Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:48, курсовая работа
Цель работы: выявить гендерные особенности поведения мужчин и женщин в футбольной команде.
Объект исследования: футбол как командный вид спорта.
Предмет исследования: гендерная специфика футбольных команд.
Общая гипотеза: поведение мужчин и женщин в футбольных командах различно.
Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Гендерные исследования в психологии …………………………………… 6
Глава 2 Гендерная специфика футбольных команд ……………………………….. 13
2.1. Специфика командных видов спорта …………………………………… 13
2.2. Психологическая характеристика футбола ……………………………... 16
2.3. Гендерная специфика командных видов спорта ……………………….. 19
Вывод ………………………………………………………………………………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………………. 26
Список литературы …………………………………
Петерсон с соавторами [4] представили обобщенный портрет спортсменки в командном виде спорта, который включал такие черты, как уравновешенность, практичность, надежность и интерес к текущим событиям. Кроме того, в командных видах спорта, как было установлено в этом же исследовании, женщины реже следуют своим причудам или прихотям и более искушены в житейских делах, чем представительницы индивидуальных видов спорта.
К чертам личности, имеющим важнейшее значение для спортсмена в команде, относят: высокий уровень агрессивности, высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера. Кроме того, выделяют: тревожность, уверенность в себе, самоконтроль или эмоциональная устойчивость, спортивная внешность и интеллектуальный уровень. Мужчины временами подвержены аффективным переживаниям. Их отличают богатство эмоциональных проявлений.
Важно отметить, что мужчины чаще планируют будущее, у них хорошее ощущение времени и пространства. Женщины же, в основном, ориентируются на настоящее, при отсутствии ощущения времени.
Мужчины чаще видят различия, а женщинам ближе видение сходства. В отличие от женщины мужчина чаще ориентирован на восприятие деталей, а не на весь образ в целом. У женщин чаще отмечается тенденция к осторожности и ригидности. Многие психологические черты, наблюдаемые у спортсменов, не являются врожденными, они воспитываются и закрепляются только во время занятий профессиональным, целенаправленным спортом.
У спортсменов мужчин можно наблюдать высокие мыслительные способности, широкие интеллектуальные интересы, быструю обучаемость и образованность. У мужчин доминируют отрицательные эмоции и контроль над ощущениями, в отличие от женщин, которые живут своими ощущениями, переживаниями, при отсутствии контроля над ними. Спортсменки в большей степени ориентированы на рефлексию.
Молодые люди мужского пола более склонны к занятиям спортом, чем молодые люди женского пола, у них более развит дух соперничества, они более амбициозны, устойчивы к стрессу. Кроме того, потребность в двигательной активности у лиц мужского пола выражена больше, чем у лиц женского пола.
И. И. Щербаков [15] выявил различия в мотивах занятий физическими упражнениями взрослых мужчин и женщин.
Таблица 1
Мотивы занятий физической культурой (процент случаев)
Пол | Укрепление здоровья и физическое совершенствование | Культурно-развлекательный мотив | Мотив спортивного совершенствования |
Мужчины | 60,9 | 24,3 | 14,9 |
Женщины | 72,8 | 21,1 | 5,3 |
Как видно из таблицы 1, для женщин более значимо укрепление с помощью физических упражнений здоровья, а для мужчин – спортивное совершенствование.
Для девушек более значимы мотивы социально-эмоциональный (стремление к тренировкам и соревнованиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности) и эмоционального удовольствия (мотив, отражающий радость движения и физических усилий). Для юношей – социально-моральный (стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером) и социального самоутверждения (стремление проявить себя, выражающееся в том, что достигаемые успехи рассматриваются и переживаются с позиции личного престижа, как возможность заслужить уважение знакомых и зрителей). Незначимыми для юношей и девушек оказались мотивы физического развития и подготовки к профессиональной деятельности.
Типичный для мужчин процесс социализации в большей степени, чем для женщин, предусматривает занятия спортом, поскольку способствует формированию таких качеств личности, которые стереотипно воспринимаются как мужские — сила, настойчивость, целеустремленность, мужественность и т.д. Хотя в последнее время женщины активно вовлекаются в спорт, тем не менее, до сих пор существуют определенные виды спорта, которые характеризуются как более предпочтительные для мужчин или женщин. Агрессивный физический контакт — имидж мужского спорта, в то время как грация и элегантность — характеристики типичной спортсменки женщины. Существуют виды спорта, репрезентирующие образы, относящиеся к стереотипам маскулинности (мужественности, жесткости, силы, проявлений агрессивности во взаимодействии с противником) — к ним относятся различные виды единоборств, и феминности, где необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм — например, бальные танцы, фигурное катание.
Сравнение выраженности маскулинности и фемининности среди представителей «мужских» и «женских» видов спорта, проведенное С. В. Афиногеновой [1], показало, что среди лиц мужского пола, занимающихся «мужскими» видами спорта (бокс, футбол, тяжелая атлетика, борьба, метания), превалировали маскулинные спортсмены – 58,0 %, количество же лиц фемининного – 14,0 % и андрогинного типа – 28,0 % было значительно меньшим. В общем, это и неудивительно. Гораздо интереснее было сравнить выраженность психологических половых типов у спортсменок, занимающихся «мужскими» и «женскими» видами спорта.
Среди спортсменок, занимающихся «женскими» видами спорта, превалировали фемининные, андрогинных было чуть больше одной трети, а маскулинных было меньше всего – 15 %.
Таблица 2
Выраженность психологического пола у спортсменок, занимающихся «мужскими» и «женскими» видами спорта (процент случаев)
Психологический пол | Женские виды спорта | Мужские виды спорта |
Маскулинный | 14,6 | 34,0 |
Андрогинный | 34,2 | 34,0 |
Фемининный | 51,2 | 32,0 |
Иным было распределение этих типов среди спортсменок, занимающихся «мужскими» видами спорта: лица с различным психологическим полом распределись примерно в одинаковом числе процентов, при этом маскулинных стало больше в два раза, соответственно фемининных стало меньше. Таким образом, очевиден сдвиг в сторону маскулинности у спортсменок, занимающихся «мужскими» видами спорта. Опрос спортсменок, занимающихся «мужскими» и «женскими» видами спорта, показал [1] некоторые различия в мотивах выбора этих видов спорта. Причиной выбора девушками «мужских» видов спорта является развитие физических качеств силы и быстроты, командный дух и общение (в спортивных играх), а «женских» видов спорта – красота фигуры и движений, укрепление здоровья.
Многие девушки и женщины стремятся освоить «мужские» виды спорта из-за желания доказать свое социальное равноправие с мужчинами и свою биологическую полноценность. В настоящее время женщины занимаются тяжелой атлетикой, разными видами борьбы, хоккеем с шайбой, футболом, регби, прыжками на лыжах с трамплина, тройным прыжком и прыжками с шестом, метанием молота, культуризмом. При этом наблюдается явное пренебрежение некоторых лиц женского пола (особенно юных) своим здоровьем.
В женских командах нами выявлена отрицательная взаимосвязь статуса с андрогинным поведением, это свидетельствует о том, что чем менее спортсменка демонстрирует такое поведение, тем более будет повышаться ее статус в группе. В мужских группах корреляция статуса с андрогинным типом отрицательная, но не значимая, из этого следует, что статус игрока в мужской группе не зависит от выявленного типа самоидентификации.
Спортивное совершенствование женщин и мужчин в футболе возможно лишь при условии учета особенностей присущих организму данного контингента. Женский организм отличается от мужского строением тела, особенностями функционирования отдельных органов и систем, переносимостью мышечных нагрузок, своеобразностью работы над развитием двигательных качеств и т.д. Женщины легче выполняют упражнения на равновесие, они более выносливы в единоборствах внизу и вверху, лучше осваивают приемы техники игры, особенно финтов. В то же время, сила ударов женщин по мячу значительно уступает силе ударов мужчин-футболистов. У женщин ниже показатели простых и сложных реакций, особенно реакции с выбором. Это означает, что у них несколько замедлено восприятие игровых ситуаций, выбор решений в непрерывно изменяющейся игровой обстановке, что часто, как известно, бывает причиной тактических ошибок [13]. Женщины менее подвержены эмоциям, менее вспыльчивы, чем мужчины. Но в конфликтных ситуациях на поле и мужчины, и женщины ведут себя одинаково: начиная от словесных перепалок заканчивая дракой. Женщины в большей степени зависят от настроения, чем мужчины. Это может сказываться на тренировочном процессе и на игре команды в целом. Мужчины более ориентированы на прогнозирование исхода какого-либо игрового эпизода, чем женщины.
Выводы
1. Гендер - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
2. Показана специфика командных видов спорта. Данная специфика заключается в наличии у команды таких характеристик как автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность, структурность, стабильность, референтность и т.д. Также к особенностям командных видов спорта можно отнести тот факт, что они развивают такие важные способности как: действовать сообща, считаться с общими интересами, находить компромиссы, конструктивно воспринимать критику.
3. Существуют гендерные особенности в командных видах спорта, которые проявляются на всех этапах формирования, становления, развития, совершенствования спортивных команд. Также важно отметить наличие различий: в мотивации, в целях и задачах спортивного процесса и как следствие различия в построении тренировочного процесса и самой игры.
4. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. При игре в футбол так же необходимы высокая способность приспособления психики к самым разнообразным воздействиям, творческая реализация двигательных возможностей на основе антиципации, высокая степень коллективной интеграции и дисциплины, владение своими эмоциональными переживаниями.
5. Показана гендерная специфика футбольных команд. Данная специфика, в первую очередь, имеет в своей основе физиологические особенности и различия мужского и женского организма. Отсюда вытекают и различия в психологических и поведенческих характеристиках игроков в процессе межличностного взаимодействия в команде, в подготовке к соревнованиям и ведении самой игры.
Заключение
Итак, наличие различий между мужчинами и женщинами, которые занимаются командными видами спорта, и в частности футболом, установлено. Эти различия заключаются как в физиологических, так и в психологических особенностях пола. То, как себя ведут мужчины и женщины влияет на психологический климат в команде, на тренировочный процесс и непосредственно на саму игру. Поэтому важно учитывать гендерные особенности поведения при построении тренировочного плана и при подготовке к различным соревнованиям. С целью повышения эффективности игрового процесса, работоспособности команды тренеру следует более внимательно изучить данные особенности и на основании этого выработать оптимальную стратегию поведения в команде. С этой же целью также весьма полезна будет работа штатного психолога.