Восприятие человека человеком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология (бакалавриат).doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Пермский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

 учреждения высшего  профессионального образования 

«Российский государственный торгово-экономический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология 

Контрольные работы

для студентов заочной  формы обучения 

бакалавриата

Направление 080100 - экономика

Утверждено

Методическим советом

ПИ(ф)РГТЭУ

Протокол № ____

От  «___» ____________2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №3

Восприятие  человека человеком.

Литература

    1. Маклаков А.Г. Общая психология 2000. С. 213-229.
    2. Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: распознавание и интерпретация.// Социологические исследования. 1980. №4. С. 96-102.
    3. Берримен Дж. Психология и Вы. Пермь, 1997.
    4. Курячий С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека// Вопросы психологии. 1983. №6. С. 105- 108.
    5. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей.// Вопросы психологии. 1982. №5. С. 139- 141.

Темы рефератов и докладов

           Взаимосвязь ощущения и восприятия.

 

                       Введение

Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это  весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину  мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.

 

 

                 1. Психические явления.

 

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.     Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

 Обычно выделяют  три крупные группы психических  явлений:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

 

 

 

 

Познавательные психические  процессы играют большую роль в жизни  и деятельности человека. Благодаря  им человек отражает окружающий его  объективный мир, познает его  и на основе этого ориентируется  в обстановке и сознательно действует.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

Психические состояния – это  определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния . При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.

 

 

Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны , и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

 

 

2. Познавательные психические процессы.

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

Разнообразную информацию о состоянии  внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов  чувств в виде ощущений.

 

                                        3.Ощущение.

Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма.

Экстероцептивные ощущения – это  ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Проприоцептивные ощущения – это  ощущения, отражающие движение и положение  частей тела человека.

Интероцептивные ощущения – это  ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.

Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фактомной» боли в ампутированной конечности.

 

Рис. . Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону)

 
 
Ощущения характеризуются: 
качеством — отличием одного вида ощущений от другого; 
интенсивностью — силой воздействия на органы чувств человека; 
длительностью — временем, в течение которого ощущение продолжается; 
чувственным тоном — чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению, например, ощущение боли или вкуса приятной пищи. Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем , который может быть действующим извне — цвет, звук, запах, вкус; 
действующим изнутри — голод, жажда, тошнота, удушье; 
действующим одновременно извне и изнутри — боль. 
 
Осознание ощущения, возникающего под влиянием того или иного раздражителя, называется чувствительностью. Предел интенсивности раздражителя, при котором прекращается изменение качества ощущения, называется верхним порогом ощущения. В зависимости от того, при воздействии на какие органы чувств возникают ощущения, их принято подразделять на: 
органические, кожные, мускульно-двигательные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные Органические ощущения характеризуют общее состояние организма, например, жажда, голод, тошнота и т.п. Физиологическая причина их — раздражение нервных окончаний, связанных с работой органов пищеварения, дыхания и др. 
 
Кожные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, включая наружные и внутренние слизистые оболочки. Их виды: 
осязательные — возникающие в результате прикосновения (причина — твердость, гладкость и шероховатость предметов) и давления; 
температурные — возникающие в результате нагревания и охлаждения; 
болевые — возникающие в результате воздействия на кожный покров человека. 
 
Мускульно-двигательные ощущения отражают положение и движение тела и его отдельных органов, а также тяжесть предметов и их сопротивляемость. Физиологический аппарат этих ощущений — окончания нервов в мышцах, сухожилиях и связках, натяжение и трение которых и являются механическим раздражителем. 
 
Обонятельные ощущения являются отражением запахов, которые присущи тем или иным предметам. 
 
Вкусовые ощущения отражают такие вкусовые свойства предметов, как сладкое, горькое, соленое, кислое, терпкое (вяжущее), острое и др. 
 
Слуховые ощущения представляют собой отражение в сознании человека шумов, издаваемых окружающими его предметами. Зрительные ощущения возникают в результате действия на глаз человека электромагнитных волн.

Ощущения являются источником наших  знаний о мире и самих себе. Способность  к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных  нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Анализаторы принимают воздействие  определенных раздражителей из внешней  и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих  частей:

рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

проводящих нервных путей, по которым  эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

корковых проекционных зон головного  мозга.

Каждый рецептор приспособлен к  приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.

Структура приема информации включает в себя следующие этапы: Р —  ОЧ — НИ — ГМ — ОЩ — ЦВ — (ЭП) — ОП — (М) — (ОС) .

Раздражитель ( Р; слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ),

в результате чего возникают  нервные импульсы (НИ),

которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ),

обрабатываются там  и формируются в отдельные ощущения (ОЩ),

затем складывается целостный  образ восприятия (ЦВ) предмета,

который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП),

в результате чего происходит опознание  предмета (ОП),

а затем, при мысленном составлении  текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М)

происходит  осмысленное понимание информации (ОС).

Информация, на основе которой  складывается целостный образ, поступает  к нам по различным каналам:

аудиальным (восприятие слуховых образов)

визуальным (восприятие зрительных образов)  

кинестетическим (восприятие чувственных  образов)

 

 

Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие. Из этого можно сделать вывод,что они взаимосвязаны друг с другом.

 

 

                           4.   Восприятие.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных . В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

Восприятие — психические процессы, которые являются непосредственным отражением предметов реального мира в совокупности всех их качеств. 
 
Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Восприятие всегда сложнее ощущения как с количественной, так и с качественной стороны. 
 
Всякое восприятие того или иного предмета является не пассивным отражением его, а активной переработкой на основе предшествующих знаний и опыта. Всякий предмет получает отражение в сознании в зависимости от того, какую роль он играл в предшествующей жизни человека. Воспринимает объекты всегда конкретная человеческая личность, от знаний и личного опыта которой зависит характер восприятия.

Восприятие — сложный процесс, который не сводится только к чувственному восприятию предметов при помощи органов чувств. В восприятии существенную роль играет внимание, наблюдательность и мышление. Восприятие отражает по преимуществу внешнюю, поверхностную сторону явления. Оно дает опыт не проанализированный, не проникает в сущность явлений.  
 
Все воспринимаемые предметы реального мира обладают не только такими свойствами, как цвет, запах, вкус, но и имеют определенную величину (длину, ширину и толщину) и форму; 
находятся на определенном расстоянии от человека как субъекта восприятия; 
имеют определенный объем, что создает глубину и рельефность в их восприятии. Указанные свойства предметов имеют пространственный характер, а отражение их в сознании человека — восприятие пространства.

 Все предметы реального мира находятся в движении, с ними происходят определенные изменения. Эти движения и изменения обладают определенной длительностью. Отражение в сознании человека длительности движения и изменений является источником тех восприятий, которые называются восприятием времени. 
 
Восприятие может быть подразделено на отдельные виды в зависимости от органа чувств, который играет определяющую роль в восприятии; 
объекта восприятия — восприятие предметов, пространства, времени; 
от сферы психики, на которую оказывается преимущественное влияние — интеллектуальное или эстетическое восприятие..

Информация о работе Восприятие человека человеком