Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:43, реферат
Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие может рассматриваться на филгенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез:
Филогенез – развитие вида, т.е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Введение………………………………………………………………………………………….3
II.Основные этапы онтогенеза…………………………………………………………………7
III. Кризис новорожденности…………………………………………………………………..15
IV. Кризис первого года………………………………………………………………………..17
V. Кризис трех лет……………………………………………………………………………...19
VI. Кризис дошкольного возраста……………………………………………………………..24
VII. Предподростковый кризис…………………………………………………………….….27
VIII. Кризис взрослости…………………………………………………………………….….29
IX. Кризис старости…………………………………………………………………………….33
X. Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………….…………………36
Около 30 лет – переход
к средней взрослости, «золотому
возрасту», периоду наивысшей
Кризис 30-летия связан с
задачей коррекции плана жизни
с высоты накопленного опыта, создания
более рациональной и упорядоченной
структуры жизни и в
Период после 30 лет – «корни и расширение» – связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.
Кризис середины жизни, кризис
40-летия, получил наибольшую известность
и одновременно наиболее противоречивые
оценки. Первые признаки кризиса, разлада
внутреннего мира – изменение
отношения к тому, что раньше казалось
важным, значимым, интересным или, напротив,
отталкивающим. Кризис идентичности выражается
в переживании чувства
По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил – жестокий удар по самооценке и Я-концепции.
Период от 30 до 40 лет «десятилетие
роковой черты». Это возраст подведения
предварительных итогов, когда сравниваются
мечты и представления о
областью возможного, желаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий.
Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.
Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.
Для удачного преодоления
кризисных переживаний человек
должен выработать эмоциональную гибкость,
способность к эмоциональной
отдаче по отношению к подрастающим
детям и стареющим родителям.
Разрешение кризисов средних лет
– пересмотр жизненных целей
в сторону большей
Нахождение новой цели,
значимой и одновременно более реалистичной,
позволяет выстроить новую
Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда, в будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек погружается в работу, цепляясь за свою административную позицию, за свое должностное кресло. Человек, «застрявший» на ценностях достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, относится к молодым как к угрозе своему положению: «Я еще здесь, со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в моих руках».
Нередко наблюдающееся в
зрелые годы нежелание идти даже на
оправданный риск приводит к замедлению
в накоплении новых возможностей
человека, в конечном итоге к потере
чувства нового, отставанию от жизни,
снижению профессионализма. Причем в
результате невиданных темпов ускорения
развития общества в эпоху информатизации
наблюдается тенденция
В современной действительности
все яснее осознается роль образования
как одной из форм жизнедеятельности
человека в любой период жизни. Непрерывное
образование – это один из способов
успешного разрешения кризиса, путь
обретения человеком новых
Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, ведущей к трагическому концу.
Таким образом, нормальная зрелая личность – это не личность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития.
IX. Кризис старости.
Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55–65 лет. Метафорические описания («юность старости», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.
Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Выход на пенсию кардинально меняет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки».
Этот период оказывается
трудным для большинства
Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее.
Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом:
-Адаптация к возрастным изменениям – телесным, психофизиологическим;
- Адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам);
- Разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни;
-Ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций;
- Противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;
-Стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения;
- Стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.
X. Заключение.
Возрастные кризисы – теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития.
Возрастной кризис состоит
в преобразовании социальной ситуации
развития, при котором старая социальная
ситуация развития разрушается, а на
ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое
содержание возрастного кризиса
состоит в том, что происходит
субъективация новообразования
предшествующего стабильного
Возрастные кризисы – это неотъемлемая часть становления личности. Их невозможно предотвратить, но можно смягчить и ускорить их прохождение.
Список использованной литературы.
1)Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 2009.
2) Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Москва, 2009.
3) Государев Н.А. Специальная психология. Москва, 2010.
4) Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Ростов-на-Дону, 2011.
5) Крайг. Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, 2010.
5)Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 2010.
6)Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Москва, 2011.
7) Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2010.
8) Общая психология Под ред. Гамезо М.В.,2011.
9) Общая психология. Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И.,2012.