Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Современный отечественный философ Э.В. Ильенков писал «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть..................................................................................4
1.1. Понятие о воображение и его связь с другими психологическими процессами...............................................................................................................4
1.2. Психологические механизмы воображения...................................................7
1.3. Виды воображения и их характеристика........................................................9
1.4. Первые проявления воображения малыша в раннем возрасте...................13
1.5. Основные направления развития воображения дошкольника...................15
1.6. Руководство развитием воображения в различных видах..........................17
Глава 2. Практическая часть.................................................................................19
2.1. Проведение игр для развития воображения у детей дошкольного возраста, их анализ................................................................................................19
2.2. Проведение диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста, оценка и анализ........................21
Заключение ….......................................................................................................22
Список использованной литературы.................................

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной,

11

литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения  могут быть материальные и идеальные  образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

   Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у

12

человека  занимают довольно большую часть  времени, особенно в юности.  У 

некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

1.4  Первые  проявления воображения малыша  в раннем возрасте

 У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Для развития воображения  необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений  об окружающей действительности.

Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Первые проявления воображения  можно наблюдать уже у ребёнка  раннего возраста, в конце второго  — в начале третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путём новых их сочетаний у ребёнка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх детей младшего дошкольного возраста, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми.

Однако на первых порах  своего развития воображение оказывается  очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении  ещё очень связан воспринимаемыми  в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.

В отличие от дошкольника, ребёнок раннего возраста затрудняется дополнить какой-либо недостающий  в игре предмет вымышленным, воображаемым. Первые игры детей — это те, в  которые с ними играли взрослые или старшие дети.

Воображение детей раннего  возраста вначале ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а  с другой

стороны — непроизвольным характером.

Малыш в своём воображении  чрезвычайно зависит от вещей и игрушек,

14

имеющихся сейчас налицо.

Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.

В среднем дошкольном возрасте воображение существенно  изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.

Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

1.5  Основные  направления развития воображения дошкольника

   Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы.

  Ранее проведенные исследования О.М.Дьяченко позволило выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта; 2) создание некоторого плана – замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Поэтому особенно важно рассмотреть, в чем заключается специфика средств, с помощью которых происходит становление целостного процесса воображения на протяжении всего дошкольного возраста.

Трудность анализа этого  процесса, на наш взгляд, заключается  в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно, их можно назвать «аффективное» и « познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций.

В этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при обыгрывании, выражение их творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех.

Другое направление  в развитии воображения – исследования Ж.Пиаже

16

«познавательного» воображения. В них воображение связывалось  с развитием символической функции  у ребенка и рассматривалось  как особая форма репрезентативного  мышления, позволяющего предвосхищать  изменения действительности.

По мнению О.М. Дьяченко, два основных вида воображения (аффективное и познавательное) сосуществуют в развитии ребенка. Имеют разные задачи и разны тенденции в реализации.

Основная задача познавательного  воображения – это специфическое  отражение объективного мира, преодоление  возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективное воображение  возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких  случаях одним из механизмов его  построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой – выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во – первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешений конфликтных ситуаций; во – вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию.

По результатам исследований, проведенных О.М.Дьяченко, во всех возрастных группах можно найти детей с преобладанием либо познавательного, либо аффективного воображения.

 

17

1.6  Руководство  развитием воображения в различных  видах

Без специального руководства  развитие воображения может иметь  неблагоприятные прогнозы. Аффективное  воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм  может приводить к патологическим, застойным переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как справедливо отмечает А.В. Петровский. Связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика. Установка же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком. Однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а затем практически к полному его исчезновению у многих детей в системе школьного обучения.

Культура эмоциональной  жизни (умение сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в ситуацию), так  же как и овладение, различными другими  элементами общечеловеческой культуры (знание определенных содержаний, овладение элементами приемов выполнения различных видов деятельности), являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения ребенка.

   Одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала, основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения являются, на наш взгляд, образы, построенные различными способами, и значения слов, включенные в различные контексты и относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания целостных

18

продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые, прежде всего в речевой деятельности ребенка или в виде образа –  модели будущего произведения.

Овладение такими средствами, как справедливо указывает Э. В. Ильенко, может идти через взаимодействие с теми предметами общечеловеческой культуры, которые созданы силой воображения, а также через развитие символической функции в различных видах детской деятельности, которыми ребенок овладевает с помощью взрослого, передающего ему формы и способы «означения» действительности.

 При правильном педагогическом руководстве эти тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения ребенка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности и соответственно, творческих способностей, необходимых для успешного овладения этой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Глава 2. Практическая часть

2.1 Проведение  игр для развития воображения у детей дошкольного возраста, их анализ.

-Игра «Времена  года»:

  • Цель этой игры научиться сравнивать признаки времен года, находить их отличия, и уметь сопоставлять их между собой(чем отличается зима от лета, осень от весны?) В игре так или иначе будет использоваться воображение ребенка, так как он должен будет в голове представить сначала зиму с ее признаками(снег, новый год, холодно, горки и.т.д) потом лето(жарко, зелено, легкая одежда и.т.д)
  • В ходе ее проведения дети попытались сравнить времена года с помощью наводящих вопросов воспитателя:

1.состояние  природы (холодно жарко, есть  ли листья на деревьях, осадки?)

2.одежда людей  (как одежда людей отличается  зимой и летом?)

3.повадки  животных (какие животные спят  зимой, меняют цвет шубки?) и.т.д...

Дети были заинтересованы игрой и с увлечением отвечали на вопросы, справились с заданием хорошо.

-Игра «Дорисуй»:

  • Цель игры научиться представлять в воображении различные образы животных и переносить на бумагу их недостающие части(дорисовывать хвостик, ушки, шерстку, глазки и.т.д_)
  • В ходе проведения игры дети с интересом выполняли задание воспитателя, справились с ним отлично.

Информация о работе Воображение