5. Воображение и талантливость
Воображение - это всегда
создание нового в результате переработки
прошлого опыта. Никакая творческая
деятельность невозможна без фантазии.
Творчество - сложный психический
процесс, связанный с характером,
интересами, способностями личности.
Воображение является его фокусом,
центром. Новый продукт, получаемый
личностью, в творчестве может быть
объективно новым (т.е. социально значимым
открытием) и субъективно новым (т.е.
открытием для себя). У большинства
детей чаще всего мы видим продукты
творчества второго рода.
Хотя это не исключает
возможность создания детьми и объективных
открытий. Развитие творческого процесса,
в свою очередь, обогащает воображение,
расширяет знания, опыт и интересы
ребенка.
Творческая деятельность
развивает чувства детей. Осуществляя
процесс творчества, ребенок испытывает
целую гамму положительных эмоций
как от процесса деятельности, так
и от полученного результата. Творческая
деятельность способствует более оптимальному
и интенсивному развитию высших психических
функций, таких, как память, мышление,
восприятие, внимание. Последние, в
свою очередь, определяют успешность учебы
ребенка. Вместе с тем и само воображение
значимо включено в учебный процесс,
поскольку он на 90 процентов состоит
из открытия нового. Творческая деятельность
развивает личность ребенка, помогает
ему усваивать моральные и
нравственные нормы - различать добро
и зло, сострадание и ненависть,
смелость и трусость и т.д. Создавая
произведения творчества, ребенок отражает
в них свое понимание жизненных
ценностей, свои личностные свойства,
по-новому осмысливает их, проникается
их значимостью и глубиной. Творческая
деятельность развивает эстетическое
чувство ребенка. Через эту деятельность
формируется эстетическая восприимчивость
ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие
дошкольники и школьники младшего
и среднего возраста, любят заниматься
искусством. Они с увлечением поют
и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют
музыку и сказки, занимаются народными
ремеслами и т.д. Творчество делает
жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
Дети способны заниматься творчеством
не только независимо от места и
времени, но, самое главное, независимо
от личностных комплексов. Взрослый человек,
часто критически оценивая свои творческие
способности, стесняется их проявлять.
Дети, в отличие от взрослых, способны
искренне проявлять себя в художественной
деятельности. Они с удовольствием
выступают на сцене, участвуют в
концертах, конкурсах, выставках и
викторинах.
Особое значение творческая
деятельность имеет для одаренных
и талантливых детей. Одаренность
- это комплекс способностей, позволяющих
иметь особые достижения в конкретной
области искусства, науки, профессиональной
и социальной деятельности. Не многие
дети отличаются ярко выраженной талантливостью
и одаренностью. Для одаренного ребенка
воображение выступает основным
характерным качеством. Ему необходима
постоянная активность фантазии. Нетривиальные
подходы к решению задач, оригинальные
ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения
проблемы - все это характерно для
талантливого ребенка и является
результатом воображения.
Одаренность и талант тесно
связаны с опережающим развитием.
Такие дети отличаются более высокими
результатами по сравнению со своими
сверстниками. И достигают этих результатов
гораздо легче. Они отличаются большей
чувствительностью к окружающему
миру. Кстати, особо высокой чувствительностью
отдельных психических функций
в конкретные периоды отличаются
все дети. Такие периоды, как мы
уже указывали, называются «сензитивными».
В эти периоды конкретная функция
(например, речь, наглядно-действенное
мышление или логическая память) наиболее
восприимчива к раздражителям внешнего
мира, легко поддается тренировке
и интенсивно развивается. Такие
периоды выделены в психологии для
всех функций. В эти периоды все
дети проявляют особые достижения в
результатах, строящихся на соответствующих
функциях. Для обычного ребенка на
один возраст падает сенситивный
период для одной-двух функций. Талантливый
ребенок демонстрирует «сензитивность»
сразу многих функций.
Одаренные дети требуют особого
внимания. Однако это не исключает
необходимости развивать воображение
и творческую деятельность у всех,
без исключения, детей. Программы
эстетического воспитания должны учитывать
сензитивные периоды.
Развитая способность
воображения, типичная для детей
младшего школьного возраста, постепенно
теряет свою активность по мере увеличения
возраста. Вместе с тем теряется
живость и свежесть впечатлений,
оригинальность ассоциаций, остроумие
сравнений и многое другое. Таким
образом, очевидно, что воображение
тесно связано с личностью, ее
развитием. В предыдущих главах мы уже
отмечали, что воображение обогащает
интересы и личный опыт ребенка, через
стимулирование эмоций формирует осознание
нравственных норм. Все это составляющие
личности. Личность ребенка формируется
постоянно под влиянием всех обстоятельств
жизни. Однако есть особая сфера жизни
ребенка, которая обеспечивает специфические
возможности для личностного
развития - это игра. Основной психической
функцией, обеспечивающей игру, является
именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации
и реализуя их, ребенок формирует
у себя целый ряд личностных свойств,
такие, как справедливость, смелость,
честность, чувство юмора. Через
работу воображения происходит компенсация
недостаточных пока еще реальных
возможностей ребенка преодолевать
жизненные трудности, конфликты, решать
проблемы социального взаимодействия.
Занимаясь творчеством (для
чего также первоочередным является
воображение) ребенок формирует
у себя такое качество, как одухотворенность.
При одухотворенности воображение
включено во всю познавательную деятельность,
сопровождаясь особо положительными
эмоциями. Богатая работа воображения
часто связана с развитием
такой важной личностной черты, как
оптимизм.
В подростковом возрасте, когда
личностное развитие становится доминирующим,
особое значение приобретает такая
форма воображения, как мечта - образ
желаемого будущего.
Подросток мечтает о том,
что доставляет ему радость, что
удовлетворяет его самые сокровенные
желания и потребности. В мечтах
подросток строит желаемую личную программу
жизни, в которой нередко определяется
ее основной смысл. Часто мечты бывают
нереальными, т. е. определено только содержание,
цель, но не пути ее достижения. Однако
на этапе подросткового возраста
это все равно имеет позитивный
характер, так как позволяет подростку
в воображаемом плане перебрать
разные варианты будущего. В мечте
заложено активное начало для развития
личности подростка.
Воображение значимо в
личностном плане и для взрослого.
Люди, которые во взрослом
возрасте сохранили яркое воображение,
отличаются талантливостью, их часто
называют богато одаренными личностями.
Заключение
Воображение - особая форма
психики, которая может быть только
у человека. Оно непрерывно связано
с человеческой способностью изменять
мир, преобразовывать действительность
и творить новое. Прав был М. Горький,
говоря, что «именно вымысел поднимает
человека над животным», потому что
только у человека, который, являясь
существом общественным, преобразует
мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек
может жить в разном времени, что
не может себе позволить никакое
другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти,
а будущее представлено в мечтах
и фантазиях. Всякое воображение
порождает что-то новое, изменяет, преобразует
то, что дано восприятием. Эти изменения
и преобразования могут выразиться
в том, что человек, исходя из знаний
и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст,
себе картину того, чего в действительности
никогда сам не видел. Например, сообщение
о полете в космос побуждает наше
воображение рисовать картины фантастической
по своей необычности жизни в
невесомости, в окружении звезд
и планет. Воображение может, предвосхищая
будущее, создать образ, картину
того, чего вообще не было. Так космонавты
могли в своем воображении
представить полет в космос и
высадку на Луну тогда, когда это
было только лишь мечтой, еще не осуществленной
и неизвестно, осуществимой ли. Воображение
может, наконец, совершить и такой
отлет от действительности, который
создает фантастическую картину, ярко
отклоняющуюся от действительности.
Но и в этом случае оно в какой-то
мере отражает эту действительность.
И воображение тем плодотворнее
и ценнее, чем в большей мере
оно, преобразуя действительность и
отклоняясь от нее, все же учитывает
ее существенные стороны и наиболее
значимые черты. Для исследования познавательной
роли воображения необходимо выяснить
его особенности и выявить
его действительную природу. В научной
литературе существует очень много
подходов к определению воображения.
Обратимся к некоторым из них
и определим основные особенности
воображения. С.Л. Рубинштейн пишет: “Воображение
- это отлет от прошлого опыта, это
преобразование данного и порождение
на этой основе новых образов”. Л.С.
Выготский считает, что “воображение
не повторяет впечатлений, которые
накоплены прежде, а строит какие-то
новые ряды из прежде накопленных
впечатлений. Таким образом, привнесение
нового в наши впечатления и изменение
этих впечатлений так, что в результате
возникает новый, раньше не существовавший
образ, составляет основу той деятельности,
которую мы называем воображением”.
Согласно Е.И. Игнатьеву, “основной
признак процесса воображения заключается
в преобразовании и переработке
данных и материалов прошлого опыта,
в результате чего получается новое
представление”.
А “Философский словарь” определяет
воображение как “способность создавать
новые чувственные или мыслительные
образы в человеческом сознании на
основе преобразования полученных от
действительности впечатлений”. Как
видно из определений, существенным
признаком воображения считается
способность субъекта создавать
новые образы. Но этого недостаточно,
потому что нельзя тогда провести
различия между воображением и мышлением.
Ведь мышление человека (создание познавательных
образов посредством выводов, обобщений,
анализа, синтеза) не может быть просто
отождествлено с воображением, потому
что создание новых знаний и понятий
может происходить и без участия
воображения. Многие исследователи
отмечают, что воображение есть процесс
создания новых образов, протекающий
в наглядном плане. Такая тенденция
относит воображение к формам
чувственного отражения, другая же считает,
что воображение создает не только
новые чувственные образы, но и
продуцирует новые мысли. Одна из
черт, характерных для воображения,
состоит в том, что оно связано
не только с мышлением, но и чувственными
данными. Воображения нет без
мышления, но оно не сводится и к
логике, так как в нем всегда
предполагается преобразование чувственного
материала.
Таким образом, очевидно, что
воображение есть и создание новых
образов, и преобразование прошлого
опыта, и то, что такое преобразование
совершается при органическом единстве
чувственного и рационального.
Перечень использованной
литературы
1. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. М., 1999 г.
2. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. М., 2005 г.
3. Еникеев М.И. Общая
и социальная психология. М.: 2002 г.
Издательство НОРМА, 2002 г.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С.
Психология. М., 1988 г.
5. Общая психология: учеб.
для студ. учеб. заведений / Под.
ред. Б.С. Братуся. - Т.4. Внимание.-
М.: «Академия», 2006 г.
6. Полуянов Ю.А. Воображение
и способности. М., 1982 г.
7. Пуни А.Ц. Психология.
М., 1984 г.