Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:20, лекция
Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Процесс выбора профессии предполагает высокую активность личности. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного) выбора субъекту выбора профессии (человеку) приходится проделать большую внутреннюю работу.
1. Выбор профессии.
1.1.Факторы выбора профессии.
1.2. Правила выбора профессии.
1.3. Ошибки и затруднения при выборе профессии.
2. Профориентационная работа с молодёжью.
2.1. Направления профориентационной работы.
2.2. Методы и средства профессионального информирования.
2.3. Формы профориентационной работы.
2. Профориентационная работа с молодёжью.
Профориентация в учреждениях общего и профессионального образования - это деятельность, направленная на помощь ученикам в выборе профессии и планировании успешной карьеры. Специалист в области профориентации оказывает консультационную помощь в осознании личных склонностей и способностей учащегося к определённому виду трудовой деятельности, обеспечивает информацией о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией. Профориентация как средство социального регулирования профессиональной направленности личности может быть эффективной только при учете склонностей, интересов и индивидуальных качеств человека. Поэтому решение задач профориентационной работы в школе является важнейшим делом не только с точки зрения экономической значимости, но и в социальном плане. Для успешного вхождения человека в мир профессий и продвижения к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, особенности рынка труда и характеризующие особенности профессий или конкретного вида труда и способа подготовки к нему.
Руководит профориентационной работой в образовательном учреждении педагог-психолог, психолог, профконсультант, завуч, заместитель директора по воспитательной работе или другое ответственное лицо, назначаемое директором. Реализуя взаимосвязанные цели и задачи, в профориентационной работе участвуют также сотрудники Центра профориентации, деканы факультетов, медработник, кураторы групп, преподаватели-предметники, социальные педагоги, социальные работники и другие субъекты учебно-воспитательного процесса. Интегрирующую роль в проведении профориентационной работы в учебном заведении выполняет специально оборудованный кабинет профориентации.
2.1. Направления профориентационной работы.
Профориентационная работа в учреждениях образования ведётся по следующим направлениям:
1) профессиональное информирование;
2) профессиональное консультирование;
3) профессиональный подбор/отбор;
4) психологическая поддержка.
1). Профессиональное информирование предполагает предоставление учащемуся сведений о специфике различных профессий, о потребностях рынка труда города, региона, динамике его развития, возможностях профессиональной самореализации в современных социально-экономических условиях.
2). Профессиональное консультирование направлено на активизацию профессионального самоопределения учащегося на основе согласования его профессиональных намерений и актуальных потребностей рынка труда в рабочих кадрах и специалистах. На основе подбора адекватных способов решения проблемы (выявление запроса, диагностика, обсуждение вариантов поиска работы, трудоустройства, перспектив рабочего места) профессиональная консультация должна способствовать выработке учащимся личного профессионального плана и определению путей его реализации.
3). Профессиональный подбор предполагает определение профессии, которая наиболее соответствует психофизиологическим особенностям конкретного индивида, учитывает его склонности и возможности. В профориентационной работе принято различать профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор). При проведении профподбора педагог-профконсультант идёт «от человека к профессии», подбирая соответствующую данной личности профессию, а при профотборе – наоборот: «от профессии к человеку», подбирая наиболее соответствующую данной профессии личность.
4). Психологическая поддержка представляет совокупность мер по оценке и формированию пригодности человека к труду на этапах профессионального пути, обеспечению благополучия, эффективности и безопасности жизни и деятельности индивида, его здоровья и преодоление социальных, трудовых, личностных и других конфликтов и расстройств. Психологическая поддержка предусматривает оценку психологического состояния учащегося с целью оптимизации условий консультирования, повышения уровня адаптации индивида к современным рыночным условиям, активизации реализации собственной профессиональной карьеры.
Таким образом, политика в области профессиональной ориентации направлена на повышение эффективности использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества; создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения человека; развитие профориентационных услуг для различных групп населения.
2.2. Методы и средства профессионального информирования.
Методы и средства можно разделить на 5 гупп: 1) профинформационная беседа, 2) аудиовизуальный метод, 3) информационные компьютерные программы, 4) экскурсии на предприятия, 5) самостоятельной работы
учащихся с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами.
№ груп пы |
Метод |
Средства |
1. |
Профинформационная беседа и бланковый метод |
аннотации профессий, профессиокарты (краткая характеристика, дающая общее представление о профессии, доступное для самостоятельного изучения человеком) и информационные профессиограммы.
|
2. |
Аудиовизуальный метод |
Видеоролики с последующим обсуждением. |
3. |
Информационные компьютерные программы |
профессиографическая информация, систематизированные данные по учебным заведениям, банки вакансий для молодежи. |
4. |
Экскурсии на предприятия |
беседы-встречи с |
5. |
Самостоятельной работы учащихся с информационно-справочной, литературой, с сетевыми ресурсами. |
Знакомство с классификацией профессий по предмету труда Е.А. Климова; классификацией профессий, основанной на теории Дж. Голланда и др. |
Одним из ведущих методов профессионального информирования является профинформационная беседа, которая может включать бланковый метод, предполагающий использование бланковых профессиографических материалов: аннотации профессий, профессиокарты (краткая характеристика, дающая общее представление о профессии, доступное для самостоятельного изучения человеком) и информационные профессиограммы.
В профориентационной работе часто используется аудиовизуальный метод, Учащиеся смотрят видеоролики продолжительностью 3-5 минут, представляющие различные профессии. Комментарии к видеоряду помогают разобраться во многих тонкостях и особенностях конкретного профессионального труда и позволяют усвоить значительный объём информации за короткий срок.
В настоящее время в практике профессионального информирования широко используются информационные компьютерные программы,
содержащие профессиографическую информацию, систематизированные данные по учебным заведениям, банки вакансий для молодежи, что делает процедуру профессионального информирования не только интересной, но и насыщенной.
К эффективным методам профессионального информирования можно также отнести экскурсии на предприятия, беседы-встречи с представителями различных профессий, профессиональные пробы.
Особое место в профориентационной работе отводится организации самостоятельной работы учащихся с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами (интернет-порталами, поисковыми системами). Значительную пользу приносит учащимся знакомство с научными классификациями, упорядочивающими многообразный мир профессий: классификация профессий по предмету труда Е.А. Климова, классификация профессий, основания на теории Дж. Голланда и др.
Результатом профессионального информирования является обеспечение учащихся комплексной информацией, необходимой для адекватного профессионального самоопределения, а также обучение навыкам самостоятельного поиска информации.
2.3. Формы профориентационной работы.
В профессиональном информировании чаще всего используется групповая форма информирования, реже – индивидуальная. Индивидуальное информирование можно разделить на два вида по степени ответственности самого информируемого и педагога (психолога) – профконсультанта за результаты профессионального информирования. Так же имеет место массовая работа– работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест.
Формы профессионального
Групповая
Первый вид индивидуального информирования (человек знает, что он хочет). Это мероприятие можно легко автоматизировать. При информировании учащийся обычно задает вопросы, очерчивающие проблему (об обучении: форме и сроках; о профессии: её требованиях к человеку, перспективах на рынке труда и т.д.). После получения ответов на эти вопросы учащийся самостоятельно обращается к соответствующему информационному материалу. В данном случае педагог (психолог)- профконсультант большую часть ответственности за результаты профессионального информирования возлагает на учащегося, поскольку полагает, что консультируемый сам знает, какая информация ему нужна и как он сможет воспользоваться этой информацией.
Второй вид индивидуального профессионального информирования (человек не знает, что он хочет) – в этой ситуации, профессиональное информирование чаще всего переходит в профессиональное консультирование, так как нацелено на активизацию процессов самоопределения учащегося. Данный вид профессионального информирования, чаще всего проходящий в форме беседы, может продолжаться от нескольких минут до одного часа. По окончании беседы консультируемому может быть назначено еще одно собеседование – в форме профессиональной консультации. В данном случае педагог (психолог) –
профконсультант несет основную ответственность за организацию и проведение индивидуальной профинформационной и профконсультационной работы, так как учащийся не знает, какая информация ему нужна и как воспользоваться полученной информацией.
Главная задача педагога (психолога)-профконсультанта при проведении индивидуальной профессиональной консультации - помочь учащимся сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. Для этого в практике индивидуального профессионального консультирования широко используются бланковые материалы, которые могут содержать информацию об особенностях профессий (профессиокарты, профессиограммы), учебных заведениях, вакансиях, условиях поступления на работу и т.д., а также компьютерные программы. Однако основным методом индивидуальной профессиональной консультации остается профориентационная беседа, целью которой является - принятие учащимся решения о выборе профессии.
Основные этапы индивидуального профессионального консультирования (беседы): а) определение учащимся собственных возможностей (профессионального, трудового потенциала, общих и специальных возможностей, знаний, умений, навыков, возможного профессионального опыта);
б) определение учащимся собственных ограничений (психологических, медицинских ограничений и т.п.);
в) подбор профессии в соответствии с профессиональными склонностями, способностями, приобретенными умениями, знаниями, навыками, а также с учётом ограничений (заболеваний).
При этом необходимо предусмотреть возможные запасные варианты выбора учащимся профессии. В индивидуальной профессиональной консультации необходимо подвести консультируемого к обдумыванию пути освоения выбранной профессии, осознанию следующих аспектов: каким представляется ему будущий образ жизни; что учащийся будет делать в ближайшее время; с кем взаимодействовать; каковы его ближайшие и отдаленные цели; конкретные пути и средства их достижения; в чем заключаются внешние и внутренние препятствия; запасной вариант при выборе профессии.
Групповая форма профессионального информирования по сравнению с индивидуальной позволяет педагогу (психологу) - профконсультанту за ограниченное время проинформировать большое количество учащихся. Вместе с тем, групповая профессиональная информация предъявляет определенные требования к педагогу (психологу) - профконсультанту: он должен иметь навыки групповой работы, хорошие речевые данные, уметь донести информацию до слушателей и поддерживать их интерес.
При подготовке групповой формы профессионального информирования необходимо учитывать психологические особенности восприятия информации человеком. Наиболее продуктивно информация воспринимается первые 10-15 минут. Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале занятия. Затем можно рекомендовать использовать более активные формы подачи информации: анализ печатных материалов (листовок, инструкций, иллюстраций), решение проблемных ситуаций, применение диагностических методик. Обычно продолжительность профессионального информирования от 15 до 45 минут, численность группы – до 20 человек. Эффективность профессионального информирования можно повысить, пригласив для участия в ней представителей организаций и предприятий, специалистов различного профиля.
Ключевое значение в профессиональном информировании имеют три вида информации: - о профессии (специальности) - её содержании, условиях, организации труда, обучении конкретной профессии, оплате труда, требованиях к личности человека, возможностях квалифицированного и должностного роста;
Информация о работе Выбор работы. Профориентационная работа с молодёжью