Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:39, реферат
Каково же место времени среди психологических понятий? Не будем останавливаться только на восприятии времени или переживании временного промежутка. Время - это прежде всего форма: основа организации, упорядочения и координации деятельности людей в мире и их знаний о мире. В чём функция времени по отношению к психологическим понятиям, к действиям психолога в ходе тестирования или эксперимента, к наблюдаемой действительности? Время организует, упорядочивает первое, второе и третье? Как всё это удаётся именно ему, времени?
Введение………………………………………………………………………………. 3
Время в психологическом анализе……………………………………… 3
Заключение…………………………………………………………………………. 11
Список литературы……………………………………………………………... 13
При временном анализе трудовой процесс рассматривается как дискретный , содержащий локально-непрерывные периоды - действия субъекта. Каждое действие развёртывается среди событий мира, предсказуемая система которых составляет временную схему - временное условие трудового процесса.
Темп времени может быть определён
частотой движений, дыхания, сердцебиения
и другими показателями жизненных
ритмов организма человека. Разумеется,
такой способ задания времени - от
человека - справедлив только в некоторых
границах возможностей нормального
функционирования человеческого организма.
Вне этих границ время тоже определяется
не иначе чем посредством субъекта.
Для операторского труда характерно быстрое
усложнение ситуации, что требует изменения
скорости выполнения деятельности оператором.
Предвидение усложнения ситуации и быстрое
реагирование( изменение программы и т.п.)
являются показателями высокого профессионального
уровня специалиста. Анализ должен раскрыть
переживание субъектом перехода от бездеятельности
либо от нормальных условий к экстремальной
ситуации, от одной деятельности к другой.
Психологический временной анализ стремится
показать, какие усилия прикладывает субъект,
чтобы успеть вовремя выполнить свои действия.
Выполнение деятельности предполагает
синхронизацию и встраивание
в пространственные рамки. Ориентировка
в пространстве и времени составляет
важную часть водительских функций.
Случаи потери ориентировки, нередко
отмечаемые в транспортных профессиях,
должны рассматриваться очень
Определение причин пространственных
и временных ошибок невозможно без
разработки теории ориентирования в
пространстве и времени. К примеру, устройство
и функционирование пространственных
и временных структур профессионального
опыта должно быть рассмотрено на основе
принципа “Я-здесь-теперь”. Этот же принцип
должен быть положен в основу определения
организации действия и восприятия.
Эмоции, потребности, смыслы, влияют на
формирование структур опыта. Это позволяет
говорить о смысловой организации временных
и пространственных структур профессионального
опыта.
Большие и малые схемы, карта-путь и карта-обозрение различаются по масштабу и устройству. Они могут быть не только пространственными, но и временными. Они входят в состав функциональных единиц деятельности специалиста, будь то оператор, диспетчер, пилот или штурман.
Вербальные структуры
Человек же использует опыт временного
исполнения для точного выполнения текущего
действия.
Психологический анализ должен учитывать
позитивное влияние ошибки на формирование
профессионального опыта и
Существует несколько параллельных линий
времени труда в дальних перелётах: ритмы
тела, ожидание, быстрое исполнение, локальное
географическое время организма, административное
время, астрономические ритмы. Анализ
ритмов часов тела позволяет установить
причины шибок в деятельности человека.
Требование точного исполнения действия
должно учитывать локальные пространство
и время индивида. Исследования, которые
в частности проводились на пилотах авиалайнеров
обнаружили индивидуальные приёмы приспособления
к местному времени.
Время - это непространственное изменение.
Изменения восприятия, воспоминания, переживания,
мысли мы наблюдаем прежде всякой константности.
И движение, и изменение которые позволяют
выделять, отличать прошлое, настоящее,
будущее - это и есть время. Время - это
начало, деление и конец. Время - это длящаяся
пауза, которая тоже имеет начало и конец.
“Пауза - это новое качество бытия, которое
дано после прекращения длящегося предмета.
Утверждения о последовательности и одновременности,
о ситуациях, о рядах событий и об изменениях
бытия и предметов, происходящих в присутствии
субъекта, в его восприятии и переживании,
связаны со временем. Время констатируется
субъектом, отсчитывается субъектом, используется
субъектом, и оно же ограничивает субъект.
Можно ли сказать, что в отсутствии субъекта
время перестаёт течь? Но изменения непрерывны
и бесконечны, они не зависят от субъекта,
субъект сам является частью этих изменений.
И таким образом, время объективно, но
в основе понятия времени стоит человек.
Узнавание предмета происходит в совокупности
его временных ритмов - внутренних и внешних,
связывающих человека с миром.
Временная деятельностная форма, временная
форма восприятия, временная языковая
форма - все три формы неотделимы, и ни
одна из них не может быть использована
без другой. “Форма - это то, что повторяется,
это устойчивое, это структура. Уникальная
форма - это основа устойчивости, это объективность.
Список литературы
1.Алякринский
Б.С. Биологические ритмы и организация
жизни человека.- М., 1983г.
2.Головаха Е.И.,Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев, 1984г.
3.Лакейн А. Искусство
4.Стрелков Ю.А. Инженерная и
профессиональная психология.М.
5.Степанова С.И.