Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:43, реферат
Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие может рассматриваться на филгенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез:
Филогенез – развитие вида, т.е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Введение………………………………………………………………………………………….3
II.Основные этапы онтогенеза…………………………………………………………………7
III. Кризис новорожденности…………………………………………………………………..15
IV. Кризис первого года………………………………………………………………………..17
V. Кризис трех лет……………………………………………………………………………...19
VI. Кризис дошкольного возраста……………………………………………………………..24
VII. Предподростковый кризис…………………………………………………………….….27
VIII. Кризис взрослости…………………………………………………………………….….29
IX. Кризис старости…………………………………………………………………………….33
X. Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………….…………………36
Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.
Кризис новорожденности требует особых методических средств и приемов, подчас выходящих за рамки психологических. Само экспериментирование затруднено из-за ригидности (непластичности) поведенческих форм новорожденного.
Сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в единении его с матерью. Если при кормлении или общении с ней он испытывает приятное чувство, то процесс его развития и формирования как личности идет нормально. Если же при кормлении или общении ребенок ощущает, что мать его не принимает или отчуждена, то он испытывает тревогу и недовольство. Если ребенку в целом не хватает материнского общения, он начинает отставать в своем развитии.
IV. Кризис первого года.
С одной стороны, кризис первого года проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой – этот кризис относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи – младенчество и ранний возраст.3
Л.С. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и отчасти – с появлением самостоятельной ходьбы. Кроме этого, выделяются также и особые аффективные состояния. Появление автономной детской речи приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем вызывая к жизни новую ситуацию развития. Выготский указывает на то, что ходьба, возникая в один год, остается, совершенствуется, а автономная речь исчезает, замещаясь речью социальной. Тот факт, что в данном случае мы имеем дело с вскоре исчезающим, «летучим» образованием, дает Выготскому основание именно автономную речь выделять в качестве ключевого кризисного новообразования, характеризующего переходный период. «Переходы, возникающие в критические возрасты, и в частности, автономная детская речь, бесконечно интересны тем, что они представляют собой участки детского развития, в которых мы видим обнаженную диалектическую закономерность развития»4.
Л.С. Выготский датирует начало
кризиса одного года 10 месяцам, когда
наблюдаются зачатки
При описании поведенческих симптомов кризиса одного года всегда указывают на яркие эмоциональные взрывы, проявляющиеся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Эти реакции объясняются тем, что с возникновением автономной речи появляются «трудности взаимного понимания». Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослого, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом.
Наиболее важным приобретением первого года жизни становится способность действовать под влиянием не только непосредственно воспринимаемых объектов и ситуаций, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений. Это приводит к тому, что ребенок, побуждаясь образом, всплывающим в памяти, настойчиво стремится с предмету своей потребности, обнаруживая в этих ситуациях капризы и иные симптомы.
Л.И. Божович дает подобным
аффективно заряженным представлениям
название «мотивирующие представления»,
полагая их центральным новообразованием
первого года жизни. Их появление
принципиально изменяет взаимоотношения
ребенка с окружающей действительностью,
освобождает его от диктата внешних
воздействий, т.е. превращает его в
субъект, хотя он еще этого и не
осознает. Далее Л.И. Божович делает
вывод о том, что прямое подавление
потребностей, связанных с мотивирующими
представлениями, «является причиной
фрустрации ребенка», обусловливающей
всевозможные негативные формы поведения.
Взрослые вынуждены убирать острые
вещи, закрывать электрические
Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае.
Понимающие родители стараются
направить активность стремящегося
к независимости ребенка в
нужное русло. Забота о максимальной
безопасности малыша не должна привести
к бесконечным ограничениям и
слову «нельзя». Пространство дома
должно быть четко разделено на разрешенное
и запрещенное. Когда это возможно,
запреты нужно заменить более
гибким поведением: провести ревизию
дома на предмет его «
V. Кризис трех лет.
Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка,
возрастание его
Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет5:
1) Негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого
2) Упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением
3) Строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет
4) Своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому
5) Протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими
6) Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей
7) Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
Рассмотрим их подробнее. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще, негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому что ему сказали.
На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется – возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Л.С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и оставшись одна, она горько плакала.
Из примера видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект – непосредственное эмоционально напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другими, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.
Вторая характеристика кризиса 3 лет – упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает в чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями и т.д.), хотя и с совершенно унылым видом.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
Разумеется, ярко проявляется
тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет все делать и
решать сам. В принципе это положительное
явление, но во время кризиса
У некоторых детей конфликты
с родителями становятся регулярными,
они как бы постоянно находятся
в состоянии войны со взрослыми.
В этих случаях говорят о протесте-
Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, – обесценивание. Обесценивается в глазах ребенка то, что раньше было привычно, интересно и дорого, например, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма, личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период – тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.
Л.И. Божович, рассматривая кризис трех лет, связывает его с появлением некоторого системного новообразования, которое выражается в возникновении слова «Я». Доминирующей является потребность в реализации и утверждении собственного Я. После возникновения «системы Я», как следствие, возникают и другие новообразования, самыми значительными из которых являются самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».
Появление самооценки (желания
быть хорошим) к концу третьего года
жизни приводит к усложнению внутренней
жизни ребенка: с одной стороны,
присутствует желание действовать
по своему собственному усмотрению, с
другой – соответствовать требованиям
значимых взрослых. Это приводит к
возникновению амбивалентных
По мнению Л.И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребенка; «система Я» включает в себя некоторое знание о себе и отношение к себе. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности.
В раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым.
Ребенок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным. Впервые в жизни ребенка ему приходится действовать в ситуации разделенности мотива (полноценное участие во взрослой жизни) и реализуемой цели (игрового) действия. Эта ситуация – первая ступень к формированию личности.