Гнев как эмоциональное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:20, реферат

Краткое описание

Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Эмоция гнева сыграла, безусловно, важную роль в преодолении некоторых из этих препятствий, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Подавление эмоции гнева является неоправданным и неразумным. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей.

Содержание

Введение

Глава 1. Психологическая природа гнева

1.1. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в зарубежной психологии. Теории агрессивности.
1.2. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в отечественной психологии. Теории агрессивности.
1.3. Виды гнева
1.4. Методы изучения гнева
1.5. Работа психолога по борьбе с гневом
1.6. Особенности гнева на разных этапах онтогенеза

Глава 2. Экспериментальное изучение проявления гнева.

Глава 3. Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферет гнев по общей психологии2.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

Однако при всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Таким образом, не существует единого мнения на определение агрессии и причины ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, а  затрагивает только определенный аспект проблемы.

Проявление  особенностей агрессивного поведения  подростков    

 

Одним из самых сложных  периодов в онтогенезе является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательные негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности. Свертывание прежде установившейся системы интересов и протестующий характер поведения  по отношению к взрослым. С другой стороны, этот возраст отличается массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразным и содержательным становится его отношение с другими детьми и взрослыми, значительно изменяется и качественно расширяется сферы его деятельности, развивается ответственное отношение  к себе, другим людям.  Определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание, оно и другие изменения, связаны с развитием организма, оказывает свое влияние на  психическое развитие. Тревожащие моменты в поведении подростка -  такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность  принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно – группового общения, складывающегося в различных компаниях.

В современной психологии сказано,  что человек не рождается  эгоистом или альтруистом, скромным или хвастуном, атеистом или религиозным – он становится таким. Ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, является не биологические свойства, а недостатки семейного воспитания.

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых.  Он стремится  играть определенную роль среди сверстников и старших. Во взрослом сообществе утверждается позиция, препятствующая развитию социальной активности подростков – ребенок должен слушаться.  В результате складывается между взрослыми и подростками психологический барьер, стремясь преодолеть который,  многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения,  желая привлечь на себя внимание, показать, что Я изменился, что у Меня есть свои права и обязанности.

Сущность агрессивного поведения проявляется в  анализе  его мотиваций.

Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера – гнев, месть враждебность, злость, отвращение, возмущение, страх, тревожность, вина.  Агрессивное поведение, связанное с этими эмоциями, которые выражаются в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах отчасти изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества.

Одна и та же эмоция, по-разному,  влияет на разных людей, она оказывает разное влияние на  одного и того же  человека в целом.  Они воздействуют на уровень электической активности мозга,  на напряжение мышц, лица, тела, на функционирование кровеносной, дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира: от  яркого и светлого -  к темному и угрюмому; наши действия -  от неадекватных к искусственным  и целесообразным.

Индивидуальные особенности, различие эмоциональных порогов  у детей, влияют на частоту, с которой они выражают свои эмоции, определяют характер реакций на них  у окружающих. Характер же реагирования на эмоциональное поведение детей обусловливает их экспрессивный стиль, личностные особенности.  Чувства, эмоции, переживания, порождаемые внешними и внутренними причинами, выражаются у человека  обычно в той форме, принятой  в той культуре, к  которой он принадлежит.  Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые  в различных институтах социализации, в том числе не только семьи, школы, но и СМИ.

Данные современной  науки убеждают, что  агрессивный  подросток –  это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность.

Черты, качества агрессивности  он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.  Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Так же могут влиять   и природные особенности  - его темперамент, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение держать себя. Подросток ищет выхода внутреннему напряжению.

В науке осуществлялись попытки типологии по  раскрытию  причин агрессивности подростков. При этом одни исследователи полагают, что необходимо базироваться на психодинамических  различиях, другие берут за основу их особенности психосоциального  развития.

Примером такой типологии  являются:                      

  • Первая группа – подростки с психопатическими чертами характера.
  • Вторая группа -  дети с задержкой умственного развития.
  • Третья группа – подростки не имеющие патологических отклонений, но не правильно воспитанные, безнравственные.

 

П.П. Бельский, исходя из мотивации и поведения подростков, предложил:

  • Подростки, стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные потребности.
  • Слабовольные дети, поддающиеся внушаемости.
  • Подростки, действующие под влиянием истории.

 

И.А.Невский предлагал  следующие:

  • Подростки с педагогической запущенностью.
  • Подростки с социальной запущенностью.
  • Подростки с крайней социальной запущенностью.

 

С.Я. Беличева выделила группы:

  • Подростки глубоко педагогически запущены, их суждения примитивны, поверхностны их процессы внимания, запоминание ослабленное.
  • Дети характеризуются аффективными нарушениями, они раздражительны, озлобленны, гневливы, проявляются истеричные формы поведения.
  • Подростки развязные, конфликтные.

Истоки агрессивности  лежат  в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом), в меньшей мере со сверстниками, учителями.

В отечественной психологии большое  внимание уделяется агрессивности как черте личности, в связи с темпераментом.

Левитов Н.Д. рассматривает агрессивность  как качество личности; полагает, что  развитие агрессивности зависит  от общественных условий. Для диагностики  предлагает обратить внимание на анализ мотивов для различения инструментальной и ипедиатеренной агрессии.

Агрессивность имеет 3 компонента: познавательный, эмоциональный, волевой. Познавательный компонент проявляется в ориентировке, требующей понимание ситуации, выделение  объекта для нападения. Эмоциональный компонент связан с гневом, недоброжелательностью, злостью. Волевой компонент связан с целеустремленностью, настойчивостью, решительностью, смелостью и инициативностью. Эти компоненты могут сочетаться в различных вариантах и в связи со свойствами темперамента (эмоциональностью, подвижностью, интраверсией и экстраверсией). Отдельно рассматривается состояние беспокойства - тревоги. Имеет место вторичная обусловленность общественными факторами и психологическими свойствами индивида.

По мнению Славиной агрессивность  как черта личности формируется  под влиянием аффекта неадекватности: под этим понимается расхождение  между уровнями притязаний и возможностей, что вызывает неудовлетворенность  потребности и как следствие  фрустрацию. Следовательно, агрессия может носить функцию защитной реакции, помогающей оградить себя от неожиданных воздействий действительности и сохранить удовлетворительное отношение к себе.

О.П. Елисеев рассматривает  агрессивность как психодинамическое  свойство реактивности личности наряду с экстраверсией - интраверсией, тревожностью (не) склонность к избеганию), экстрамунитивность (не) склонность к раздражительным реакциям в ситуациях фрустрации), фрустрированность (не) склонность к разрушению индивидуального стиля деятельности), ригидность-фиксибильность (не) склонность к “застреваемости” в ситуациях однородной стимуляции действий), психотизм и т.д. Проблемы агрессивности в своих работах касались А.С. Залупеный,  С.В. Еникопопов, В.В. Знаков, Г.М. Андреева и многие другие.

 

 

 

1.3.   Виды  гнева

 

В американской психологии принято различение внешнего и внутреннего гнева. Первый вид связан со склонностью человека к внешнему выражению гнева в виде прямой или косвенной физической и вербальной агрессии, второй вид — с переживанием гнева без его внешнего проявления (т. е. без агрессии). Использование специально созданной шкалы показало, что эти два вида гнева независимы и ортогональны.

При соотнесении внутреннего  и внешнего гнева с гневом-чертой и состоянием оказалось, что внешний  гнев достаточно высоко коррелирует с темпераментом в гневе-черте, и есть небольшая корреляция обеих экспрессивных подшкал со вторым элементом гнева-черты – гневной реакцией. Это означает, что лица с гневным темпераментом больше склонны выражать свой гнев вовне, а не подавлять его, а те, кто часто испытывает гнев, в одинаковой степени склонны выражать и подавлять его.

Также различают такие  виды гнева как:

 

  • Гнев на самого себя

Такой гнев проявляет  себя тем, что в голове включается негодующий внутренний голос, который обвиняет и обзывает нас  же самих:

- Какой же ты нескладный. Ну что ты за размазня такая.  Ты ничтожество и неудачник.

 

  • Гнев на другого человека.

А этот гнев проявляет  себя тем, чтобы самоутвердиться, защитить свою жизненную позицию и отбить все атаки на свое жизненное пространство.

 

 

  • Гнев навесь мир

Этот гнев пробуждается в нас, когда мы хотим подчинить  окружающую реальность своим желаниям, а не подчиниться окружающей действительности.

 

1.4.   Методы  изучения гнева

 

«Опросник Басса-Дарки»

 

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

    1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
    2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
    3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
    4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
    5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
    6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
    7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
    8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

Опросник

    1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
    2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
    3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
    4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
    5. Не всегда получаю то, что мне положено.
    6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
    7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
    8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
    9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
    10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
    11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
    12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
    13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
    14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
    15. Часто бываю не согласен с людьми.
    16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
    17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
    18. В раздражении хлопаю дверьми.
    19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
    20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
    21. Меня немного огорчает моя судьба.
    22. Думаю, что многие люди не любят меня.
    23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
    24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
    25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
    26. Я не способен на грубые шутки.
    27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
    28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
    29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
    30. Довольно многие завидуют мне.
    31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
    32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
    33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
    34. От злости иногда бываю мрачным.
    35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
    36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
    37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
    38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
    39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
    40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
    41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
    42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
    43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
    44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
    45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
    46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
    47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
    48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
    49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
    50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
    51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
    52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
    53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
    54. Неудачи огорчают меня.
    55. Дерусь не реже и не чаще других.
    56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
    57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
    58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
    59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
    60. Ругаюсь только от злости.
    61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
    62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
    63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
    64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
    65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
    66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
    67. Часто думаю, что живу неправильно.
    68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
    69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
    70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
    71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
    72. В последнее время я стал занудой.
    73. В споре часто повышаю голос.
    74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
    75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Информация о работе Гнев как эмоциональное состояние