Возрастные особенности психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи курсовой работы:
- расширить свои познания в области психологии человека;
- описать в обобщенном варианте видение современных психологов на возрастную психологию с точки зрения научной психологии;
- высказать свое мнение по поводу видения проблемы возрастных особенностей психики человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 2
Глава 1:Возрастные особенности психики человека в различные периоды его развития: 44
Глава 2:Возрастная психология как составляющая методологических основ военной психологии………… 22
Заключение……………………………………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………………………………………………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 53.63 Кб (Скачать файл)

Поэтому изучение личности офицера предполагает учет типологических особенностей ранней (21-25 лет), средней (25-40 лет) и поздней (40-55 лет) взрослости. Для каждого возрастного  периода характерны свои кризисные  «пики", переживание которых значительно  влияет на все личностные проявления военнослужащего.

В настоящее  время в обществе и в армии  серьезно дискутируется проблема определения  места и роли Вооруженных Сил  как института воспитания подрастающего  поколения. Поднимаются вопросы  является ли в действительности армейская  служба «школой жизни» или же в  армии происходит задержка психического развития, а в личности культивируется жестокость и ограниченность? Военная  психология призвана исследовать эту  проблематику и объективно обосновывать происходящие социально-психологические  процессы. Одно из методологических положений, позволяющих дать научно обоснованные ответы на подобные вопросы, разработано  в рамках возрастной психологии и  основано на понимании движущих сил  развития личности. В отечественной  науке утвердилось представление  о ведущей деятельности как основном факторе личностного развития. Оно  «находит свое выражение в изменении  мотивации деятельности: прежние  мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмыслению его прежних  действий. Та деятельность, которая  прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая  деятельность, а вместе с ней и  новая стадия развития».2

В настоящее  время складывается четкое понимание  того, что наряду с ведущей деятельностью, развитие детерминируется множеством факторов. Поэтому надо искать объяснительные принципы движущих сил развития личности военнослужащего и в биологическом созревании, развертывающем генетически заложенные программы, и в реакции неосозноваемых влечений, и в системах воспитания и научения и т.д. Человеческая индивидуальность представляет собой не только продукт, но и субъект своего развития. Познание ее подлинной сущности и причинности требует всестороннего рассмотрения, с позиций различных концепций и школ в том числе и биогенетической, и персонологической, и психоаналитической, и когнитивистской, и социологизаторской ориентации, широко представляет в возрастной психологии.

 Знания  в области современной возрастной  психологии ориентируют офицера  в поиске наиболее оптимальных  форм воспитательной работы с  подчиненными на обращение к  исследованию их жизненного пути, приобретенных в детский и  подростковый период значимых  ценностей, личностных установок  и неповторимого индивидуального  опыта, предопределяющих отношение  воина к служебным обязанностям  и воинскому долгу. Для тонкого  воспитательного взаимодействия  важно выяснить особенности становления  и развития личности (формирование  концепции своего «Я» и условия  для воспитания «не-Я"), когнитивных  процессов, эмоциональной сферы,  полового созревания, психологической  независимости и социальных обязательств, приспособительных и адаптационных  механизмов и других онтогенетических  факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение.

 

Решая задачи поиска путей повышения эффективности  процессов руководства отдельными военнослужащими и подразделениями, военная психология сталкивается с  новыми, еще не разработанными вопросами, обусловленными переходом Вооруженных  Сил на контрактную основу. Так, в  связи с ростом возрастного уровня рядового состава - контрактников, нередко  возникает ситуация, когда командир оказывается по возрасту младше своих  подчиненных. Это создает определенные психологические барьеры в служебных  отношениях, снятие которых предполагает обращение к проблемам возрастной психологии. Современные исследования психологических особенностей возрастной зрелости показывают, что взрослость не представляет собой застывшего периода  жизни и может рассматриваться  как процесс последовательной смены  психических состояний, социальных и профессиональных ролей, что позволяет  выработать гибкие рекомендации офицерам взводного и ротного звена  по безконфликтному управлению различными категориями военнослужащих в зависимости  от возрастного уровня, а также  преодолеть те полоролевые трудности, которые возникают по мере поступления  в подразделения для службы по контракту военнослужащих - женщин.

В последнее  время объектом все более пристального внимания военной психологии становится забота о психическом здоровье военнослужащих. В реализации этого направления  деятельности военных психологов знания возрастной психологии могут обеспечить тонкий учет в психогигиене и психопрофилактике  тех кризисных явлений и характерных  свойств возрастных периодов, которые  могут провоцировать болезненные  нарушения психики и неврозы. Учет специфических особенностей периода  поздней зрелости с его характерными кризисными пиками, позволяет более  продуманно проводить работу с офицерами  и прапорщиками, завершающими службу и готовящимися к увольнению в  запас.

Несомненную ценность представляют знания типологических закономерностей возрастных периодов для проведения психодиагностических мероприятий. Поправка на некоторые  возрастные особенности может значительно  усилить прогностическую ценность профессионально-психологического отбора.

Таким образом, возрастная психология, являясь базовым  теоретическим предметом, в значительной мере решает прикладные исследовательские  задачи, представляющие непосредственную значимость для военной психологии. Это нацеливает военных психологов на пристальное изучение теоретических  проблем возрастной психологии для  более глубокого и тонкого  понимания тех явлений и процессов, которые исследует военная психология. Последовательное наращивание эмпирической базы военно-психологических исследований в рамках проблематики возрастной психологии является актуальным и перспективным  направлением научной и педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. - СПб., 1911.
  2. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство "Институт психологии", 1996.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
  4. Покрасс М.Л. П48. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех ищущих выхода. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 1997.
  5. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000.
  6. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: "Прогресс", 1990.
  8. Эббингауз Г. Основы психологии. - СПб., 1912.
  9. Л. С. Выготский. Вопросы детской психологии; Изд. “Союз”; СПб 1997
  10. Л. Ф. Обухова. Возрастная психология. Учебник; Изд. ’’Роспедагенство’’; Москва 1996

1Л. Ф. Обухова. Возрастная психология. Учебник; Изд. ’’Роспедагенство’’; Москва 1996

 

2 Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. -4.II. - С.6.


Информация о работе Возрастные особенности психики человека