близкими товарищами и другом. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением, авторитетом. Для них большое значение имеет общность в интересах и любимых занятиях, интересность общения и разговоров. Содержательной основой общения могут стать любимые занятия. Они стремятся к сотрудничеству в разных делах, поручения каждого часто выполняются вместе.  

   Отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения в подростковом периоде. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим - интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. В физическом развитии и половом созревании девочки обгоняют мальчиков. Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немалое значение для развития личности подростка. Появляется внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования. 
          Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга.

 

4) Чувство взрослости  как основное психологическое  новообразование подросткового  возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б. Эльконин). Виды взрослости, пути и условия ее формирования. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми.

По мнению Эльконина , оценка собственных качеств как средств решения стоящих перед подростком задач, существенно для генеза самосознания и понимания особенностей психического развития подростков.  В начале подросткового возраста у ребенка начинает формироваться чувство взрослости – отношение подростка к себе, как к взрослому. Эта сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Автор считает, что чувство взрослости – специфическая для подросткового возраста форма самосознания, социального по своему содержанию. Прежде всего, оно проявляется в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к подростку как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. У подростка появляются собственные вкусы, взгляды, оценки которые он отстаивает даже, несмотря на неодобрение окружающих.

Виды взрослости:

1)Подражание внешним признакам  взрослости - курение, игра в карты,  употребление алкоголя, особый лексикон.

2)Равнение подростков-мальчиков  на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.  Средством самовоспитания часто  становятся занятия спортом. 

3)Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в различных видах деятельности, когда подросток занимает место помощника взрослого.

4)Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении  больше знать и уметь. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Учение превращается в самообразование.

Становление нового типа взаимоотношений.

Претензии подростка на новые  права прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; он протестует, когда ограничивают его самостоятельность, опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми и старается добиться признания ими этого.

 Благополучная форма  перехода к новому типу отношений  возможна, если взрослый сам проявляет  инициативу или, учитывая требования  подростка, перестраивает свое  отношение к нему. Но некоторые моменты способствуют сохранению прежнего отношения, а именно:

  1. неизменность общественного положения: он был и остается "школьником";

      2) его полная материальная зависимость от родителей;

      3) привычка взрослого направлять и контролировать ребенка;

      4) сохранение  у подростка детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения               действовать самостоятельно.

Это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться.

 

5.Учебная деятельность  подростков. (Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Развитие формально-операционального интеллекта).

Учебная деятельность. 
Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная, т.е. в этой деятельности человек осуществляет одну из базовых задач: подготовка к выбору профессиональной деятельности. 
Учебная деятельность становится более осознанной, рассматривается как ступень к благополучию во взрослой жизни. 
Появляется избирательность к учебным предметам, деление на нужные и ненужные для той сферы деятельности, которую человек выбирает. 
Меняется отношение к оценкам.  
У подростков: оценка любой ценой, за оценками не видят знания. 
В юношеском возрасте за оценкой видят знания и ориентация идет на знания. 
Познавательные процессы. 
1. увеличение произвольности процессов. 
2. совершенствуется умение управлять своими психическими процессами. 
3. интеллектуализация познавательных процессов.

Информация о работе Возрастная психология