Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:06, реферат
Вниманием называется избирательного процесс сосредото-
чения сознания на и предметах явлениях внешнего мира, образах, дейс-
твиях, мыслях и чувствах самого человека.
Внимание не имеет своего собственного содержания.
Воспитание внимания
у подростков на уроке физкультуры
ТЕМА
ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ
У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ВНИМАНИЕ 1. КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИ-
КА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПСИХИЧЕСКОЙ КАК НЕОБХОДИМАЯ
ЕЕ СТОРОНА
Вниманием называется избирательного процесс сосредото-
чения сознания на и предметах явлениях внешнего мира, образах, дейс-
твиях, мыслях и чувствах самого человека.
Внимание не имеет своего собственного содержания. Внимание включено и в
практические, в частности двигательные действия в людей, их
поведенческие акты - поступки, Это обеспечивает ясность отражении и
отчетливость действительности, что является необходимых одним
из условий успешности любой деятельности. Оно
всегда включено в другие психические процессы: ощущения и
восприятия, представления, память, мышление, и воображение,
эмоции чувства,
проявления воли.
1.
Внешним вниманием направленность называется сознания на
предметы и явлевия среды внешней (природной и социальной), в
которой существует человек, и свои на собственные внешние
действия и поступки.1
ВНИМАНИЯ
ВИДЫ внимание
Различают внешнее и
(преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) пос-
лепроизвольное.
и вниманием Внутренним называется направленность сознания
на явления состояния и внутренней среды организма.
Если внешнее и внимание внутреннее характеризуется раз-
личной направленностью сознания, то внимание произвольное,
непроизвольное
и послепроизвольное
соотношения целью с деятельности.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания важ-
ную играет роль во взаимодействии человека окружающим с миром, дру-
гими людьми, познании в им самого себя, умении в управлять
собой. При произвольном сознания вниманни
сосредоточенность определяется целью деятельности и
конкретными вытекающими задачами, из ее требований и условий. изменя-
ющихся На уроке литературы учи-
тель о рассказывает создании
С Пушкиным поэмы <Медный всадник>. простой Вот пример. В данном за-
дача случае школьников - понять и запомнить, сколь нелегким был
творческий путь великого поэта и выразительной сколь получи-
лась у него картина Петра замыслов о создании новой столицы
России - будущего Петербурга. учитель Затем вызывает одного из
учеников и предлагает прочесть поэмы из отрывок <На берегу
пустынных волн он стоял дум великих полн>. Здесь внимание их включено в
восприятие учителя. речи Перед учеником
стоит задача воспроизвести определенную часть поэмы, читая
ее вслух.
Аналогичные примеры могут быть взяты практики из обуче-
ния технике движения на физической уроках культуры, из уро-
ков другим по предметам. Здесь внимание в включено процесс выразительного
чтения перед и слушателями сосредоточено уже, с одной сторо-
ны, на точности передачи слов с текста, другой - на эмоцио-
нальной их передаче смысла. В них отчетливо организу-
ющая выступает и регулирующая роль произвольного внимания.
Произвольное нередко внимание требует проявления воле-
вых усилий. Оно возни-
кает и легко сохраняется в силу интереса, самой
деятельностью,
вызываемого высокой
полняется в
течение всего времени
лесообразная воля, выражающаяся внимании, во и притом необ-
ходима тем более, чем меньше увлекает труд рабочего своим
содержанием и способом исполнении, следовательно чем меньше
рабочий наслаждается как трудом игрой физических и интеллек-
туальных сил". Маркс, анализируя процесс
труда. таких В случаях человеку приходится преодоле-
вать себя, лишь усилием воли он заставить может себя сосре-
доточить внимание и за взяться работу. Скажем, приходится ученику заставить
себя сосредоточиться на подготовке уроков вопреки желанию
смотреть телевизору по хоккейный матч. В они жизни встреча-
ются сплошь и Таким рядом. образом, произ-
вольное сосредоточение сознания процессах на обучения, тру-
да, тренировочных обусловлено занятий в основном целями, за-
дачами, деятельности требованиями и пониманием необходимости
ее выполнения.
Н п е р о и з о в л ь н о е внимание возникает без
предварительно поставленной цели - как реакция на (скажем, сильный
звук сигнал сирены <Скорой помощи>), яркий свет
(например, движущаяся электрореклама о кинофильме),
новизну новом предмета (новая марка автомобиля, новая форма маски
вратаря хоккейной команды, книга новая в витрине магазина). Волевые же усилия мобилизуют на достижение
цели, помогают отвлекаться, способствуют длительному внимания.
сохра-
нению Предметом внимания непроизвольного становится любой нео-
жиданый раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно
для зрителей участников и соревнований закончивший комбина-
цию тройным сальто после больших на оборотов перекладине). Но внимание непроизвольное может удерживаться и
длительно - тех в случаях, когда восприятие предмета, даже
мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается эмоциями положи-
тельными удовольствия, удивления, восхищения др,
Так и может приковать внимание преподаватель, учащихся инте-
ресно, эмоционально, с проводящий выдумкой урок.
При всех неожиданностях внимание на сосредоточивается корот-
кий срок. Это том, говорит
о что непроизвольное внимание может вызвано быть специ-
ально, с целью достижения результата положительного деятель-
ности, в данном случае урока.
П о с л п е р о и з о в л ь н о внимание е возникает
вслед за произвольным.
Следовательно, внимание являетсся не только фактором,
огранизующим психическую но деятельность, и само может регу-
лироваться в извне, частности в педагогическом процессе. Это значит, что человек сначала сознание сос-
редоточивает на каком-то предмете или с деятельности,
иногда помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс
рассматривания предмета или сама деятельность вызывает интерес, на-
растающий и внимание продолжает удерживаться уже
без всякого усилия. Он оказался в условиях, нечего когда было читать.
Так было однажды с человеком, не никогда игравшим в шах-
маты. На
столе руководство лежало к шахматной игре. Снова взял. Он взял книгу,
полистал, отложил. Стал бегло прочитывать страницы. неко-
торые Кончилось тем, он что вышел из комнаты (дело было в
гостинице), попросил доску, шахматную фигуры и с увлечением
начал практически уже постигать азы игры в шахматы. Незаметно для себя задержался на одной из
них, все и внимательнее внимательнее стал вникать в содержа-
ние. У него
возникло устойчивое
внимание.
послепроизвольное 1.
Все три внимания вида - это динамичные процессы, свя-
занные взаимными переходами, но всегда какой-то из на
какое-то них время становится преобладающим.2. К относятся: ним объем, концентрация, устойчивость, пе-
реключение распределение
и внимания. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Свойствами внимания называются его особенности проявле-
ния.
внимания Объем
характеризуется количеством
и воспроизводимого ряд материала.
воспринять из 12 букв, затем а записать те, которые они
смогли Во запомнить. множестве экспериментов лю-
дям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек. что Оказалось, у взрослых в среднем составляет объем
внимания всего 4 - б объем букв.
3начит, внимания ограничен. У детей еще он меньше. Однако его можно упражнения увеличить
путем или придавая воспринимаемым предметам связи смыс-
ловые (например, объединяя буквы в слова).
При такой наличии
сосредоточенности человек
высокопомехоустойчивым.
К о ц н е н т р ц а и я внимания - выражающе-
еся свойство, полной поглощенностью предметом, мыслями, явлением, пе-
реживаниями, действиями, которых на сосредоточено сознание
человека. Лишь с трудом его можно отвлечь в от
мыслей, которые он погружен.
Устойчивость внимания - длительно способность быть сос-
редоточенным на определенном или предмете на одном и том же
деле.
выраженная Ярко концентрация внимания, показывают
исследования, как отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатле-
тов, прыгунов в
воду, метателей прыгунов-
ред самым началом упражнения. Она измеряется временем сосредоточения при условии
сохранения отчетливости отражения в сознании предмета деятельности. или
процесса Она имеет существенное
значение для успехов достижения в учении, труде и спорте. Устойчивость внимания зависит от ряда це-
лого причин: значимости дела, интереса к нему, подго-
товленности рабочего места, навыков.
П е р е к л ю ч н е и е внимания выражается произ-
вольном, в сознательном перемещении его одного с предмета на
другой, в быстром переходе от одной к деятельности другой.
Это свойство внимания имеет важное значение во многих
профессиях но и многих видах спорта, в особенно спортивных
играх.
Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или
постановкой новых задач. ее Здесь речь идет о внимания переключениях в рамках од-
Информация о работе Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры