Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:51, контрольная работа
Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Введение 3
1. Общее представление о восприятии 4
2. Физиологические основы восприятия 5
3. Основные свойства и виды восприятия 7
4. Законы восприятия 11
4.1 Законы восприятия по М. Вертгеймеру 11
• Эффект сходства 11
• Эффект близости 11
• Фактор «общей судьбы» 12
• Фактор «хорошего продолжения» 12
• Фактор замкнутости 12
• Фактор группировки без остатка 12
4.2 законы восприятия в менеджменте 12
• Закон «фигуры и фона» 12
• Закон «мертвой зоны» 13
• Закон «переключения внимания» 13
• Закон группировки 13
• Закон 7 ± 2 13
5. Восприятие пространства, движения и времени 14
6. Экспериментальные исследования восприятия 20
- перевернутые изображения 20
- искаженные изображения 28
- смещение изображение во времени 32
Заключение 35
Библиографический список 37
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра «Психология»
Контрольная работа
на тему: «Восприятие как психический познавательный процесс»
Хабаровск, 2012
Оглавление
Введение 3
4.2 законы восприятия в менеджменте 12
- перевернутые изображения 20
- искаженные изображения 28
- смещение изображение во времени 32
Заключение 35
Библиографический список 37
Введение
Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами, только когда сможем назвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).
Все ощущения входят в структуру более сложного познавательного процесса - восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом! Поэтому все свойства ощущений, о которых мы говорили, смело можно отнести и к восприятию.
Восприятие - всегда есть единство комплекса ощущений и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубина и полнота восприятия. Кроме этого, опыт позволяет быстрее воспринимать внешнюю информацию.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio — восприятие) является включенность воспрития в процессы практической деятельности, общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается т.н. "законом перцепции" (Н.Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию восприятия и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации. С процессами мышления восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Сложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие в основе восприятия, характеризуются тем, что они вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы, состоят в одновременной и согласованной деятельности нескольких анализаторов и протекают при большом участии ассоциативных отделов коры и центров речи.
Например, при восприятии яблока мы одновременно ощущаем: зрением - цвет яблока, кожей - его температуру и свойства поверхности, обонянием - его запах, вкусовыми рецепторами - вкус и т.д.
Эти возбуждения в рецепторах дают, по словам И. Павлова, «первое основание анализу», но еще недостаточное для полного осуществления восприятия. Для последнего необходимо, чтобы возникшие в рецепторах возбуждения были переданы в кору больших полушарий головного мозга, где и образуются сложные аналитико-синтетические нервные связи, являющиеся физиологической основой восприятия.
Возбуждения, возникающие под воздействием комплексного раздражителя в нескольких различных рецепторах, передаются в мозговые концы анализаторов одновременно или в ближайшей последовательности. Корковые отделы различных анализаторов взаимно проникают друг в друга, что, несомненно, облегчает образование связей между ними при восприятии сложных предметов и явлений. Одновременное возбуждение этих корковых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам, в состав которых входит не только непосредственное возбуждение от комплексных раздражений, но и ожившие следы прежних нервных связей.
Восприятие является отражением цельного объекта, поскольку отдельные части реально существующего предмета всегда связаны друг с другом в каком-то определенном отношении. Это дает возможность воспринимать саму структуру объекта, абстрагируясь от качеств самих раздражителей. Например, какую-либо мелодию мы воспринимаем независимо от того, сыграна ли она на высоком или низком регистре, на рояле или скрипке или пропета голосом. Мы видим одну и ту же картину, абстрагируясь от того, написана ли она красками, представлена ли в гравюре или дана нам просто в виде фотографического снимка.
Важнейшую роль в нервных процессах, составляющих физиологическую основу восприятия, играет вторая сигнальная система, органически связанная с первосигнальными возбуждениями, но имеющая ведущее, направляющее значение.
Так, при взгляде на рисунок совмещающий в себе два различных изображения, мы будем воспринимать то из них, которое нашло соответствующее отражение в слове, в названии предмета. При этом слово (вторая сигнальная система) организует непосредственные наглядные образы (первая сигнальная система). Когда мы сознаем (а это не возможно без слов), что видим «вазу», в системе первосигнальных раздражителей первенствующее значение приобретают белые места рисунка и контур их воспринимается как очертания вазы. Когда же нам говорят, что здесь изображены «два профиля, обращенные друг к другу», система первосигнальных раздражений перестраивается, в ней на первый план выступают черные места рисунка, контуры которых воспринимаются как очертания лиц, а отдельные части контуров приобретают значение лба, губ, подбородка.
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека – с другой.
Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия – необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования. Человеку, ослепшему в детстве, в зрелые годы зрение было восстановлено операционным путем. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10-12 метров от земли: объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.
Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс