Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:06, реферат

Краткое описание

Вниманием называется избирательного процесс сосредото-
чения сознания на и предметах явлениях внешнего мира, образах, дейс-
твиях, мыслях и чувствах самого человека.
Внимание не имеет своего собственного содержания.

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры  
 

ТЕМА 

ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ 

ВНИМАНИЕ 1. КАК  ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИ-

КА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПСИХИЧЕСКОЙ КАК НЕОБХОДИМАЯ  ЕЕ СТОРОНА 

Вниманием называется избирательного процесс сосредото-

чения сознания на и предметах явлениях внешнего мира, образах, дейс-

твиях, мыслях и  чувствах самого человека.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Внимание включено и в

практические, в  частности двигательные действия в  людей, их

поведенческие акты - поступки, Это обеспечивает ясность  отражении и

отчетливость  действительности, что является необходимых  одним

из условий  успешности любой деятельности. Оно

всегда включено в другие психические процессы: ощущения и

восприятия, представления, память, мышление, и воображение,

эмоции чувства, проявления воли. 

1.

Внешним вниманием  направленность называется сознания на

предметы и  явлевия среды внешней (природной  и социальной), в

которой существует человек, и свои на собственные внешние

действия и поступки.1 ВНИМАНИЯ 

ВИДЫ внимание Различают внешнее и внутреннее, произвольное

(преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) пос-

лепроизвольное.

и вниманием  Внутренним называется направленность сознания

на явления  состояния и внутренней среды организма.

Если внешнее  и внимание внутреннее характеризуется  раз-

личной направленностью  сознания, то внимание произвольное,

непроизвольное  и послепроизвольное различается  по признаку

соотношения целью  с деятельности.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания важ-

ную играет роль во взаимодействии человека окружающим с миром, дру-

гими людьми, познании в им самого себя, умении в  управлять

собой. При произвольном сознания вниманни

сосредоточенность определяется целью деятельности и

конкретными вытекающими задачами, из ее требований и условий. изменя-

ющихся На уроке  литературы учи-

тель о рассказывает создании

С Пушкиным поэмы <Медный всадник>. простой Вот  пример. В данном за-

дача случае школьников - понять и запомнить, сколь  нелегким был

творческий путь великого поэта и выразительной сколь получи-

лась у него картина Петра замыслов о создании новой столицы

России - будущего Петербурга. учитель Затем вызывает одного из

учеников и  предлагает прочесть поэмы из отрывок <На берегу

пустынных волн он стоял дум великих полн>. Здесь внимание их включено в

восприятие учителя. речи Перед учеником

стоит задача воспроизвести  определенную часть поэмы, читая

ее вслух.

Аналогичные примеры  могут быть взяты практики из обуче-

ния технике  движения на физической уроках культуры, из уро-

ков другим по предметам. Здесь внимание в включено процесс  выразительного

чтения перед  и слушателями сосредоточено  уже, с одной сторо-

ны, на точности передачи слов с текста, другой - на эмоцио-

нальной их передаче смысла. В них отчетливо организу-

ющая выступает  и регулирующая роль произвольного  внимания.

Произвольное  нередко внимание требует проявления воле-

вых усилий. Оно  возни-

кает и легко  сохраняется в силу интереса, самой

деятельностью, вызываемого высокой художественностью  ее предмета. Это отметил еще К. Он "Кроме писал: напряжения тех органов, которыми труд, вы-

полняется в  течение всего времени необходима труда це-

лесообразная  воля, выражающаяся внимании, во и притом необ-

ходима тем  более, чем меньше увлекает труд рабочего своим

содержанием и  способом исполнении, следовательно  чем меньше

рабочий наслаждается как трудом игрой физических и  интеллек-

туальных сил". Маркс, анализируя процесс

труда. таких  В случаях человеку приходится преодоле-

вать себя, лишь усилием воли он заставить может себя сосре-

доточить внимание и за взяться работу. Скажем, приходится ученику заставить

себя сосредоточиться  на подготовке уроков вопреки желанию

смотреть телевизору по хоккейный матч. В они жизни  встреча-

ются сплошь и Таким рядом. образом, произ-

вольное сосредоточение сознания процессах на обучения, тру-

да, тренировочных  обусловлено занятий в основном целями, за-

дачами, деятельности требованиями и пониманием необходимости

ее выполнения.

Н п е р  о и з о в л ь н о  е внимание возникает без

предварительно поставленной цели - как реакция на (скажем, сильный

звук сигнал сирены <Скорой помощи>), яркий свет

(например, движущаяся  электрореклама о кинофильме),

новизну новом  предмета (новая марка автомобиля, новая форма маски

вратаря хоккейной  команды, книга новая в витрине магазина). Волевые же усилия мобилизуют на достижение

цели, помогают отвлекаться, способствуют длительному  внимания.

сохра-

нению Предметом  внимания непроизвольного становится любой нео-

жиданый раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно

для зрителей участников и соревнований закончивший комбина-

цию тройным  сальто после больших на оборотов перекладине). Но внимание непроизвольное может удерживаться и

длительно - тех  в случаях, когда восприятие предмета, даже

мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается эмоциями положи-

тельными удовольствия, удивления, восхищения др,

Так и может  приковать внимание преподаватель, учащихся инте-

ресно, эмоционально, с проводящий выдумкой урок.

При всех неожиданностях внимание на сосредоточивается корот-

кий срок. Это  том, говорит

о что непроизвольное внимание может вызвано быть специ-

ально, с целью  достижения результата положительного деятель-

ности, в данном случае урока.

П о с л  п е р о и з о в л  ь н о внимание е возникает

вслед за произвольным.

Следовательно, внимание являетсся не только фактором,

огранизующим  психическую но деятельность, и само может регу-

лироваться в  извне, частности в педагогическом процессе. Это значит, что человек  сначала сознание сос-

редоточивает  на каком-то предмете или с деятельности,

иногда помощью  немалых волевых усилий, затем  сам процесс

рассматривания  предмета или сама деятельность вызывает интерес, на-

растающий и  внимание продолжает удерживаться уже

без всякого  усилия. Он оказался в условиях, нечего когда было читать.

Так было однажды  с человеком, не никогда игравшим в шах-

маты. На

столе руководство  лежало к шахматной игре. Снова  взял. Он взял книгу,

полистал, отложил. Стал бегло прочитывать страницы. неко-

торые Кончилось  тем, он что вышел из комнаты (дело было в

гостинице), попросил доску, шахматную фигуры и с увлечением

начал практически  уже постигать азы игры в шахматы. Незаметно для себя задержался на одной из

них, все и  внимательнее внимательнее стал вникать  в содержа-

ние. У него

возникло устойчивое внимание. 

послепроизвольное 1.

Все три внимания вида - это динамичные процессы, свя-

занные взаимными  переходами, но всегда какой-то из на

какое-то них  время становится преобладающим.2. К  относятся: ним объем, концентрация, устойчивость, пе-

реключение распределение и внимания. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ 

Свойствами внимания называются его особенности проявле-

ния.

внимания Объем  характеризуется количеством запоминаемого

и воспроизводимого ряд материала.

воспринять из 12 букв, затем а записать те, которые  они

смогли Во запомнить. множестве экспериментов лю-

дям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек. что Оказалось, у взрослых в  среднем составляет объем

внимания всего 4 - б объем букв.

3начит, внимания  ограничен. У детей еще он  меньше. Однако его можно упражнения увеличить

путем или придавая воспринимаемым предметам связи  смыс-

ловые (например, объединяя буквы в слова).

При такой наличии  сосредоточенности человек становится

высокопомехоустойчивым.

К о ц н  е н т р ц а и я внимания - выражающе-

еся свойство, полной поглощенностью предметом, мыслями, явлением, пе-

реживаниями, действиями, которых на сосредоточено сознание

человека. Лишь с трудом его можно отвлечь  в от

мыслей, которые  он погружен.

Устойчивость  внимания - длительно способность  быть сос-

редоточенным  на определенном или предмете на одном и том же

деле.

выраженная Ярко концентрация внимания, показывают

исследования, как  отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатле-

тов, прыгунов в  воду, метателей прыгунов-легкоатлетов и пе-

ред самым началом  упражнения. Она измеряется временем сосредоточения при условии

сохранения отчетливости отражения в сознании предмета деятельности. или

процесса Она  имеет существенное

значение для  успехов достижения в учении, труде  и спорте. Устойчивость внимания зависит  от ряда це-

лого причин: значимости дела, интереса к нему, подго-

товленности рабочего места, навыков.

П е р е  к л ю ч н е и е внимания выражается произ-

вольном, в сознательном перемещении его одного с предмета на

другой, в быстром  переходе от одной к деятельности другой.

Это свойство внимания имеет важное значение во многих

профессиях но и многих видах спорта, в особенно спортивных

играх.

Оно диктуется  самим ходом деятельности, возникновением или

постановкой новых  задач. ее Здесь речь идет о внимания переключениях в рамках од-

Информация о работе Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры