Возрастные кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:43, реферат

Краткое описание

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие может рассматриваться на филгенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез:
Филогенез – развитие вида, т.е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
II.Основные этапы онтогенеза…………………………………………………………………7
III. Кризис новорожденности…………………………………………………………………..15
IV. Кризис первого года………………………………………………………………………..17
V. Кризис трех лет……………………………………………………………………………...19
VI. Кризис дошкольного возраста……………………………………………………………..24
VII. Предподростковый кризис…………………………………………………………….….27
VIII. Кризис взрослости…………………………………………………………………….….29
IX. Кризис старости…………………………………………………………………………….33
X. Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………….…………………36

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 63.25 Кб (Скачать файл)

Дошкольный возраст (4–6 лет). Ведущей психической активностью вновь становится общение. Ребенок, как Земля вокруг Солнца, вращается вокруг взрослого. Это возраст «почемучек» – ребенок задает вопросы. Это сенситивный период пробуждения гностических потребностей человека. Игнорирование вопросов ребенка приводит к потере им интереса к тайнам окружающего мира.

Игра, ранее преимущественно  в одиночку, обретает способ общения  со сверстниками, становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются  правила честной игры.

В рисовании, лепке, конструировании  идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка.

Начинается обучение ребенка  счету, чтению, письму, нотной грамоте, технике того или иного вида спорта, ремеслам

Младший школьный возраст (7–10 лет, 1–4 класс). Ведущая психическая активность – учебная деятельность.

Начинается, как правило, кризисом семи лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность – образуется потаенный внутренний мир рефлексии  чувств. С другой, внешней стороны  поведения, появляется манерничание как  выражение ощущения своего взросления. Меняется социальный статус ребенка  – он теперь школьник. Появляется в  его жизни, наряду с родителями, новый «значимый другой» – учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе.

В процессе обучения развиваются  познавательная мотивация, внимание, память, на смену ведущему типу образного  мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное.

Игры становятся все более  соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение  удовольствия от процесса игровой деятельности.

Подростковый  возраст (12–15 лет). Ведущая психическая активность – общение.

Это возраст начального периода  развития половой зрелости, связанный  с интенсивной выработкой в организме  половых гормонов, появлением или  усилением сексуального влечения, развитием  вторичных половых признаков  мужчины или женщины.

В зависимости в основном от наследственности и климатической  зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы  от 10 до 18 лет. Девочки созревают  приблизительно на год раньше мальчиков.

Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему  конфликту между биологическим  статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может  манифестироваться протестными  формами агрессивного поведения, стремлением  подражать взрослому манерами и  аксессуарами его образа жизни, стремлением  нарушить границы пока еще запретных  сфер социальной действительности.

Это период обостренного желания  самоопределения, потребности обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность. Подросток в силу возросшей эмоциональности, больших ожиданий, неадекватных представлений  о реальности, обилия фантазий, проявления нетерпеливости, максимализма оценок, саморазвития воли и проб себя в  зоне риска часто попадает в ситуации фрустрации, отчаяния, неудовлетворенности  собой и враждебного противостояния окружающим людям.

Юношеский возраст. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (15–18 лет) и позднюю юность (18–23 лет).Этот период рассматривается как психологичеcкий возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению  с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с  будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации. Усиливается потребность  в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают  широкий, устойчивый и действенный  характер, растет сознательное отношение  к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность  интересов связана с жизненными планами.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического общения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и  девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному  пониманию мира, к целостной и  абсолютной оценке тех или иных явлений  действительности. Формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к  жизни, которое позволяет выйти  на проблему смысла человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные  условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни.

Взрослость. Социальная ситуация развития во взрослости предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей.В период взрослости ведущим типом деятельности является труд.

Период взрослости – наиболее продолжительный период онтогенеза. Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

– ранняя взрослость (молодость)

– средняя взрослость

– поздняя взрослость (старение).

Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости (20–40 лет) носит неравномерный  гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется  и сохраняется до 40 летнего возраста. В то же время развитие высших

психических процессов, или  интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем с прекращением развития психофизиологических функций  на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. Следует отметить, что интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности, а также в значительной степени носит индивидуально  обусловленный характер, т.е. взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального  развития и добиваться высот профессионального  мастерства и творчества.

В период ранней взрослости поведение человека связано с  освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием в ней, созданием собственной семьи, воспитанием  детей, а также с проведением  свободного времени и досуговой  деятельностью, которая позволяет  реализовать нереализованный потенциал  личности. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим  характером деятельности и общения: труд – общественной полезностью, семья  – концентрацией и разнообразием  межличностных отношений, досуг  – реализацией личностного потенциала.

У людей, достигших возраста средней взрослости (40–60 лет), отмечается относительное снижение характеристик  психофизических функций. Однако это  никак не отражается на функционировании когнитивной сферы людей данного  возрастного периода, не снижает  их работоспособность и позволяет  сохранять трудовую и творческую активность. Развитие отдельных способностей продолжается в течение всего  среднего возраста, особенно в той  их части, которая связана с трудовой деятельностью и повседневной жизнью. Особенности интеллектуального  развития и показатели интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, от его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Интенсивность  инволюции интеллектуальных функций  зависит от двух факторов: одаренности  и образования, которые противостоят старению, затормаживают инволюционный  процесс.

Старость. Поздняя взрослость, старость как психологический возраст – это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Старость рассматривается  как сложное биосоциопсихологическое явление:

 – как биологический  феномен старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти

 – как социальное явление старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением (снижением) социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира.

 – на психологическом  уровне речь идет об осознании происходящих изменений и более или менее успешном приспособлении к ним.

Ведущая деятельность:

1) Пожилой, предпенсионный  возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию).

 – стремление «успеть»  сделать то, что еще не успел;

 – стремление передать  свой опыт ученикам и последователям;

– при появлении внуков люди предпенсионного возраста как  бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально  реализовать себя, и воспитанием  своих внуков, которые для них  не менее важны;

– к концу предпенсионного  периода наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь;

2) Период выхода  на пенсию.

 – прежде всего  это «поиск себя» в новом  качестве, это проба своих сил  в самых разных видах деятельности  – это самоопределение методом  «проб и ошибок»;

– для части пенсионеров  первое время на пенсии – это  продолжение работы по своей основной профессии (в этом случае у работающего  пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости);

 – для части пенсионеров  это может быть стремление  спокойно осмыслить всю прожитую  жизнь: кто-то даже пытается  в этот период начинать писать  «мемуары», а кому-то непременно  нужно поделиться своим опытом  и переживаниями;

3) Период собственно  старости.

– досуговое увлечение;

 – стремление всяческими  путями подтвердить свое чувство  собственного достоинства;

– для части стариков в этот период ведущей деятельностью  может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к  религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Кризис новорожденности.

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т.д.Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Наблюдая за новорожденным, можно видеть, что даже сосанию  ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы, например, хватательный. Однако эти рефлексы не служат основой для  формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть для того, чтобы  сформировался акт хватания или ходьба.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным  на беспомощность ребенка. Все это  могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно-необходимых  отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка  сразу же социально опосредованы.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование  периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления –  это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

Информация о работе Возрастные кризисы