Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:20, лекция
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Процесс выбора профессии предполагает высокую активность личности. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного) выбора субъекту выбора профессии (человеку) приходится проделать большую внутреннюю работу.
1. Выбор профессии.
1.1.Факторы выбора профессии.
1.2. Правила выбора профессии.
1.3. Ошибки и затруднения при выборе профессии.
2. Профориентационная работа с молодёжью.
2.1. Направления профориентационной работы.
2.2. Методы и средства профессионального информирования.
2.3. Формы профориентационной работы.
Лекция для студентов 5 курса
факультета «Психологии», специальности «Психология».
Тема: «Выбор профессии. Профориентационная работа с молодёжью».
Цель: познакомить
студентов с психологией выбора
профессии и особенностями
Задачи: изучить факторы выбора профессии, правила выбора профессии,
ошибки и затруднения при выборе профессии, а так же направления профориентационной работы с молодёжью, методы и средства профессионального информирования, формы профориентационной работы.
Литература.
1. Вершинин С.И. Основы профессиональной консультации в Центре социально-трудовой адаптации молодежи. — М.: МЦТЗМ «Перспектива», 1997.
2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.—Воронеж, 2002.
3. http://rudocs.exdat.com/docs/
4. http://msoshi2.minsk-region.
5.
http://profsch1981.do.am/
6. http://gymn-3.oct-vit-roo.by/?
7. http://yandex.byyandsearchtext
%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D0%B2%D1%
8. http://www.coolreferat.com/
Содержание.
1. Выбор профессии.
1.1.Факторы выбора профессии.
1.2. Правила выбора профессии.
1.3. Ошибки
и затруднения при выборе
2. Профориентационная работа с молодёжью.
2.1. Направления профориентационной работы.
2.2. Методы и средства профессионального информирования.
2.3. Формы профориентационной работы.
Условное обозначение: подчёркивание - материал под запись, без подчёркивания – материал для проговаривания.
1. Выбор профессии.
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Процесс выбора профессии предполагает высокую активность личности. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного) выбора субъекту выбора профессии (человеку) приходится проделать большую внутреннюю работу. Ему необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий. Все эти действия могут быть осуществлены только при высоком уровне развития контрольно-оценочной сферы субъекта. Недаром при изучении всех факторов, влияющих на выбор профессии, встает вопрос об адекватной их оценке субъектом выбора профессии. Многими авторами (Божович) отмечается, что вследствие недостаточного осознания выбор профессии иногда либо не происходит, либо является актом подражания товарищам, либо под влиянием родителей.
Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора – то, что выбирают.
1.1.Факторы выбора профессии.
Факторы выбора профессии м б личностные (внутренние) и объективные (внешние).
Личностные (внутренние) факторы выбора профессии
к личностным факторам относят:
• индивидные свойства (физические возможности, здоровье, задатки);
• свойства личности и черты характера (ответственность, артистичность, коммуникабельность, интересы и др.);
• свойства школьника как субъекта деятельности (успеваемость, опыт в выполнении каких-либо трудовых операций, ассистирование в каких-либо профессиях и др.);
• индивидуальные особенности (творческая работа, индивидуальные предпочтения в выполнении тех или иных заданий, индивидуальный стиль деятельности, хобби).
Например, личностные факторы профессионального самоопределения некоего Василия Ф. могут быть описаны следующим образом.
Десятиклассник Василий Ф. занимается несколькими видами спорта и в каждом из них достигает определенных успехов, выступает за школу по легкой атлетике, обладает авторитетом среди товарищей и ему симпатизируют учителя. Учится на «3» и «4» – и своей успеваемостью доволен. Говорит: «Главное, чтобы не "2”!». Часто не выполняет домашние задания. Особо тяжело даются точные дисциплины, а также те учебные предметы, в которых нужно проявлять усидчивость, сосредоточенность (русский язык). Очень общителен, легко устанавливает контакт с разными людьми. Зависим от общественного мнения: несколько раз ходил драться «стенка на стенку» просто – за компанию. Любит путешествовать с родителями. Часто ходит на дискотеки с друзьями. Также любит играть в компьютерные игры. Кроме спорта устойчивых интересов нет. Один месяц подрабатывал курьером в фирме отца – не понравилось: нужно рано вставать в каникулы. Думает, что будет поступать в институт, но не знает, в какой. К занятиям по профориентации относится несерьезно: говорит, что ему рано об этом думать. Вредных привычек нет. Любимые учебные предметы: география, история и физкультура. Первые два, по его словам, – потому что интересно рассказывают, а третий – потому что все легко получается. Родители, учителя и одноклассники о Василии отзываются по-доброму, считают его хорошим человеком.
Объективные (внешние) факторы (в некоторых источниках биографические). (Е.А. Климова мужск.).
1) Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы.
Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии.
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.
2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении. Этот фактор может оказать плохую услугу в тех случаях, когда отсутствуют личностные предпосылки для выбора профессии, есть определенные ограничения.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной
деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений
человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей,
помыслов, характера, способностей,
подготовленности учащегося». Учитель
знает множество той
4) Личные профессиональные планы.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.
5) Способности.
Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание или факторы престижа. В разные исторические периоды обществом выделяются те или иные профессии, которые становятся престижными. Например, профессия экономиста не была столь престижной в 70-е годы двадцатого века, как в
девяностые годы. И, наоборот, профессия учителя в 70-е годы была более престижна, чем в 90-е годы.
Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки .
7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
8) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления.
Приводим пример описания биографических факторов выбора профессии.
Родители Василия Ф. имеют высшее экономическое образование. Отец возглавляет организацию, занимающуюся выпуском рабочей одежды, а мама руководит проектным отделом в строительной фирме. Они планируют, что сын поступит в вуз – либо сам, на бюджетное отделение, либо на платной основе. Много средств вкладывают в развитие ребенка (он – единственный в семье): театры, заграничные поездки, оздоровительные мероприятия и т.д. В детстве Василий много времени проводил с бабушкой, которая не имела высшего образования и до пенсии работала медсестрой. Он очень переживал ее уход из жизни. У Василия есть определенные обязанности по дому, которые он беспрекословно выполняет. Дружит с несколькими ребятами – в основном, из класса.
Каждый год получает какие-то спортивные призы на соревнованиях разного уровня, в том числе и международного. На фоне этих успехов привык, что учителя закрывают глаза на некоторые недочеты в учебе. Как уже говорилось ранее, имел опыт работы курьером в фирме отца.
Вывод. Каждый из указанных факторов может сам по себе оказать влияние на выбор профессии. Окончательной классификации факторов, не существует: каждый из предложенных разрядов и указанных факторов может быть детализирован и разбит на несколько подфакторов. Так или иначе, нам необходимо ориентироваться в них, чтобы организовать работу по их анализу для старшеклассников.
1.2. Правила выбора профессии.
Правила выбора профессии можно отразить в 4 принципах: принцип активности, принцип сознательности, принцип соответствия и принцип развития.
1. Принцип активности.
Профессию надо активно искать самому.
В этом большую роль играют:
- практическая проба сил в
кружках, секциях, на
- встречи со специалистами,
- посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
- самостоятельное обращение к
психологу или
2. Принцип сознательности.
Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
- чего он хочет (осознающий свои цели, желания, интересы, склонности);
- кто он есть (знающий свои личностные и физиологические особенности);
- что он может (знающий свои способности, склонности, дарования);
- что от него потребует работа и трудовой коллектив.
3. Принцип соответствия.
Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать)
- интересам,
- склонностям,
- способностям,
- состоянию здоровья человека,
- потребностям общества в
4. Принцип развития.
Отражает идею необходимости развивать в себе качества, которые нужны для любой профессии, а также те, которые нужны для выбранной профессии.
Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
1.3.
Ошибки и затруднения при
Ошибки и затруднения при выборе профессии можно разделит на 3 группы: незнание правил выбора профессии, незнание самого себя, незнание мира профессий.
№ п/п |
Ошибка |
Причины |
1. |
Незнание правил выбора профессии |
- выбор профессии за компанию; - перенос отношения к человеку на саму профессию; - отождествление
учебного предмета с - ориентация сразу на профессии высокой квалификации; - неумение
определить путь получения |
2. |
Незнание самого себя |
- незнание или недооценка своих физических особенностей; - незнание
или недооценка своих - неумение соотнести свои способности с требованиями профессии. |
3. |
Незнание мира профессий |
- увлечение только внешней - предубеждение
в отношении престижности - незнание
требований профессии к - устаревшие
представления о характере и
условиях труда конкретной
|
Информация о работе Выбор работы. Профориентационная работа с молодёжью