Высшие психические функции и их мозговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Нейропсихология — отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.
Смысловое строение: характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира.
системное строение: сложная совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичная для каждой возрастной ступени. Личность – образование, возникающее на сравнительно поздних этапах онтогенеза.

Содержание

1. Основные методы исследования мозга
2. Историческая динамика взглядов на проблему локализации высших психических функций
3. Теория системной динамической локализации ВПФ
4. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского в контексте нейропсихологической науки

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_VPF_LGP_2011_variant_Moodle.ppt

— 775.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ  И ИХ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Вопросы темы:

1. Основные методы исследования  мозга

2. Историческая динамика взглядов  на проблему локализации высших  психических функций

3. Теория системной динамической  локализации ВПФ

4. Культурно-историческая концепция  Л.С.Выготского в контексте нейропсихологической  науки

ВОПРОС 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  МОЗГА

 

Работы А. Р. Лурия и его учеников

 

Нейропсихология — отрасль психологической  науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые  механизмы психических процессов  на материале локальных поражений  мозга

Причины оформления нейропсихологии  как самостоятельной научной  дисциплины 

 

новые физиологические теории (теория  функциональных систем П. К. Анохина  и концепция многоуровневого  построения движений Н. А. Бернштейна )

 

появление концепции культурно-исторического  развития ВПФ Л.С. Выготского

 

успехи неврологии, нейрохирургии  и патопсихологии

метод разрушения

 

метод синдромного анализа (А.Р.Лурия)

 

методы, которыми пользуются нейропсихологи  в практической деятельности.

 

Группы методов нейропсихологии

 

методы, с помощью которых были  получены основные теоретические  знания

 

метод раздражения

 

сравнительно-анатомический метод  исследования

изучить функции тех или иных  структур сложно

 

были выяснены принципы работы  мозга

 

позволяет выяснять зависимость  способов жизни, поведения животных  от особенностей строения их  нервной системы

 

СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЙ МЕТОД  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

было выяснено строение коры  больших полушарий

раздражение отдельных нейронов

 

применения микроэлектродов, которые  могут быть вживлены в отдельный  нейрон

 

непрямое раздражение

 

анализ особенностей ВПФ в  результате воздействия на мозг

 

прямое раздражение

 

МЕТОД РАЗДРАЖЕНИЯ

 

выявление изменения электрической  активности тех или иных участков  мозга в результате воздействия  тех или иных естественных  факторов

 

непосредственное воздействие  на отдельные участки коры  с помощью электрического тока  или механически

обратимые нарушения работы  отдельных участков мозга

 

необратимые разрушения

 

наблюдение над больным после  нейрохирургических операций или  ранений в область мозга

 

разрушение определенной области  мозга животного и наблюдение  за особенностями его поведения

 

МЕТОД РАЗРУШЕНИЯ

 

временное отключение отдельного  участка мозга с последующим  восстановлением функций

позволяет определить зону поражения  мозга

 

А.Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею 

 

МЕТОД СИНДРОМНОГО АНАЛИЗА

 

возможность с большой точностью  выявить тонкие формы нарушения 

 

позволяют оценить состояние  всех основных ВПФ (по их параметрам)

 

изменение сложности задач и  темпа их предъявления

в XIX в.: истинное исследование проблемы  взаимосвязи мозга и психических  функций

 

мозг – материальный субстрат  психики, имеющий сложную организацию

 

В средние века: философы и  натуралисты считали возможным  поместить такие функции, как  воображение, мышление и память, в три мозговых желудочка

 

четыре основных подхода, сложившихся  в науке

 

ВОПРОС 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА  ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ ЛОКАЛИЗАЦИИ  ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

первая попытка привязать конкретную  функцию к строго ограниченному  участку мозга

 

сложные способности человека  интимно связаны с отдельными, строго ограниченными участками  мозга, которые, разрастаясь, образуют  соответствующие выпуклости на  черепе, позволяющие определять  индивидуальные различия в способностях  человека

 

Ф. Галль: отдельные заболевания  связаны с повреждением тех  или иных участков мозга

 

Локализационизм (или психоморфологическая  концепция) связан с именем Фрэнсиса Галля

В 1873 г. немецкий психиатр Карл  Вернике: нарушение понимания слышимой  речи возникает при поражении  задней трети верхней височной  извилины левого полушария

 

1861 год – французский анатом  Поль Брока: грубое нарушение  моторной речи возникает при  поражении задней трети нижней  лобной извилины левого полушария

 

впервые клинически была доказана  связь психической функции с  определенным участком мозга

А — зона Вернике; В — зона  Брока

Локализация – непосредственное  наложение психического на морфологическое

 

Мозг – совокупность различных  «центров», каждый из которых  целиком заведует определенной  функцией

 

Функция – неразложимая на  компоненты психическая способность, которая соотносится с определенным  участком мозга

 

Основные положения узкого локализационизма (Е.Д.Хомская)

психическая функция есть неразложимая  на компоненты психическая способность

 

Основные положения (Е.Д.Хомская)

 

Наиболее яркими представителями  данного направления были физиологи  М. Флуранц, К. Гольдштейн, К. Лешли и  психологи Вюрцбургской школы

 

Антилокализационизм (или концепция  эквипотенциальности)

 

локализация функции представляет  собой непосредственное соотнесение  психического и морфологического

 

мозг — это однородное целое, равноценное и равнозначное для  всех психических функций во  всех своих отделах

 

психическая функция равномерно  связана со всем мозгом

в определенных участках можно  лишь относительно элементарные  сенсорные или моторные функции

 

иерархический подход к строению  нервных центров

 

английский невролог Дж. Хьюлингс Джексон: к мозговой организации сложных форм психических процессов следует подходить с позиции уровня их построения

 

Эклектическая концепция

 

высшие психические функции  связаны со всем мозгом равномерно

ни одно из рассмотренных  направлений исследования не  позволяло выявить подлинные  механизмы психической деятельности  человека

 

теория системной динамической  локализации психических функций

 

ВОПРОС 3. ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ  ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ

 

оригинальная теория, предложенная  Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия

подчиняются всем закономерностям  психической деятельности

 

регулируются соответствующими  целями и программами

 

осуществляются на основе соответствующих  мотивов

 

Высшие психические функции  – сложные формы сознательной  психической деятельности, которые

 

Понятие «высшие психические функции» было введено Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А. Р. Лурия

психическую функцию стали рассматривать не как простую способность, не как отправление той или иной ткани мозга, а как психологическую систему, обладающую сложным психологическим строением и включающую много психологических компонентов

 

сложный состав функциональной  системы всегда включает целый  набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов

 

представление о подвижности  входящих в состав психической  функции частей (наличие постоянной  задачи, осуществляемой с помощью  меняющихся средств)

Общение с людьми

 

Взаимодействие с предметами

 

Характеристики ВПФ

 

Формируются новые двигательные  схемы

 

Усвоение с помощью языка  опыта поколений

 

Перестраиваются естественные  рефлексы ребенка

 

Овладение объективно существующей  системой языка

 

Решающий фактор для психического  развития ребенка, решающее условие  для формирования ВПФ

 

1 характеристика – социальный  генез ВПФ

Вспомогательный знак – средство  для организации психических  процессов

 

Осуществление прежних задач  новыми способами

 

Развитие психических способностей  - по типу создания новых, опосредованных  структур психических процессов  и новых межфункциональных отношений 

 

2 характеристика – опосредованное  строение

 

Речь играет решающую роль  в опосредствовании психических  процессов

Вводит предмет или свойство  в определенные связи с другими  предметами или признаками

 

Речь

 

Выделяет предмет или его  свойство из окружающей обстановки

 

Обозначает предмет или его  свойство

 

Слово

 

Сознательность и произвольность  психических процессов

 

Вызывает образ соответствующего  предмета и оперирование с  ним в его отсутствие

 

Перестройка психической деятельности

локализация ВПФ не является  устойчивой, меняясь как в процессе  развития ребенка, так и на  последовательных этапах упражнения

 

ВПФ имеют опосредованный характер

 

ВПФ должны охватывать сложные  системы совместно работающих  зон мозга, каждая из которых  вносит свой вклад в осуществление  сложных психических процессов

 

Локализация ВПФ представляет собой системный процесс на основе многокомпонентного состава функциональной системы

один и тот же аппарат может  перестраиваться для обеспечения  разных видов деятельности

 

психическая функция любой степени  сложности осуществляется при  участии целого ряда корковых  зон, подкорки, активизирующей системы  мозга и, следовательно, не может  быть локализована в каком-то  одном участке коры

 

Любая психическая деятельность  человека является сложной функциональной  системой, обеспечиваемой целым  комплексом совместно работающих  аппаратов мозга

при поражении одного участка  мозга появляются одновременно  нарушения не одной, а целой  совокупности функций, одна и  та же психическая функция  нарушается при самых различных  локальных поражениях мозга

 

Совокупность этих структур  составляет определенную функциональную  системы или морфофизиологическую  основу конкретной психической  функции

 

Мозг — это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров (аспектов, звеньев) психической функции

тщательный анализ нарушений  данной функциональной системы  при различных по локализации  очагах поражения

 

сопоставление всех симптомов, возникших в результате одного, строго ограниченного очага поражения  мозга

 

синдром – совокупность симптомов или симптомокопмлекс

 

Метод синдромного анализа (А.Р. Лурия)

Основные положения теории системной  динамической локализации высших  психических функций

 

каждая психическая функция  представляет собой сложную функциональную  систему и обеспечивается мозгом  как единым целым

 

различные элементы функциональной  системы могут находиться в  достаточно удаленных друг от  друга участках мозга и при  необходимости замещают друг  друга

 

при повреждении определенного  участка мозга возникает «первичный»  дефект — нарушение определенного  физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой  структуре;

Информация о работе Высшие психические функции и их мозговая организация