Готовность и подготовка студентов к созданию семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель данной работы – определить готовность людей к брачным отношениям в ранней взрослости.
Объектом работы являются студенты в возрасте 20-22 лет.
Предмет – психологическая готовность к браку.
Задачи:
изучить теоретические аспекты брачных отношений;
выявить степень подготовки молодежи к браку;
исследовать степень готовности студентов к созданию семьи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные теоретические аспекты семейных отношений……………………...5
1.1. Понятие брака и брачных отношений…………………………………………5
1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений…………………………………7
2. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи………………………..9
2.1. Подготовка к семейной жизни…………………………………………………9
2.2. Устойчивость семейных отношений…………………………………………14
2.3. Правовые нормы брачно-семейных отношений…………………………….19
3. Исследование…………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaya.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Основные теоретические аспекты семейных отношений……………………...5

1.1. Понятие брака и брачных  отношений…………………………………………5

1.2. Ресурсы и перспективы брачных  отношений…………………………………7

2. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи………………………..9

2.1. Подготовка к семейной жизни…………………………………………………9

2.2. Устойчивость семейных отношений…………………………………………14

2.3. Правовые нормы брачно-семейных  отношений…………………………….19

3. Исследование…………………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………………25

Приложение…………………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

И конечно, не всегда процесс  перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут  появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Но сейчас такое время, когда  большинство молодёжи вступают в брак, не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и  делают это без согласия  родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

С теоретической точки  зрения объективно-дистантное рассмотрение брака не только задает отчужденность  в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепок брак — крепка держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не приходится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плавание.

Гипотеза: особенностью готовности к браку современной  молодёжи является: неадекватность ролевых  ожиданий будущих супругов, потребительская   нереалистичность.

  Поэтому цель данной  работы – определить готовность людей к брачным отношениям в ранней взрослости.

Объектом работы являются студенты в возрасте 20-22 лет.

Предмет – психологическая  готовность к браку.

Задачи:

    • изучить теоретические аспекты брачных отношений;
    • выявить степень подготовки молодежи к браку;
    • исследовать степень готовности студентов к созданию семьи.

Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные теоретические  аспекты семейных отношений

 

    1. Понятие брака и брачных отношений

 

В современном мире понятие  отношений используется во многих сферах жизнедеятельности человека. Отношения  бесконечно разнообразны.

Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения  действительности, результат взаимодействия человека со средой. Выделяют отношения пространственные, временные, причинно -следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания и прочее.

Особый тип отношений  составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:

  1. на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые и семейные;
  2. на уровне занятых некой деятельностью - отношения производственные, учебные;

     3. на уровне  взаимосвязей между людьми в  группах – межличностные отношения

      4. отношения  внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки человека  по отношению к себе.

При рассмотрении типов отношений возникает вопрос: «К какому типу отношений можно отнести брачные отношения? К межличностным или к отношениям на уровне социальных общностей»? Если рассматривать брачные отношения как межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний в ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Брак является общественным механизмом, предназначенным для  регулирования и управления теми многочисленными человеческими  отношениями, которые вытекают из физического  факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных  половых отношений. 

2. Регулирование передачи  и получения наследства, правопреемства  и общественного порядка, что  является его более древней  и изначальной функцией.

Создаваемая в браке  семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно  отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как  организм, способный существовать и  функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.

Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений.

 

    1. Ресурсы и перспективы брачных отношений

 

На наш взгляд ресурс - это то, с что уже имеется в брачных отношениях, то, что позволяет строить их межличностные взаимоотношения и то, что может предопределить перспективы развития брачных отношений. То есть это тот набор, который состоит: выработанных стереотипных реакций, приобретенных в системе своей семьи и скорректированные влиянием референтной группы, физическим и психологическим здоровьем, физическим возрастом, временной длительностью брачных отношений, правилами сексуальных отношений, отношением детей к родителям, и многое другое, независимо от того какая это семья, но ресурсами семья обладает во всех случаях. Сами супруги, пожалуй, могут и не осознавать, всех граней своих ресурсов, поэтому задача психотерапевта изучить имеющиеся ресурсы брачных отношений и в соответствии с этим выстроить концепцию перспектив развития брачных отношений.

В процессе брачных отношений  ресурс может изменяться в том  или ином качестве, например либо истощаться, либо пополняться, обновляться. И, как  правило, перспективы брачных отношений  напрямую связаны с ресурсами, а  именно с качеством изменения ресурса.

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые  проходит любая семья. Семейная система  должна создаться и завершиться. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, является некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, изменение физического возраста и соответственные изменения стадий психического развития. Как любое другое развитие, брачные отношения претерпевает в процессе развития периоды: кризиса и стабилизации отношений.

Брачные ресурсы и  перспективы развития рассматриваются  многими теоретическими направлениями, но все соглашаются с тем, что брачные ресурсы претерпевают изменения в процессе прохождения жизненного цикла семьи и стратегия построения перспектив развития брачных отношений будут четко определены, если можно будет определить имеющиеся ресурсы, их качество на определенных этапах развития семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи

 

    1. Подготовка к семейной жизни

 

        Как известно (к сожалению или  к счастью), осуществляющаяся в                   старших классах подготовка к  семейной жизни является последним  по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного                   возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на  повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в  “список” этого необходимого? По мнению специалистов в этот  “список” входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного                   возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни,                   основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец,                   освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего                   хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.                   Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни.

         Начнем с осознания социальной  сущности семьи, т.е. того, что,  будучи                   по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется                   законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении                  К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению                   брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам                   брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и   изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности  брака”. Дело в том, что исходным моментом готовности человека                   к браку и семье является деятельное понимание им общественной                   значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к                   формализованным, достаточно регламентированным и, главное,                   обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров                   оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего                  чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием                   новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.                   Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной                   ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном  воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из                   наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе                   взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их                   довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И   именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.         Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо                   именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и                   плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического                  облика будущего гражданина современного общества. Почему                   именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни                   одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и                   матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка,  но гражданина и человека. Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи - репродуктивной. Главное здесь - воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться  полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту “общественную нагрузку”.

Информация о работе Готовность и подготовка студентов к созданию семьи