Возрастные предпосылки развития общих способностей детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:49, реферат
Краткое описание
Министерство высшего образования РФ Московский педагогический университет Снежинский филиал Курсовая работа По курсу: «Возрастная психология» На тему: Возрастные предпосылки развития общих способностей детей младшего школьного возраста. Выполнила Студентка группы П3713 Заочного отделения Специальность: Педагогика и психология Иванова А. Б. Проверила: г. Снежинск 2010 г. Содержание Введение 1. Формирование общих способностей детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в теоретическом аспекте 1.1 Сущность и понятие способностей как проявление индивидуального в развитии личности 1.2 Особенности формирования и развития общих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1.3 Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста
Новая социальная ситуация
ужесточает условия жизни ребенка и выступает
доля него как стессогенная. У каждого
ребенка изменяется эмоциональное состояние,
повышается психическая напряженность,
что отражается на физическом здоровье
и поведении. Характер адаптации ребенка
к новым условиям жизни и отношения к нему
со стороны родных способствуют развитию
чувства личности. В данном возрастном
периоде ведущей деятельностью является
учебная.
Учебная деятельность
не дается человеку от рождения, ее надо
сформировать, поэтому активно включаются
общие способности, которые способствуют
эффективности процесса учебной деятельности.
Изменяется не только социальная ситуация,
но и появляются совершенно другие новообразования.
К ним относятся память, восприятие, воля,
мышление.
Память – в этом возрасте
имеет ярко выраженный познавательный
характер. Хорошо развивается механичекская
память, более востребованная. Идет интенсивное
формирование приемов запоминания: от
примитивных ( повторение, длительное
рассмотрение) до группировки и осмысления.
Восприятие – происходит
переход от непроизвольного к целенаправленному
произвольному наблюдению за предметом
или объектом. В начале данного периода
восприятие еще не дифференцированно,
поэтому ребенок путает буквы и цифры.
Если на начальном этапе обучения у ребенка
преобладает анализирующее восприятие,
то к концу младшего школьного возраста
развивается восприятие синтезирующее.
Воля.
Учебная деятельность
способствует развитию воли, т. к. учение
всегда требует внутренней дисциплинированности.
Начинает развиваться способность к самоорганизации.
Ребенок начинает осваивать приемы планирования,
повышаются самоконтроль и самооценка.
Мышление. Основной
вид мышления в данном возрасте – наглядно
– образное, поскольку обучение идет только
на основе принципа наглядности. В начале
младшего школьного возраста мышление
отличается эгоцентризмом – умственная
позиция обусловленная отсутствием знаний,
необходимых для правильного определения
некоторых проблемных моментов.
В младшем школьном
возрасте начинает развиваться теоретическое
мышление, ведущее к перестройке всех
психических процессов. Важным условием
для развития теоретического мышления
является формирование научных понятий
и применение их на практике. В процессе
школьного обучения происходит усвоение
и обобщение знаний, умений, формируются
интеллектуальные операции. Таким образом,
в младшем школьном возрасте идет активное
интеллектуальное развитие на основе
сформированных общих способностей.
Любые переходные периоды
выдвигают специфические проблемы, которые
требуют особого внимания. Сюда можно
и отнести переход из начальной школы
в среднее звено. Изменившиеся условия
учения предъявляют более высокие требования
к интеллектуальному и личностному развитию.
Так что же происходит с детьми, что характеризует
особенности психического и личностного
развития школьников на стыке этих возрастов?
Рассмотрим эти особенности,
используя данные отечественной психологии,
опираясь на работы Л. И. Божович, В. В Давыдова,
А. К.Макаровой, Д. Б Эльконина и др. 1.Мышление
становиться теоретическим (мышление
в понятиях). 2. Развитие теоретического
мышления способствует возникновению
у учащихся рефлексии (самоанализ, размышления,
самонаблюдения).
3. Произвольность
и способность к саморегуляции.
2. Исследование уровня развития
общих способностей детей младшего
школьного возраста 2.1 Методика определения
общих способностей у детей
младшего школьного возраста
Роль школы состоит в том, чтобы
дать ребенку знания и умения,
необходимые для разных видов
конкретной человеческой деятельности
(работы на разных участках
общественного производства, науки,
культуры), и развить соответствующие
психические качества.
Значение периода от
рождения до поступления в школу заключается
в подготовке более общих, исходных человеческих
знаний и умений, психических качеств
и свойств личности, которые нужны каждому
человеку для жизни в обществе. К ним относятся
овладение речью, употребление предметов
обихода, развитие ориентировки в пространстве
и времени, развитие человеческих форм
восприятия, мышления, воображения и т.
д., формирование основ взаимоотношений
с другими людьми, первоначальное приобщение
к произведениям литературы и искусства
Отношение ребенка к окружающему миру,
круг его обязанностей и интересов определяются,
в свою очередь, занимаемым им местом среди
других людей, системой требований, ожиданий
и воздействий со стороны взрослых.
Если для младенца
характерна потребность в постоянном
эмоциональном общении со взрослым, то
это объясняется тем, что вся жизнь малыша
целиком определяется взрослым, причем
определяется не каким-либо косвенным,
а самым прямым и непосредственным путем:
здесь осуществляется почти непрерывный
физический контакт, когда взрослый пеленает
ребенка, кормит его, дает ему игрушку,
поддерживает при первых попытках ходить
и т. п. Возникающая в раннем детстве потребность
в сотрудничестве со взрослым, интерес
к ближайшему предметному окружению связаны
с тем, что, учитывая возрастающие возможности
ребенка, взрослые изменяют характер общения
с ним, переходят к общению по поводу тех
или иных предметов и действий. От ребенка
начинают требовать известной самостоятельности
в обслуживании себя, что невозможно без
усвоения способов употребления предметов.
Возникшие потребности приобщиться к
действиям и взаимоотношениям взрослых
людей, выход интересов за пределы непосредственного
окружения и вместе с тем их направленность
на сам процесс деятельности (а не на ее
результат) - черты, которые отличают дошкольника
и находят выражение в сюжетно-ролевой
игре. Эти черты отражают двойственность
места, занимаемого детьми дошкольного
возраста среди других людей.
С одной стороны, от
ребенка начинают ожидать понимания человеческих
поступков, различения добра и зла, сознательного
выполнения правил поведения. С другой
стороны, все жизненные потребности ребенка
удовлетворяются взрослыми, серьезных
обязанностей он не несет, к результатам
его действий взрослые не предъявляют
сколько-нибудь значительных требований.
Поступление в школу
- переломный момент в жизни ребенка. Меняется
сфера приложения психической активности
- игру сменяет учение. С первого дня в
школе к ученику предъявляют новые требования,
соответствующие учебной деятельности.
Согласно этим требованиям
вчерашний дошкольник должен быть организованным,
преуспевающим в усвоении знаний; он должен
освоить права и обязанности, соответствующие
новому положению в обществе. Отличительная
особенность положения школьника состоит
в том, что его учеба является обязательной,
общественно значимой деятельностью.
За нее ученик должен нести ответственность
перед учителем, семьей, самим собой.
Жизнь ученика подчинена
системе одинаковых для всех школьников
правил, основным из которых становится
приобретение знаний, которые он должен
усвоить впрок, для будущего. Детство,
детский возраст период жизни человека
от рождения до отрочества (от рождения
до 11-12 лет). В этот период ребенок проходит
величайший путь в своем индивидуальном
развитии от беспомощного существа, не
способного к самостоятельной жизни, до
вполне адаптированной к природе и обществу
детской личности, уже способной взять
ответственность за себя, своих близких
и сверстников. В первое десятилетие жизни
психика ребенка в своем развитии проходит
такое «расстояние», с которым не сравнится
ни один последующий возраст.
Это движение обусловлено
прежде всего онтогенетическими особенностями
возраста - детство по своей сущности ориентировано
природными предпосылками на интенсификацию
развития. Однако не следует думать, что
саморазвитие определяет это движение.
Природные предпосылки, лишь соединяясь
с социальными условиями, продвигают каждого
ребенка в детстве с одного возрастного
этапа на другой Ребенок к концу дошкольного
возраста учится таким эмоциям и чувствам,
которые помогают ему устанавливать продуктивные
отношения со своими сверстниками и со
взрослыми.
К концу дошкольного
возраста у ребенка формируются основы
ответственного отношения к результатам
своих действий и поступков. Ответственность
пробуждает чувство сопричастности общему
делу, чувство долга. По мере развития
ответственности у ребенка появляется
возможность оценивать свои отдельные
поступки и поведение в целом как хорошее
или плохое, если главными мотивами поведения
становятся общественные мотивы. Ребенок
шести-семи лет способен понимать нравственный
смысл ответственности.
В игре и в обыденной
жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми
и сверстниками ребенок получает достаточный
опыт ответственного поведения. В зависимости
от развитости чувства ответственности
до школы он будет относиться к своим новым
обязанностям в школе. Общение со взрослыми
и сверстниками дает возможность ребенку
усваивать эталоны социальных норм поведения.
Ребенок в определенных жизненных ситуациях
сталкивается с необходимостью подчинить
свое поведение моральным нормам и требованиям.
Поэтому важными моментами
в нравственном развитии ребенка становятся
знание норм общения и понимание их ценности
и необходимости. Если ребенок до школы
имеет развитое чувство ответственности
за самого себя, за свое поведение, то с
этим чувством ответственности он придет
и в свой класс. Постепенно ребенок научается
отождествлять (идентифицировать) себя
со сверстниками, с которыми он был объединен
в дошкольном учреждении, но вновь соединяется
в школе.
Отождествление детей
друг с другом не только как мальчиков
и девочек, но и как сверстников постепенно
создает чувство ответственности: сначала
«за нашу группу», затем «за весь наш класс».
За период дошкольного детства ребенок
проходит большой путь в овладении социальным
пространством с его системой нормативного
поведения в межличностных отношениях
со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает
правила адекватного лояльного взаимодействия
с людьми и в благоприятных для себя условиях
может действовать в соответствии с этими
правилами.
В процессе своего
психического развития ребенок овладевает
свойственными человеку формами поведения
среди других людей. Это движение онтогенеза
соединено с развитием внутренней позиции,
которая отличает ребенка от других и
одновременно несет в себе возрастные
и общечеловеческие внутренние черты.
Именно целостное психическое развитие
ребенка содержит потенциал общечеловеческих
и индивидуальных свойств. Внутренняя
позиция ребенка проявляет себя в весьма
своеобразной форме.
Это или эмоционально
окрашенные образы, или ситуативная ориентировка
на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая
в упорстве, или другие частные психические
достижения, которые вдруг доминируют
над общими достижениями в процессе целостного
психического развития. Эти ситуативные
доминирования, возникнув и заявив о себе,
быстро исчезают. Однако именно они окрашивают
процесс развития личности ребенка неповторимым
обаянием детских проявлений «самости»
и «чувства личности».
Между тем ребенок
активно присваивает из своего окружения
те ценности, которые определяют развитие
его самосознания. Рассмотрим те звенья
структуры самосознания, которые впервые
получают интенсивное развитие в дошкольном
возрасте или впервые заявляют о себе.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет)
определяется важным внешним обстоятельством
в жизни ребенка - поступлением в школу.
В настоящее время
школа принимает, а родители отдают ребенка
в 6-7 лет. Школа беретна себя ответственность
через формы различных собеседований
определить готовность ребенка к начальному
обучению. Семья принимает решение о том,
в какую начальную школу отдать ребенка:
государственную или частную, трехлетнюю
или четырехлетнюю. Поступивший в школу
ребенок автоматически занимает совершенно
новое место в системе отношений людей:
у него появляются постоянные обязанности,
связанные с учебной деятельностью.
Близкие взрослые,
учитель, даже посторонние люди общаются
с ребенком не только как с уникальным
человеком, но и как с человеком, взявшим
на себя обязательство (неважно - вольно
или по принуждению) учиться, как все дети
в его возрасте. К концу дошкольного возраста
ребенок представляет собой в известном
смысле личность.
Он отдает себе отчет
в том, какое место занимает среди людей
(он, дошкольник) и какое место ему предстоит
занять в ближайшем будущем (он пойдет
учиться в школу). Одним словом, он открывает
для себя новое место в социальном пространстве
человеческих отношений. К этому периоду
он уже многого достиг в межличностных
отношениях: он ориентируется в семейно-родственных
отношениях и умеет занять желаемое и
соответствующее своему социальному статусу
место среди родных и близких.
Он умеет строить отношения
со взрослыми и сверстниками: имеет навыки
самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам,
быть непреклонным в своих желаниях. Он
уже понимает, что оценка его поступков
и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе
(«Я хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих
людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные
способности.
В этом возрасте существенным
достижением в развитии личности ребенка
выступает преобладание мотива «Я должен»
над мотивом «Я хочу». Новая социальная
ситуация вводит ребенка в строго нормированный
мир отношений и требует от него организованной
произвольности, ответственной за дисциплину,
за развитие исполнительских действий,
связанных с обретением навыков учебной
деятельности, а также за умственное развитие.
Таким образом, новая социальная ситуация
ужесточает условия жизни ребенка и выступает
для него как стрессогенная. У каждого
ребенка, поступившего в школу, повышается
психическая напряженность.
Это отражается не
только на физическом здоровье, но и на
поведении ребенка. Ребенок дошкольного
возраста живет в условиях своей семьи,
где обращенные к нему требования сознательно
или бессознательно кореллируются с его
индивидуальными особенностями: семья
обычно соотносит свои требования к поведению
ребенка с его возможностями. Таблица
1. Шкала умственного развития Бине-Симона
(вариант 1911г.