Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, доклад
Объектом данного реферата является исследование воображения. Методом данной работы является теоретическое исследование литературы. Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Введение 2
Природа воображения 3
Виды воображения 6
Воображение и творчество 9
"Техника" воображения 13
Воображение и личность 16
Вывод 18
Список литературы 19
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
В
корне ошибочным является то представление,
что чем причудливее и
Нельзя лучше выразить, в чем заключается сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.
Образ,
внутри преобразованный идеей
Не менее необходимо воображение – в других формах – в научном творчестве.
Еще великий английский химик XVIII в. Дж.Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых "никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум", способны делать лишь ученые, которые "дают полный простор своему воображению". Т.Рибо склонен был даже утверждать, что если мы "подведем итоги количеству воображения, затраченному и воплощенному, с одной стороны – в области художественного творчества, а с другой – в технических и механических изобретениях, то мы найдем, что второй значительно больше первого".
Участвуя
вместе с мышлением в процессе
научного творчества, воображение выполняет
в нем специфическую функцию,
отличную от той, которую выполняет
в нем мышление. Специфическая
роль воображения заключается в
том, что оно преобразует образное,
наглядное содержание проблемы и
этим содействует ее разрешению. И
только поскольку творчество, открытие
нового совершается благодаря
Очень
рельефно эта роль воображения выступает
в экспериментальном
Наконец,
воображение формируется в
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.
Одним
из таких приемов является комбини
Сторонники
ассоциативной, атомистической концепции
склонны были выдвигать комбинирование
как единственный прием преобразующей
деятельности воображения. Само комбинирование
сводилось при этом лишь к новым
сочетаниям и перегруппировкам неизменных
элементов, данных на опыте. Несомненно,
что отправной точкой для преобразований,
осуществляемых воображением, служит
опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее
опыт человека, тем – при прочих
равных условиях – богаче будет
и его воображение. Но признание
этой зависимости воображения от
опыта ни в коем случае не должно
привести к признанию той широко
распространенной и глубоко укоренившейся,
хотя и ошибочной, теории, согласно
которой преобразование, осуществляемое
воображением, сводится к комбинированию,
т.е. к перемещению или
Другим
приемом преобразующей
Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа. Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребенка особенно поражает, если он представляется как мальчик-с-пальчик. Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т.е. специфического обобщения.
Поскольку,
акцентируя, типизируя, воображение
обобщает, выявляя при этом обобщенное
значение не в отвлеченном понятии,
а в конкретном образе, в воображении
естественно заключена
Воображение
является в типологическом и индивидуально-
Прежде всего, для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная ситуация – это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и ее отношения к миру.
Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен к преобразованию данного в воображении, существенное значение приобретает вопрос о характере того преобразования действительности, которое характерно для его воображения.
Решающее
значение имеет в этом плане соотношение
между ролью, которую в воображении
данного индивида играет, с одной
стороны, эмоциональность или
У
разных людей воображение, далее, проявляется
по преимуществу в различных областях
– у одних в одной, у других
в другой. Существенную роль в определении
направления, по которому идет развитие
воображения, играет направленность личности
– интересы, создающие связанные
с ними специальные очаги