Возрастные особенности психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи курсовой работы:
- расширить свои познания в области психологии человека;
- описать в обобщенном варианте видение современных психологов на возрастную психологию с точки зрения научной психологии;
- высказать свое мнение по поводу видения проблемы возрастных особенностей психики человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 2
Глава 1:Возрастные особенности психики человека в различные периоды его развития: 44
Глава 2:Возрастная психология как составляющая методологических основ военной психологии………… 22
Заключение……………………………………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………………………………………………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 53.63 Кб (Скачать файл)

Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение  выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости  человек утверждает себя в выбранном  деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости  завершается. Сроки значительно  расширены в связи с научно-техническим  прогрессом. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все  необходимые в выбранной профессии  знания, умения и навыки, развиваются  специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).

г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей  изменяется представление о своей  жизни, часто даже разрушается прежний  образ жизни.

Кризис 30 лет  возникает вследствие нереализованности  жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный  замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет  нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и  весь кризис в целом, знаменуют переход  от молодости к зрелости.

Достижение  цели по Франклу имеет в виду достижение мотива. Смысл, таким образом, - это  то, что связывает цель и стоящий  за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как  это обычно бывает, не совпадают).

Согласие с миром, способность  быть самим собой - вот тот мотив, депривация которого оборачивается  потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни возможна тогда, когда  в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим  собой. Чем больше в его жизни  таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны  согласию с миром.

Зрелость - самый  длительный для большинства людей  период жизни. Его верхнюю границу  разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Зрелость  считается порой полного расцвета личности, когда человек может  реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как  в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане  преемственности поколений.

В зрелости, как и в молодости, главные  стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости  она включала овладение выбранной  профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и  семейных отношениях.

Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко  вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают  и начинают жить своей жизнью, умирают  некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия  в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских  отношений. Зачастую бывает, что кроме  детей супругов ничто значимое для  них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать  свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис 40 лет  говорит еще об одном важном новообразовании  зрелости: коррективах жизненного замысла  и связанных с ними изменениях "Я - концепции".

Переход от прогресса к регрессу связывается  у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст  чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают  с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50 лет может многократно увеличиться.

Время пика профессиональной продуктивности зависит  от необходимого

Зрелость - время  продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого  человека - вырастить своих детей. В психологии рассматривается три  варианта любви:

  • безусловная любовь
  • обусловленная любовь
  • неприятие

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

  • хронологический (паспортный)
  • физический (биологический)
  • психологический

Психологический возраст - каким человек себя чувствует  и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

Психологический возраст - возрастная идентификация, которая  может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный  с представлениями о времени.

Временная перспектива  с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы  связаны с разным ощущением течения  времени, которое может субъективно  ускоряться и замедляться, сжиматься  и растягиваться.

С возрастом  меняется ценность времени, оказывается  все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию  конечности своего существования и  необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой  уж длительной жизни. Психологическое  время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в  настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

Психологический возраст зависит от сложившейся  у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

В молодости  вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический  возраст может отставать от хронологического.

В зрелости психологический возраст в гораздо  большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных  целей и их реализации.

В зрелости возможны три варианта соотношения  психологического возраста с хронологическим:

  • адекватность
  • отставание
  • опережение

Опережение  психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное  старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой  болезнью, природной и социальной катастрофой.

Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое  удовольствие - не работать. Большое  число пенсионеров продолжает работать. Во-первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений.

 

 

 

Глава 2. Возрастная психология как составляющая методологических основ военной психологии

Возрастная  психология являясь отраслью психологической  науки, изучает закономерности психического развития и особенности формирования личности на различных этапах онтогенеза военнослужащего от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в  самостоятельную область знания в конце прошлого столетия как  детская психология и долгое время  ограничивалась изучением психического развития ребенка. Однако, запросы современного общества и логика науки выдвинули  необходимость более полного  анализа онтогенетических процессов. В настоящее время разделами  возрастной психологии являются: детская  психология, психология юности, психология зрелого возраста, психология старости (геронтопсихология), что соответствует  этапам общепринятой периодизации психического развития военнослужащего (детство, юность, зрелость, старость). Стремясь к раскрытию  психологического содержания этих последовательных этапов онтогенеза, возрастная психология исследует возрастную динамику и  ведущие факторы развития психических  процессов и свойств личности.

Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное  подчинение старшим по званию для  многих становятся тяжелым испытанием. Но с другой стороны этой молодежи проще - здесь все регламентировано, не надо самому планировать свои действия и отвечать за их последствия. Накладывают  свой отпечаток "горячие точки" и "дедовщина". Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и  психика тех, кто прошел через  войну, потерял друзей, был ранен  или пережил плен, изменяются. Поэтому  многим бывшим солдатам по возвращении  к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь.

Важнейшие теоретические  положения возрастной психологии основываются на работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Ш.Бюлер, Э.Эриксона и др. К числу основных проблем возрастной психологии относятся: кризисы возрастного развития, психологические  особенности возрастных периодов, движущие силы и возрастные возможности личностного развития, соотношение врожденных и в ходе жизнедеятельности приобретенных качеств индивида и др.

Для изучения типологических закономерностей возрастных групп широко используются общепринятые психодиагностические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ результатов  деятельности). Особенностью применения констатирующей стратегии в исследованиях  по возрастной психологии является применение «поперечных» и «продольных» срезов. Возрастные (поперечные) срезы позволяют  сравнивать между собой характеристики различных возрастных выборок. Лонгитюдные  исследования дают возможность прослеживать изменения каких-либо психологических  свойств на одной и той же выборке  в течение длительного периода. Наряду с этим, важную роль в системе  методов возрастной психологии, выполняет  реализация формирующей стратегии, позволяющей осуществить направленное воздействие на определенные свойства или стороны психического развития субъекта: активный формирующий эксперимент, обучающие и моделирующие методы.

Изучая психическую  деятельность и поведение развивающегося военнослужащий и являясь в значительной мере прикладной отраслью, возрастная психология решает важные практические задачи. Среди важнейших из них  можно выделить:

- разработка  приемов, методов и форм обеспечения  полноценного психологического  развития военнослужащийа на  различных этапах жизненного  пути, особенно в детстве и  юношестве;

- поиск наиболее  оптимальных условий и способов  организации деятельности и общения  с учетом типологических закономерностей  возрастных периодов;

- оказание  психологической помощи и поддержки  в период возрастных кризисов.

Для военной  психологи решение этих задач  возрастной психологией может составить  научно-методологическое основание  для разработки собственных предметных проблем. Приобретя в 50-60 гг. самостоятельный  статус, отечественная, военная психология во многом базировалась на имевшихся  в то время наработках в различных  отраслях психологической науки, в  том числе и возрастной психологии. Так, понимание типологического  в структуре личности военнослужащего  опиралось на признание роли конкретно-исторических условий, в которых происходило  становление и психическое развитие юноши до службы в Вооруженных  силах, характера воспитания, деятельности и общения, а также наследственности, значительно предопределяющей личностный профиль. Ведущая деятельность воина  рассматривалась как главная  движущая сила развития его личности и основная детерминанта мотивационной  сферы. Знание типологических закономерностей  призывного возраста позволило психологически обосновать методы и средства боевой подготовки личного состава. Учет возрастных особенностей и возможностей военнослужащих был положен в основу профессионально-психологического отбора и рационального распределения  по воинским специальностям.

Современное состояние военной психологии и  расширение диапазона решаемых ею задач  придают особую остроту методологическому  осмыслению ее понятийных средств, объяснительных принципов и методических процедур. Расширяющиеся контакты военной  психологии с другими отраслями  психологической науки обогащают  ее новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и открывающими новые  перспективы ее развития.

Возрастная  психология, получившая в последнее  время новый импульс в своем  развитии, в том числе и в  связи с появлением нового научного направления - акмеологии (совершенствование  психологической и профессиональной зрелости), представляет интерес для  военного психолога по целому ряду существенных проблем, требующих разрешения в рамках военной психологии.

Важнейшей из них является раскрытие закономерностей, управляющих поведением и действиями воинов в обстановке боевой учебы, службы и боевой деятельности. Знание динамики возрастного развития и некоторых  специфических закономерностей  проявления мотивации личности в  том или ином возрасте может оказать  здесь существенную помощь. Например, учет в психологическом изучении личности военнослужащего срочной  службы особенностей переходного периода  от юности к взрослости (18-20 лет), требует  понимания того, что на этом этапе  решающее значение в жизненном самоопределении  имеет переход от зависимости  от родителей к самостоятельности. Этот фактор значительно детерминирует  мотивационную сферу молодого военнослужащего. Едва преодолев противоречия и трудности «подросткового кризиса", сопровождающегося в своем стремлении к свободе самовыражения конфликтами со взрослыми, нарочитостью поведения, игнорированием замечаний и другими элементами асоциального поведения, оказавшись в армии молодой воин вновь попадает под всестороннюю опеку и контроль командиров. Может возникнуть внутренний конфликт и сработать психологическая защита личности в форме регрессии, т.е. психологического возврата в подростковый период с характерной демонстративностью, непредсказуемостью, замкнутостью и т.д. Совершаемые при этом проступки, нарушения порядка подчиненности внешне достаточно злостные, могут по сути являться проявлением защитной реакции подросткового типа. В этом случае важно понять молодого воина, помочь ему осознать свою значимость и проявить ответственность как вооруженного защитника родины, создать условия для реализации стремления к самостоятельному принятию решений, что ускорит адаптационный процесс. Попытки же изменить поведения воина силовыми методами, ужесточением контроля углубляет внутренний конфликт и значительно осложняет положение воина. На этом примере мы рассмотрели проявление лишь одной возрастной закономерности переходного периода - стремление личности к самостоятельности, самоутверждению и самовыражению. Возрастная психология, таким образом, дает ключи к пониманию существенных мотивационно-поведенческих детерминант воинов.

Информация о работе Возрастные особенности психики человека