Воля как характеристика сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что воля играет важную роль в жизни человека. Она участвует в формировании его личностных качеств с самых малых лет, как только ребёнок овладевает сознательной речью и учится регулировать своё поведение, поэтому немаловажно раскрыть тему, касающуюся воли.
Воля является одним из регуляционных процессов, то есть тех процессов, которые отвечают в основном за регуляцию поведения, но что касается стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. О воле и о мотивах речь пойдёт в первых трёх пунктах данной контрольной работы.
Человек всегда испытывает нужду, нехватку чего-либо. Ещё на уроках обществознания мы сталкивались с понятием потребности. «Потребности - источники активности человека», считают психологи. Вопроса потребностей мы коснёмся в четвёртом пункте.

Содержание

Введение......................................................................................................3
1. Воля как характеристика сознания.......................................................4
2. Функции воли..........................................................................................5
3. Развитие воли у человека.......................................................................8
4. Волевые качества личности..................................................................10
5. Защитные механизмы (По З. Фрейду).................................................13
Заключение................................................................................................14
Список использованной литературы.......................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

Воля 38 марина.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

       Содержание.

       Введение......................................................................................................3

       1. Воля как характеристика сознания.......................................................4

       2. Функции воли..........................................................................................5

       3. Развитие воли у человека.......................................................................8

       4. Волевые качества личности..................................................................10

       5. Защитные механизмы (По З. Фрейду).................................................13

       Заключение................................................................................................14

       Список  использованной литературы.......................................................15

 

        Введение.

       Известно, что воля играет важную роль в жизни  человека. Она участвует в формировании его личностных качеств с самых  малых лет, как только ребёнок  овладевает сознательной речью и  учится регулировать своё поведение, поэтому немаловажно раскрыть тему, касающуюся воли.

       Воля  является одним из регуляционных  процессов, то есть тех процессов, которые  отвечают в основном за регуляцию  поведения, но что касается стимуляции, или побуждения, то оно связано  с понятиями мотива и мотивации. О воле и о мотивах речь пойдёт в первых трёх пунктах данной контрольной работы.

       Человек всегда испытывает нужду, нехватку чего-либо. Ещё на уроках обществознания мы сталкивались с понятием потребности. «Потребности - источники активности человека», считают психологи. Вопроса потребностей мы коснёмся в четвёртом пункте.

       В наше время существует множество  ситуаций, провоцирующих увеличение стрессовых факторов. Нестабильность, постоянное (вынужденное) приспосабливание к новой действительности, всё это ведёт к напряжённости и конфликтам. Для этого люди должны использовать защитные механизмы, то есть формы защитного поведения. На основе анализа Зигмунда Фрейда мы раскроем данный вопрос в пятом пункте.

       Совокупность  всех вопросов данной контрольной работы поможет раскрыть значение психологических знаний в повседневной жизни человека, а также применить эти знания в личной и производственной сферах.

 

        1. Воля как характеристика сознания.

       Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.

       Произвольная  деятельность человека осуществляется под контролем сознания и требует  определённых усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Например, больной человек, который  с трудом берёт в руку стакан с  водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьёт воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

       Воля - это сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние  трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

       Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.

 

        2. Функции воли.

       Воля  обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных  функций - побудительной и тормозной  и в них себя проявляет.

       Побудительная функция обеспечивается активностью  человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний  субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

       В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).

       По  мнению В.А. Ванникова, главной психологической  функцией воли является усиление мотивации  и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного  побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

       Необходимость в волевом действии возникает  тогда, когда на пути осуществления  мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

       Волевое действие всегда связано с сознанием  цели деятельности, ее значимости, с  подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

       Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными  потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

       Волевая регуляция может включиться в  деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

       Типичным  случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

       Можно выделить следующие характерные  особенности воли:

       - выносливость и настойчивость  воли, которые характеризуются тем,  что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

       - принципиальную последовательность  и постоянство воли, в противоположность  непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность  заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное

       - критичность воли, противополагая  ее легкой внушаемости и склонности  действовать необдуманно. Эта  особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

       - решительность, заключающуюся в  отсутствии излишних колебаний  при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.

       Волю  характеризуют по умению подчинять  свои личные, индивидуальные устремления  воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

 

        3. Развитие воли у человека.

       Развитие  воли у человека связано с такими действиями как:

       1) преобразование непроизвольных  психических процессов в произвольные;

       2) приобретение человеком контроля  над своим поведением;

       3) выработка волевых качеств личности;

       4) а также с тем, что человек  сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

       Развитие  волевой регуляции поведения  у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человека" контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

       Внутри  каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.

       Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек  сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и  преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

       Развитие  воли у детей тесным образом соотносится  с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Информация о работе Воля как характеристика сознания