Вопросы психологии внушения в работе С. Московичи «Век толп»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

Проблема реального «массового сознания» и его особого носителя, «массового человека», возникает в жизни, а затем и в науке на рубеже XVIII — XIX веков. До XVIII века включительно господствовали концепции, согласно которым общество представляет собой скопление автономных индивидов, действующих самостоятельно, руководствуясь собственным разумом и чувствами.

Содержание

Введение. 3
Понятие «толпы». Психология масс. 6
Значение и влияние гипноза. 9
Личность вождя. 11
Заключение. 13
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

псих.толп.контрольная.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Вожди наделяются чрезвычайной миссией. Они слывут долгожданными мессиями, пришедшими вести свой народ к земле обетованной. И, не смотря на предостережения некоторых светлых умов, масса видит себя в них, узнает и как бы обобщает в них себя. Их могущество, родившееся поначалу под давлением обстоятельств, затем для удобства видоизмененное, принимает в конце концов вид системы. Эта система работает автоматически и универсально. Таким образом, в недрах большого общества само собой формируется сообщество авторитетных вождей, малое, но более энергичное и волевое.

В отношении психологии толп речь идет о выяснении причин неразрывной связи вождя с народом, превращения народа в тень вождя. Очевидно то, что их связывает, - это власть. Народ ее завоевал и удерживает. Вождь же ее добивается. По правде говоря, борьба, которую он ведет за ее захват, начинается в лояльном духе. Он хочет упразднить несправедливости прошло го, найти пути излечения расточительной и неэффективной экономики, обеспечить обездоленным благосостояние, без которого жизнь убога, и тем самым утвердить авторитет нации. С выходом из кризисного военного или революционного периода эта программа требует переориентирования на эффективность, на управление в духе общественной пользы.

Руководитель, каков бы он ни был, может укреплять свою власть за счет соперников, наводя порядок в учреждениях и на производстве. Эти успехи позволяют ему сплотить массы, втянуть их в борьбу и требовать от них необходимых жертв. 

Одна  из жертв состоит в отказе от контроля за властью и того удовлетворения, которое дает свобода, народ от избытка доверия допускает и узаконивает противоестественные приемы надсмотра, подозрение и гнет.

Собранные в общественные стада, одурманенные той таинственной силой, которую источает всякая перевозбужденная группа, люди впадают в состояние внушаемости, сходное с наркотическим или гипнотическим. И пока они пребывают в этом состоянии, они верят всему, что им скажут, и сделают все, что им прикажут сделать. Они будут подчиняться каждому призыву, каким бы бессмысленным он ни был. 
 
 
 

Заключение.

Психология  толп - это целая система идей, к которой приложили свои силы многие учёные в разное время. Подводя итог, можно выделить некоторые главные положения:

      1.Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

     2. Индивид действует сознательно,  а масса, толпа - неосознанно,  поскольку сознание индивидуально,  а бессознательное - коллективно.

     3.Толпы  консервативны, несмотря на их  революционный образ действий. Они  кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

     4.Массы,  толпы нуждаются в поддержке  вождя, который их пленяет своим  гипнотизирующим авторитетом, а  не доводами рассудка и не подчинением силе.

     5. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

     6.В  целях управления массами (партией,  классом, нацией и т.д.) политика  должна опираться на какую-то  высшую идею (революции. Родины  и т.д.), которую внедряют и взращивают  в сознании людей. В результате  такого внушения она превращается в коллективные образы и действия. 

Резюмируя все эти важнейшие идеи психологии масс, идущие от Ле Бона, Московичи подчеркивает, что они выражают определенные представления  о человеческой природе - скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, упрямый и фундаментальный факт состоит в следующем: "взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства" [2.40стр].

Для Московичи  очень важно, что в толпе стираются  различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях  свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии, в столетии изменений и социальных перестроек (в результате индустриализации, урбанизации и т.д.). Поэтому, по мнению Московичи, психология масс наравне с политэкономией является одной из двух наук о человеке, идеи которых составили историю, поскольку они совсем конкретно указали на главные события нашей эпохи, на "массификацию", "массовизацию" многих или даже всех стран. Работа Московичи безусловно заслуживает большого внимания, собрав воедино множество мыслей, трудов и гипотез, автор представляет нам новую систему, ранее которую мы не могли увидеть, но которая действовала в обществе и действует по сей день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Ребер А. Большой  толковый психологический словарь/ Пер. с англ. Е.Ю. Чеботарев. Т.1 М.: Вече : АСТ, 2000
  2. Серж Московичи. Век толп. Перевод с французского. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. - 478 с.

Информация о работе Вопросы психологии внушения в работе С. Московичи «Век толп»