Гендерная специфика футбольных команд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить гендерные особенности поведения мужчин и женщин в футбольной команде.
Объект исследования: футбол как командный вид спорта.
Предмет исследования: гендерная специфика футбольных команд.
Общая гипотеза: поведение мужчин и женщин в футбольных командах различно.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Гендерные исследования в психологии …………………………………… 6
Глава 2 Гендерная специфика футбольных команд ……………………………….. 13
2.1. Специфика командных видов спорта …………………………………… 13
2.2. Психологическая характеристика футбола ……………………………... 16
2.3. Гендерная специфика командных видов спорта ……………………….. 19
Вывод ………………………………………………………………………………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………………. 26
Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гендерная специфика футбольных команд.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Гендерная специфика футбольных команд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки II курса

специальности «Психология»

социально-гуманитарного факультета

Федотовой Екатерины Александровны

 

 

Научный руководитель:

доцент,

кандидат психологический наук

Якунина Юлия Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магадан,  2011 г.

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Гендерные исследования в психологии …………………………………… 6

Глава 2 Гендерная специфика футбольных команд ……………………………….. 13

           2.1. Специфика командных видов спорта …………………………………… 13

           2.2. Психологическая характеристика футбола ……………………………... 16

           2.3. Гендерная специфика командных видов спорта ……………………….. 19

Вывод ………………………………………………………………………………….. 25

Заключение ……………………………………………………………………………. 26

Список литературы …………………………………………………………………… 27

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность работы. Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Футбол как командный вид спорта воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. В процессе социализации приобретаются все качества, которые важны для взаимодействия игрока с другими членами команды. Футбол считается преимущественно мужским видом спорта. Но в современном обществе женщины стремятся к равноправию и это касается спорта в целом. Женщины  стали заниматься такими  «мужскими» видами спорта как тяжелая атлетика, разные виды борьбы, хоккей, регби, прыжки на лыжах с трамплина, тройной прыжок и прыжок с шестом, метание молота, культуризм и, в частности, футбол [1]. Футбол с каждым днем становится все более популярнее не только среди мужчин, но и среди женщин.  Они начинают не только смотреть футбол, но и играть в него. И, несмотря на то, что мужской футбол считается более зрелищным, чем женский, это не мешает росту болельщиков женского футбола.

Поведение мужчин и женщин в футбольной команде различно. Это обусловлено как физическими, так и психологическими особенностями пола. И эти особенности, несомненно, влияют на специфику поведения данного контингента непосредственно в самой команде, а также и на тактику ведения игры и на ее результат. Женский организм отличается от мужского особенностями функционирования отдельных органов и систем, переносимостью мышечных нагрузок, своеобразностью работы над развитием двигательных качеств и т.д. [13]. Это все сказывается в первую очередь на скорости игры. Что касается психологических особенностей, то мужчины чаще планируют будущее, у них хорошее ощущение времени и пространства. Женщины же, в основном, ориентируются на настоящее, при отсутствии ощущения времени. Мужчины чаще видят различия, а женщинам ближе видение сходства. Мужчина чаще ориентирован на восприятие деталей, а не на весь образ в целом. У женщин чаще отмечается тенденция к осторожности и ригидности. У мужчин можно наблюдать высокие мыслительные способности, быструю обучаемость. У мужчин доминируют отрицательные эмоции и контроль над ощущениями, в отличие от женщин, которые живут своими ощущениями, переживаниями, при отсутствии контроля над ними. Женщины в большей степени ориентированы на рефлексию. Для спортсменов-мужчин более характерна ориентация на достижение победы, тогда как женщины-спортсменки в большей степени стремятся к улучшению собственных результатов [4]. Это все сказывается на ведении самой игры, на применении различных игровых комбинаций и установок во время игры и непосредственно на командной игре в целом.

Цель работы: выявить гендерные особенности поведения мужчин и женщин в футбольной команде.

Объект исследования: футбол как командный вид спорта.

Предмет исследования: гендерная специфика футбольных команд.

Общая гипотеза: поведение мужчин и женщин в футбольных командах различно.

Для реализации поставленной цели и проверки общей гипотезы были поставлены следующие задачи: 

1.       Провести анализ литературы по гендерным исследованиям в психологии.

2.       Выявить на основе литературы по вопросам психологии спортивных команд, специфику командных видов спорта.

3.       Выявить психологические характеристики футбола.

4.       На основании изученной литературы описать гендерную специфику командных видов спорта.

5.       Выявить гендерную специфику футбола.

Практическая значимость. Теоретические результаты работы могут послужить основой:

- для разработки более эффективных планов тренировочных процессов, как для мужских команд, так и для женских;

- для выработки оптимальной стратегии поведения тренера в команде в процессе тренировок и самой игры;

- для поддержания стабильного психологического климата в команде среди членов команды;

-  для улучшения межличностного взаимодействия непосредственно самого тренера с членами команды;

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и таблиц. Основной текст занимает 19 страниц, список литературы составляет 16 наименований. В курсовой работе 2 таблицы. Общий объем работы – 27 страниц.

 

 

Глава 1. Гендерные исследования в психологии

 

 

 

Долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол - сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития, онтогенеза. Отсюда - расчленение категории пола на ряд более дробных понятий: генетический пол, хромосомный пол, гонадный пол, внутренний и внешний морфологический пол, репродуктивный пол и т.д. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными: на основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский (паспортный, акушерский или аскриптивный, т. е. приписанный) пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания), и т.д. Все эти обстоятельства накладываются на жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека. Одни ее аспекты заданы биологически, а другие зависят от культуры и воспитания (половая социализация), причем они могут расходиться другом.

Тем более не сводятся к биологии различия в социальном поведении мужчин и женщин. В первые два десятилетия ХХ в. немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин обычно подводили под рубрику "психологии пола" (psychology of sex), причем "пол" зачастую отождествляли с сексуальностью. В 1930-60-е гг. "психологию пола" сменила "психология половых различий" (sex differences); эти различия уже не сводили к сексуальности, но большей частью считали врожденными, данными природой. В конце 1970-х годов, по мере того, как круг исследуемых психических явлений расширялся, а биологический детерминизм ослабевал, этот термин сменился более мягким - "различия, связанные с полом" (sex related differences), причем предполагалось, что эти различия могут вообще не иметь биологической подосновы.

Соответственно менялись представления о мужских и женских качествах, а также способы их измерения. В репродуктивном процессе (продолжение рода) мужчина и женщина выступают как противоположные, альтернативные, взаимоисключающие и взаимодополнительные начала. Многие другие различия выглядят менее определенными, изменчивыми, даже факультативными. Конкретные мужчины и женщины бывают разными и по своему физическому облику, и по своим психическим свойствам, и по своим интересам и занятиям, а наши нормативные представления о "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (фемининности), хотя и отражают некие реалии, в целом являются не чем иным, как стереотипами общественного сознания. С появлением в 1930-х годах специальных психологических тестов для измерения маскулинности и фемининности эта проблема стала особенно острой, причем выяснились три важных обстоятельства.

Во-первых, конкретные мужчины и женщины обладают разными степенями маскулинности и фемининности. Они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или андрогинными, сочетающими в себе мужские и женские свойства.

Во-вторых, мужские и женские свойства многогранны и многомерны. "Мужское" телосложение может сочетаться с "женскими" интересами и чувствами, и наоборот, причем многое зависит от ситуации и сферы деятельности (деловая женщина может быть нежной в постели и агрессивной в бизнесе).

В-третьих, представления о маскулинности и фемининности, как и измеряющие их психологические тесты, покоятся не на строгих аналитических теориях, а на житейском здравом смысле и повседневном опыте: отдельные черты или свойства принято считать фемининными просто потому, что в доступном эмпирическом материале их чаще или сильнее проявляли женщины. Но это может зависеть не от биологии, а от среды и воспитания. Изменения, происходящие в социальном положении женщин и мужчин подорвали многие привычные стереотипы, побуждая рассматривать эти различия и вариации не как патологические извращения (перверсии) или нежелательные отклонения (девиации) от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.

В том же направлении развивались общественные науки, прежде всего - социология и антропология.

Усложнение проблематики потребовало от науки терминологических уточнений. В 1960-70-х годах социальные и психологические аспекты взаимоотношений между мужчинами и женщинами описывались в таких понятиях как "половая роль", "полоролевые ожидания", "половая идентичность". Эти термины ясно говорили, что речь идет не о природных, а о социальных, интерактивных отношениях, нормах и т.д. Но прилагательное "половой" несло за собой длинный шлейф нежелательных значений и ассоциаций. Во-первых, слово "пол" и его производные обычно ассоциируются с сексуальностью, хотя многие, даже явно биологические, процессы и отношения с ней не связаны ("секс" как фенотип и как деятельность - явления совершенно разные). Во-вторых, эта терминология вольно или невольно предполагает, что социокультурные различия между мужчинами и женщинами - только надстройка, форма проявления или способ оформления фундаментальных, базовых, универсальных различий, обусловленных половым диморфизмом ("анатомия - это судьба").

Чтобы избавиться от этих ассоциаций и преодолеть биологический редукционизм, ученые ввели в науку понятие гендер (английское gender, от лат. gens - род).

В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).

В общественных науках и особенно в феминизме "гендер" приобрел более узкое значение, обозначая "социальный пол", т.е. социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Научная терминология еще не устоялась. Слова "гендер" и "пол" и их производные часто употребляются учеными как синонимы. Вместе с тем их разграничение не лишено смысла.

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические. Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины.                                                 Личность мужчины и женщины в психологическом смысле характеризуется качествами, приобретаемыми и реализующимися в процессе общения, социального взаимодействия в контексте межличностных и общественных отношений. Для того чтобы адекватно понять природу и происхождение психологических различий между мужчинами и женщинами, нужно учитывать это обстоятельство. Поскольку в поведении человека биологические и социальные характеристики тесно переплетены, нельзя утверждать, что различия, обнаруживаемые в мужском и женском поведении, имеют однозначно биологическое происхождение. Для прояснения биологических и социально–психологических аспектов мужского и женского поведения американский психолог Р. Столлер [7] в конце 1960–х гг. предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социальному, за которым он предложил закрепить термин «гендер».

Использование термина «гендер» в качестве социально–психологического понятия было призвано подчеркнуть тот факт, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, т. е. существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них. С введением этого термина психологические черты женщин и мужчин, часто приписываемые только биологическим основаниям, получили объяснение посредством процессов аккультурации и социализации.

Информация о работе Гендерная специфика футбольных команд