Воображение: понятие и значение в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:31, реферат

Краткое описание

Определение воображения
Функции воображения
Виды воображения
«Техника» воображения
Воображение в творчестве
Воображение и талантливость
Роль воображения в науке

Вложенные файлы: 1 файл

псих.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

 

Мечтой называют форму  особой внутренней деятельности, заключающуюся  в создании образа того, что человек  желал бы осуществить. Мечта от грезы  отличается тем, что   она   несколько   более   реалистична  и  в  большей  степени  связана с  действительностью,  т.е.  в  принципе  осуществима.  Мечты у человека занимают  довольно  большую  часть  времени, особенно в юности и для  большинства людей  являются  приятными  думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и  тревожные видения, порождающие  чувство беспокойства и  агрессивности. Процесс воображения редко сразу  же реализуется в практических действиях  человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь  творческих сил человека. Необходимость  мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она  затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень  важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько  выражает его направленность, сколько  создает ее. В этом состоит формирующая  функция мечты.

 

4. ”Техника” воображения

 

Преобразование действительности  при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных  способах или приемах преобразования, которые используются человеком  неосознанно. Психология выделяет несколько  таких приемов.

 

Первый такой способ —  агглютинация, т.е.  комбинирование или сочетание различ­ных, несоединимых в повседневной жизни частей  в новых необычных  комбинациях. Комбинирование – это не случайный  набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется  в искусстве, науке, техническом  изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и  в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь  или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.

 

Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование  – это подчеркивание черт. Оно  часто достигается при помощи изменения пропорций в различные  стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты  оригинала, утрируя те или иные его  черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно  использует изменение предметов  при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит  широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные  персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.

 

Третий известный способ создания образов воображения —  схематизация. В этом случае отдельные  представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются  основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.

 

И последним способом можно  назвать типизацию, т.е. специфическое  обобщение. Для него характерно выделение  существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и  воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе  опускаются, другие же упрощаются, освобождаются  от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.

 

Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция  к иносказанию, аллегории, использованию  образов в переносном значении. Все  средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы  и фигуры) показывают проявление преобразующей  силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство,  в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.

 

5. Воображение в творчестве

 

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного  воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые  образы, способные быть носителем  идейного содержания. Особая мощь художественного  воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии  сохранения основных требований жизненности.

 

В корне ошибочным является представление о том, что чем  причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его  автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем  мощнее должно быть воображение, чтобы  сделать описываемую картину  наглядной и образной.  Ведь как  известно, мощное творческое воображение  узнается не столько по тому, что  человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать  действительность в соответствии с  требованиями художественного замысла.                   Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем  это может сделать даже фотография.

 

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности,  значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно  включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в  сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они  в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И  чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству  оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о  некоторых черт действительности, с  целью придать образность и наглядность  реальному миру, основной идее или  замыслу.

 

Некоторые переживания, чувства  людей в повседневной жизни могут  быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о  действительности, преобразует  ее, ярче освещая и выпуклее показывая  какую-то особо для него  важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,–  такова логика творческого воображения.

 

Не менее необходимо воображение  и в научном творчестве. В науке  оно формируется не в меньшей  мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

 

Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что  все великие открытия, способны сделать  лишь ученые, которые дают “полный  простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что “она нужна  не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности”. Специфическая  роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно  преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

 

Очень ярко роль воображения  показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить  себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся  условиям.  Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта  и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед настоящим опытом, был  физик  Э. Резерфорд.

 

6.Воображение и талантливость

 

Как уже известно, воображение  — это всегда создание нового в  результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество — это сложный психический  процесс, свя­занный с характером, интересами, способностями личности.

 

Иногда людям более  зрелого возраста трудно представить  себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение  есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все  реже  его тренирует. А тренировать  воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.

 

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму  положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного  результата.

 

Твор­чество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических  фун­кций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.

 

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и  нрав­ственные    нормы ―  различать добро и зло, сострадание  и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок  отражает в них свое понимание  жизни и мира, свои положительные  и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.

 

Творчество развивает  и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется  восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

 

Все дети, особенно старшие  дошкольники и школь­ники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением  поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, вы­ступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь  ребенка богаче, полнее, радостнее  и интереснее.

 

Дети способны заниматься творчеством не только незави­симо  от места и времени, но, самое главное, неза­висимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способ­ности, стесняется их показывать. Дети же, в  отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.

 

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных  и талантливых детей. Одаренность  — это комплекс способностей, позволяющих  иметь осо­бые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной та­лантливостью  и одаренностью. Для одаренного ребенка  воображение выступает основным характерным ка­чеством, ему необходима постоянная активность фан­тазии. Необычные  подходы к решению задач, оригинальные ассоциации—все это характерно для  талантливого ребенка и является результатом вооб­ражения.

 

Одаренность и талант тесно  связаны с опере­жающим развитием. Талантливые дети отличаются более  высокими результатами по сравнению  со своими сверстниками, и достигают  они этих результатов гораздо  легче. Эти дети отличаются большей  чувствительностью к окружающему  миру, а в конкретные периоды для  них характерна и особо высокая  чув­ствительность. Такие периоды  психологи называют «сензитивными». В эти периоды конкретная фун­кция (например, речь или логическая память) наиболее восприим­чива к раздражителям  внешнего мира, легко под­дается тренировке и интенсивно развивается, и дети проявляют особые дости­жения в  различных видах деятельности. И  если обычный ребенок может испытывать «сензитивный» период для одной  функции, то талантливый ребенок  демонстрирует «сензитивность»  сразу многих функций.

 

При помощи творчества и воображения, естественно, ребенок форми­рует свою личность. И есть особая сфера жизни  ребенка, которая обеспечивает специфические  возможности для личностного  развития, — это игра. Основной психической  функцией, обеспечивающей игру, яв­ляется  именно воображение. Воображая игровые  ситуации и реализуя их, ре­бенок формирует  у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, чест­ность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных  реальных возможностей ребенка преодолевать жиз­ненные трудности и конфликты.

 

Занимаясь творчеством (для  чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует  у себя такое качество, как одухотворенность. При оду­хотворенности воображение  включено во всю позна­вательную  деятельность, сопровождаясь особо  поло­жительными эмоциями. Богатая  работа воображения часто связана  с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

 

Особый интерес для  ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы  и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и  еще 21 имели только одного родственника каждый. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных  возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон ―  это создание самого ребенка, он в  принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Следует отметить, что игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, которая имела двух воображаемых товарищей ― один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а  другой ― всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами  душевного расстройства; с их точки зрения, такие персонификации создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.

 

В подростковом возрасте, когда  личностное раз­витие становится доминирующим, особое значение приобретает такая  форма воображения, как мечта  — образ желаемого будущего.

 

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что  удовлетворяет его самые сокровенные  желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу  жизни, в которой не­редко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе  подросткового возраста это все  равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку  в воображаемом плане «перебрать»  разные варианты будущего, выбрать  свой путь решения проблемы.

Информация о работе Воображение: понятие и значение в жизни человека