Возрастные кризисы. Учение о кризисах развития Л. С. Выготского. Девиации в поведении подростка: проблемы и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Л. С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л. С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» 1. Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде — их называют новообразованиями.

Содержание

1. Возрастные кризисы. Учение о кризисах Л. С. Выготского.
1.1. Критические и кризисные периоды.
1.2. Кризис новорожденности.
1.3. Кризис первого года жизни.
1.4. Кризис трех лет.
1.5. Кризис семи лет.
1.6. Кризис подросткового возраста.
2. Девиации в поведении подростка: проблемы и последствия.
2.1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
2.2. Типичные формы девиантного поведения подростков: проблемы
и последствия.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

3. Ребенку приходится параллельно,  на равных условиях, осваивать  учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, эмоционально-личностный комфорт восстанавливается, и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.

Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может  наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.

1.6. Кризис подросткового  возраста

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем другие кризисные периоды. Это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый  кризис характеризуется тем, что  в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения к ним как к маленьким.

На данном этапе кардинально  меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями.

Если взрослые с пониманием относятся  к потребностям  ребенка и при  первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты — он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе  с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем — к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся помощь и поддержка старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему. Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия и уважения. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществить задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознание (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются  в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что раньше находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Психические процессы впервые приобретают личный характер. Теперь, подчеркивает Л. С. Выготский 9, «человек сам осознает себя как известное единство». Формирование личности — одно из самых последних изменений в подростковом возрасте — Л. С. Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия, в понимании Л. С. Выготского, — это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Возникновение самосознания, по Л. С. Выготскому, означает переход к новому принципу развития — к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Л.С. Выготский определяет самосознание как социальное сознание, перенесенное внутрь. Теперь, по его словам, «функции вступили в новую связь через личность». Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. Именно поэтому личность «не есть что-то постоянное, извечное, само собой разумеющееся, но есть историческое образование, характерное для известной ступени и формы развития». Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.          

 

2. ДЕВИАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА:  ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который  в настоящее время употребляется  наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я. И. Гилинский.

В отечественной литературе под  девиантным (лат. Deviatio — уклонение) поведением подразумевают:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В первом значении девиантное поведение  является преимущественно предметом  общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении — предметом социологии и социальной психологии.

Социальные отклонения могут иметь  для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально-творческий характер: научный, технический, художественный, общественно-политический. Негативные девиации дисфункциональны, дезорганизуют систему, можно назвать социальной патологией: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид и др.

Ряд ученых считает, что девиация —  это граница между нормой и  патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм.

Отклоняющимся может быть принято  поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием ряда причин. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта — ребенка массового типа возрастного развития — Л. С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как «трудного», так и одаренного). Подросток с девиантным поведением — это, как правило, ребенок-дезорганизатор.

Психологический подход рассматривает  девиантное поведение в связи  с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности. Он позволяет отметить, что в практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.

Следует подчеркнуть, что с позиций  самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой  нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», которое носит социально-негативный характер.

С определенными оговорками к девиантам  можно отнести и категорию  одаренных, поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников, как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных педагогических воздействий. Существует определенная близость между творческой и девиантной личностью (особенно с аддиктивным поведением). Это особый тип — «искатель возбуждения». Отличие заключается в том, что для подлинного творчества удовольствие составляет сам процесс творчества, а для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат — удовольствие.

Следует отметить подростка-«ботана» — своего рода фаната учебы, зацикленность которого на учебной деятельности оказывается препятствием на пути налаживания полноценного интимно-личностного общения со сверстниками. С другой стороны, такая моноканальная активность подростка не может быть оценена как своего рода отклоняющееся поведение, т. к. носит просоциальную направленность.

Поведение личности подростка и  ее развитие, не отвечающее требованиям  социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся (девиантным) поведением, и его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.

Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением.

Отклоняющееся поведение подростка  как категория представляет собой  взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся поведение на девиантное, деликвентное и криминальное поведение 10.

При подобной лексической дифференциации девиантное поведение можно охарактеризовать как антидисциплинарное. Его типичными проявлениями являются: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебной и трудовой деятельности, систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия, антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида.

Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения подростком возраста уголовной ответственности. Выделяются следующие типы деликвентного поведения:

– агрессивно-насильственное поведение (включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против человека);

– корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства);

– распространение и продажа  наркотиков.

Деликвентное поведение, как правило, связано с личностной деформацией (искажение ценностных ориентаций, ослабление внутренней регуляции).

Криминальное поведение определяется как противоправные поступки, которые квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и деликвентн6ого поведения.

К контингенту детско-подростковой дезадаптации относятся следующие  категории детей:

– дети школьного возраста, не посещающие школу ( в нашей стране их более  полумиллиона);

– дети-сироты, общее число которых превысило полмиллиона;

– социальные сироты.

Отклоняющееся поведение имеет  сложную природу, обусловленную  самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

 

2.2. Типичные формы  девиантного поведения подростков:  
проблемы и последствия 11

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Информация о работе Возрастные кризисы. Учение о кризисах развития Л. С. Выготского. Девиации в поведении подростка: проблемы и последствия