Возрастные предпосылки развития общих способностей детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:49, реферат
Краткое описание
Министерство высшего образования РФ Московский педагогический университет Снежинский филиал Курсовая работа По курсу: «Возрастная психология» На тему: Возрастные предпосылки развития общих способностей детей младшего школьного возраста. Выполнила Студентка группы П3713 Заочного отделения Специальность: Педагогика и психология Иванова А. Б. Проверила: г. Снежинск 2010 г. Содержание Введение 1. Формирование общих способностей детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в теоретическом аспекте 1.1 Сущность и понятие способностей как проявление индивидуального в развитии личности 1.2 Особенности формирования и развития общих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1.3 Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста
Возрастные предпосылки
развития общих способностей детей младшего
школьного возраста
Министерство высшего
образования РФ Московский педагогический
университет Снежинский филиал Курсовая
работа По курсу: «Возрастная психология»
На тему: Возрастные предпосылки развития
общих способностей детей младшего школьного
возраста. Выполнила Студентка группы
П3713 Заочного отделения Специальность:
Педагогика и психология Иванова А. Б.
Проверила: г. Снежинск 2010 г. Содержание
Введение 1. Формирование общих способностей
детей старшего дошкольного возраста
и младшего школьного возраста в теоретическом
аспекте 1.1 Сущность и понятие способностей
как проявление индивидуального в развитии
личности 1.2 Особенности формирования
и развития общих способностей у детей
старшего дошкольного возраста 1.3 Особенности
формирования и развития общих способностей
у детей младшего школьного возраста 2.
Исследование уровня развития общих способностей
детей младшего школьного возраста 2.1
Методика определения общих способностей
у детей младшего школьного возраста Введение
Актуальность. Младший школьный возраст
- очень ответственный период школьного
детства, от полноценного переживания
которого зависят уровень интеллекта
и личности, желание и умение учиться,
уверенность в своих силах.
Школьный возраст,
как и все возрасты, открывается критическим,
или переломным, периодом, кризисом семи
лет. Давно замечено, что ребенок при переходе
от дошкольного к школьному возрасту очень
резко меняется и становится более трудным
в воспитательном отношении, чем прежде.
Это какая–то переходная ступень – уже
не дошкольник и еще не школьник. В последнее
время появился ряд исследований, посвященных
этому возрасту.
Результаты исследований
схематически можно выразить так: ребенка
7 лет отличает прежде всего утрата детской
непосредственности. Ближайшая причина
детской непосредственности – недостаточная
дифференцированность внутренней и внешней
жизни.
Переживания ребенка,
его желания и выражение желаний, т. е.
поведение и деятельность, обычно представляют
у дошкольника еще недостаточно дифференцированное
целое. Кризис 7 лет влечет за собой переход
к новой социальной ситуации развития,
которая требует нового содержания отношения.
В данный возрастной
период происходит приобщение ребенка
к новой социальной ситуации развития,
которая выражается в выходе ребенка за
рамки семьи, в расширении круга значимых
лиц. Новое положение ребенка в обществе,
позиция ученика характеризуется тем,
что у него появляется обязательная, общественно
значимая, общественно контролируемая
деятельность - учебная, он должен подчиняться
системе её правил и нести ответственность
за их нарушение. Существующая школа с
её классно – урочной системой и действующими
программами требует от ребенка определенного
уровня функциональной готовности. Возникает
проблема между поведением ребенка в новой
ситуации, его отношения к миру и новыми
социальными требованиями.
В силу своего возраста
у младшего школьника еще недостаточно
сформированы общие способности, формирование
и развитие которых происходит в процессе
организованной деятельности (в данном
случае учебной) и общения, и, которые необходимы
для дальнейшего полноценного развития
ребенка. Исходя из выше изложенного, была
определена цель курса – изучение многогранности
общих способностей детей младшего школьного
возраста. Объект – общие способности
детей младшего школьного возраста. Предмет
– возрастные предпосылки общих способностей
детей младшего школьного возраста.
В связи с поставленной
целью были определены следующие задачи:
- определить сущность развития и формирования
общих способностей; -изучить возрастные
особенности младшего школьного возраста
и дошкольного возраста; -провести диагностику
уровня развития общих способностей детей
младшего школьного возраста; - обобщить
полученные результаты и сделать соответствующие
выводы. 1. Формирование общих способностей
детей старшего дошкольного возраста
и младшего школьного возраста в теоретическом
аспекте. 1.1 Сущность и понятие способностей
как проявление индивидуального в развитии
личности Развиваясь, ребенок усваивает
новые психологические черты и формы поведения,
благодаря которым он становится маленьким
членом человеческого общества.
В младшем школьном
возрасте формируется тот сравнительно
устойчивый внутренний мир, который дает
основание впервые назвать ребенка личностью,
хотя, конечно, личностью, еще не вполне
сложившейся, но способной к дальнейшему
развитию и совершенствованию. Значительно
увеличиваются требования, предьявляемые
к его поведению. В процессе своего психического
развития ребенок овладевает свойственными
человеку формами поведения среди других
людей.
Это движение онтогенеза
соединено с развитием внутренней позиции,
которая отличает ребенка от других и
одновременно несет в себе возрастные
и общечеловеческие внутренние черты.
Именно целостное психическое развитие
ребенка содержит потенциал общечеловеческих
и индивидуальных свойств. Внутренняя
позиция ребенка проявляет себя в весьма
своеобразной форме. Это или эмоционально
окрашенные образы, или ситуативная ориентировка
на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая
в упорстве, или другие частные психические
достижения, которые вдруг доминируют
над общими достижениями в процессе целостного
психического развития.
Эти ситуативные доминирования,
возникнув и заявив о себе, быстро исчезают.
Однако именно они окрашивают процесс
развития личности ребенка неповторимым
обаянием детских проявлений «самости»
и «чувства личности».
Между тем ребенок
активно включается в учебную деятельность,
которая не дается человеку от рождения,
а формируется. Учебная деятельность –
процесс приобретения новых знаний, умений
и навыков. Психическими образованиями,
необходимыми для успешного овладения
какой – либо деятельность, являются способности.
Способности – прижизненные
образования, их развитие идет в процессе
жизни, что среда, воспитание активно формирует
их. Таким образом, способности – индивидуально
– психологические особенности человека,
проявляющиеся в деятельности и являющиеся
условием успешности ее выполнения. Исследованиями
установлено, что от способностей зависит
скорость, глубина, легкость и прочность
овладения знаниями, умениями и навыками.
В детстве формируются как общие способности,
необходимые для осуществления нескольких
видов деятельности ( например, способность
ребенка ориентироваться в пространстве),
так и специальные, помогающие овладевать
какой – либо деятельностью ( например,
музыкальный слух). Наиболее важными для
развития являются общие способности.
Способности, в отличие
от знаний, умений и навыков, имеют непреходящее
значение для всей человеческой жизни.
Следовательно, необходимо определить,
каким образом развиваются общие способности,
и какое значение они имеют в процессе
учебной деятельности. С точки зрения
ученых – исследователей, наиболее важными
являются три вида общих способностей:
умственные, коммуникативные и регуляторные.
К умственным способностям относятся
сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Под сенсорными понимаются
способности, проявляющиеся в области
восприятия предметов и их свойств. Они
формируются рано (в 3-4 года) и составляют
фундамент умственного развития ребенка.
В основе развития
сенсорных способностей лежит освоение
детьми общепринятых образцов внешних
свойств объектов. Они являются базой
для успешного овладения различными школьными
предметами.
Интеллектуальные
способности обеспечивают решение задач
на уровне процесса мышления. Основным
средством решения задач, развития познавательных
способностей является наглядная модель.
Творческие способности позволяют выйти
за пределы исходной ситуации и в процессе
ее преобразования создать новый продукт.
Коммуникативные способности.
Освоение ребенком
культуры, общечеловеческого опыта невозможно
без взаимодействия и общения с другими
людьми. Через коммуникацию происходит
развитие сознания и высших психических
функций.
Взрослый передает
ребенку социально – нравственный опыт,
накопленный предшествующими поколениями.
На их основе у ребенка формируются представления
о социальном мире, нравственных качествах
и нормах, которыми должен обладать человек,
чтобы жить в обществе людей. Коммуникативные
способности позволяют ребенку различать
ситуации общения и на этой основе определять
собственные цели и цели партнеров по
общению, понимать состояния и поступки
других людей, выбирать адекватные способы
поведения в конкретной ситуации.
Под регуляцией психической
деятельности понимается управление,
налаживание, оптимизация процессов, связанных
с ее выполнением. Регуляторные способности
могут функционировать на эмоциональном
и произвольном уровнях. Развитие регуляторных
способностей происходит сначала во внешнем
плане, когда взрослый передает ребенку
различные правила и контролирует их выполнение.
Произвольная регуляция носит совместный
со взрослым характер и затем приобретает
форму саморегуляции.
1.2 Особенности формирования
и развития общих способностей
у детей старшего дошкольного
возраста На этапе дошкольного
детства особое значение имеет
развитие образных форм познания
окружающего мира – восприятия,
образного мышления, воображения. В
дошкольном возрасте внимание, память,
мышление приобретают опосредованный,
знаковый характер, становятся высшими
психическими функциями.
Сначала ребенок переходит
к использованию внешних вспомогательных
средств, а потом происходит их «вращивание».
Основные средства, которыми овладевает
ребенок – дошкольник, имеют образный
характер: сенсорные эталоны, схемы, символы,
наглядные модели. Основной путь развития
дошкольника – обобщение собственного
опыта, т. е. эмпирическое обобщение.
По данным Ж. Пиаже,
период от2до 7 лет представляет собой
переход от сенсомоторного интеллекта
к первоначальным формам логического
мышления. Благодаря сенсорным способностям
ребенок активно овладевает способами
определения многочисленных качеств и
свойств предметов.
Интеллектуальные
возможности ребенка значительно выше.
В результате специально организованной
разносторонней деятельности у детей
формируются правильные, точные, богатые
образы, которые становятся основой для
развития мышления. В основе формирования
интеллектуальных способностей дошкольника
лежит овладение наглядным моделированием.
В конце дошкольного
возраста происходит формирование начальных
форм понятийного, словесно – логического
мышления. Ведущим типом деятельности
в дошкольном возрасте – сюжетно – ролевая игра. Через игру ребенок
знакомиться с поведением и взаимоотношениями
взрослых людей, которые становятся образом
для его собственного поведения, в ней
приобретает основные навыки общения,
качества, необходимые для установления
контакта со сверстниками.
В игровой деятельности
активно формируются общие способности.
К концу дошкольного возраста у детей
формируются самосознание и самооценка,
содержание которых входит оценка собственных
умений выполнять практическую деятельность
и моральных качеств, выражающихся в подчинении
или неподчинении правилам, принятым в
данной социальной группе. Самосознание
формируется благодаря интенсивному развитию
интеллектуальных способностей. В данном
возрастном периоде происходят следующие
новообразования (Д. Б Эльконин): 1. Возникновение
первого схематичного абриса цельного
детского мировоззрения.
2. Возникновение
первичных этических инстанций.
3. Появление соподчинения мотивов.
4. Поведение становится произвольным.
5. Возникновение личного сознания.
6. Появление внутренней
позиции школьника. В конце дошкольного
периода формируется кризис 7 лет,
который связан с осознанием
своего места в мире общественных
отношений.
Он открывает для себя
значение новой социальной позиции –
позиции школьника. За период дошкольного
детства ребенок проходит большой путь
в овладении социальным пространством
с его системой нормативного поведения
в межличностных отношениях со взрослыми
и детьми. Общие способности в данном возрастном
периоде определяют возможности дальнейшего
формирования и развития ребенка, также
определяют готовность ребенка к школе
(интеллектуальная готовность- ориентировка
в окружающем, запас знаний, уровень развития
восприятия и наглядно – образного мышления,
уровень обобщения, развитие речевой сферы;
личностная готовность – уровень развития
эффективно – потребностной сферы, наличие
познавательных интересов, «Внутренняя
позиция школьника», развитие произвольной
сферы.
Двигательная готовность
– мелкая моторика, крупные движения.
1.3 Особенности формирования и развития
общих способностей у детей младшего школьного
возраста Поступление в школу подводит
итог дошкольному детству и становиться
стартовой площадкой младшего школьного
возраста.
Младший школьной возраст
– очень ответственный период школьного
детства, от полноценного переживания
которого зависят уровень интеллекта
и личности, желание и умение учиться,
уверенность в своих силах. Изменение
социальной ситуации развития состоит
в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении
круга значимых лиц.
Особое значение имеет
выделение особого типа отношений со взрослым.
Если у дошкольника существовали 2 сферы
социальных отношений: «ребенок – взрослый»,
«ребенок – дети», то теперь в системе
отношений произошли изменения. Она разделилась
на две части: «ребенок – родитель», «ребенок
– учитель». Свобода дошкольного детства
сменяется отношениями зависимости и
подчинения определенным правилам.