Возрастные кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:43, реферат

Краткое описание

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие может рассматриваться на филгенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез:
Филогенез – развитие вида, т.е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
II.Основные этапы онтогенеза…………………………………………………………………7
III. Кризис новорожденности…………………………………………………………………..15
IV. Кризис первого года………………………………………………………………………..17
V. Кризис трех лет……………………………………………………………………………...19
VI. Кризис дошкольного возраста……………………………………………………………..24
VII. Предподростковый кризис…………………………………………………………….….27
VIII. Кризис взрослости…………………………………………………………………….….29
IX. Кризис старости…………………………………………………………………………….33
X. Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………….…………………36

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 63.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки России

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Тверской государственный  технический университет

(ГОУВПО «ТГТУ»)

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

Реферат на тему: Возрастные кризисы .

 

 

 

 

 

                                                                                 

                                                                                            Выполнила: студентка IV курса,

                                                                           Группы                                                                                        Принял :

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2012 г.

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………….3

II.Основные этапы онтогенеза…………………………………………………………………7

III. Кризис новорожденности…………………………………………………………………..15

IV. Кризис первого года………………………………………………………………………..17

V. Кризис трех лет……………………………………………………………………………...19

VI. Кризис дошкольного возраста……………………………………………………………..24

VII. Предподростковый кризис…………………………………………………………….….27

VIII. Кризис взрослости…………………………………………………………………….….29

IX. Кризис старости…………………………………………………………………………….33

X. Заключение…………………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы……………………………………….…………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение.

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Развитие может рассматриваться на филгенез, антропогенез, онтогенез и  микрогенез:

 Филогенез – развитие вида, т.е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

 Онтогенез – индивидуальное развитие, т.е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Микрогенез – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий и т.п.

Основными свойствами развития являются:

Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность – способность системы к поведению единой, внутренне взаимосвязной линии развития.

Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

В настоящее время психическое  развитие человека рассматривают с  точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

 – динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.)

 – структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления

 – каузальный – определение детерминант, движущих причин развития

 –онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

 

Таким образом, системный  подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с  какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека – биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие  виды развития:

Преформированное – тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен.

Непреформированное – тип развития, который не предопределен заранее.

Психическое – развитие познавательных психических процессов.

Личностное – развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я» – концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены и рядоположены. В различные возрастные периоды  они могут не совпадать и по-разному  влиять друг на друга.

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности и действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Для понимания механизма  психического развития ребенка необходимо выделить категории, описывающие данный процесс:

Социальная ситуация развития ребенка – конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых  он находится с окружающей его  действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид деятельности.

Ведущая деятельность – это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется  соответствующим типом ведущей  деятельности. В рамках ведущей деятельности происходят тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что  приводит к их качественным изменениям.

Кризис развития – сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов личности ребенка. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением. Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

Кризис развития возникает  на стыке двух возрастов и знаменует  собой завершение предыдущего возрастного  периода и начало следующего.

В словаре иностранных слово кризис (от греческого krisis – решение, поворотный пункт, исход) преподносится как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. С.И. Ожегов в своем «Толковом словаре русского языка» говорит о кризисе как о затруднительном, тяжелом положении.

В.Б. Шапарь в «Рабочем словаре  психолога – консультанта» под  кризисом понимает любое внезапное  прерывание нормального хода событий  в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей  деятельности и мышления.

Что же это за кризисы  и как они проявляются? Ребенок  проходит через ряд возрастных кризисов в своем развитии. Не бывает такого, чтобы возрастные кризисы миновали ребенка. Кризисы – это прежде всего изменение системы связей ребенка с окружающими, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Основные этапы онтогенеза.

Онтогенез – процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.

I.Пренатальный период. Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единое целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне – период первых трех месяцев.

Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, – главенствующий стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха. Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях – наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, – наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.

Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, интроцептивными ощущениями, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходившие разобщено, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.

 

Младенчество. Начиная с этого возрастного периода в развитии человека прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.

В чем состоит различие в психологических понятиях «поведение»  и «деятельность»? прежде всего, очевидно, что в отличие от возможности  наблюдать любое поведение деятельность имеет скрытую от внешнего наблюдателя  компоненту – внутреннюю деятельность анализа, планирования, программирования, корректировки действий внешних. Психологическая  сущность поведения связана с  приспособительной функцией выражения  отношения в общении, где на первый план выступают адекватные средства обмена информацией. В свою очередь, общение главным образом основано на эмоциональном притяжении и отталкивании, чувствах симпатии – антипатии, которые  возникают между людьми нередко  вопреки законам логики. Приспособительная  функция деятельности внешней заключена  в управлении собой и другими, преобразовании себя и окружающего  мира на интеллектуальной и волевой  основе осознанной внутренней деятельности. Деятельность – рациональное производство результата. Она во всех своих видах  – игровом, учебном, трудовом – предметна, т.е. изменяет положение и свойства как самого человека, так и окружающего  мира. Вместе с тем нередко наше поведение выполняет одновременно и управляющую функцию деятельности.

 

Младенчество – сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие или недоверие человека к людям, к социальному миру в целом.

В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони появляется возможность манипуляции с предметами. На смену гулению приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.

 

Ранний возраст (1–3 года). Ведущей становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение переходит в новое качество – оно становится речевым (к 2 годам появляется фразовая речь).

Этот возрастной период заканчивается  так называемым кризисом трех лет. Ребенок  проявляет негативизм – непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания  родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом  осуществляется необходимый начальный  этап возрастного становления волевых  качеств характера. В этой связи  наказание за непослушание может  дать отрицательный педагогический результат. Другое последствие наказаний  – стремление ребенка избежать их с помощью лжи.

Информация о работе Возрастные кризисы