Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 03:04, контрольная работа
Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в "обществе потребления" сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения - с другой.
Введение………………………………………………………………….…..…..3
Гуманистическая психология как наука…………………………..……..4
Предшественники………………………………………………….….…..6
Создание гуманистической психологии…………………………….…...7
Влияние контркультуры………………………………………………….8
Движение групп встреч…………………………………………………...9
Трансперсональная психология………………………………………….11
Другие аспекты гуманистической психологии………………………....12
Сексулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии………………………………………………………………...13
Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени………………………………………………………………….…14
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………………………………………..……..17
Факультет Психологии, педагогики и права
Специальность: Психология
Заочное отделение
Контрольная работа
Дисциплина: Гуманистическая психология и психотерапия
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Гуманистическая психология - не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С.Джурарда, "гуманистическая психология - это цель, а не доктрина". Иначе говоря, это "ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели" (Ф.Северин).
Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского, общества в период после Второй мировой войны. Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в "обществе потребления" сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения - с другой.
Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Гуманистическая психология — это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теоретическая перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии гуманистическая психология содержится некое противопоставление научной психологии. В большинстве своих проявлений она отдает приоритет человеческому опыту и наполненной смыслом жизни разумного общества, которое соприкасается с ее воплощениями в произведениях искусства и документальных источниках прошлого и современности. Большинство сторонников этого направления занимались (и занимаются) психотерапией, обеспечивающей привилегированный доступ к человеческому опыту, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста и изменения.
Каждое новое направление
в науке определяет свою программу
через противопоставление установкам
уже утвердившихся школ. В данном
случае гуманистическая психология
усматривала неполноценность
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
2. Предшественники
1920—1930-х гг., в американской
психологии господствовал
Тем временем все еще господствовавший в американской психологии бихевиоризм, в его утонченной версии Джона Долларда и Нила Миллера, стремился найти почву для объединения с психоанализа (находившимся тогда на вершине славы) и, по существу, оставался в оппозиции взглядам на личность Оллпорта и Келли, которые отвергали как механистические положения бихевиоризма, так и биологический редукционизм классического психоанализа. Психология личности, оформившаяся после Второй мировой войны в относительно самостоятельное направление, и стала той питательной средой, из которой возникла гуманистическая психология.
3.Создание гуманистической психологии
Конференция, состоявшаяся в 1964 г. в Олд-Сейбруке, штат Коннектикут, дала начало гуманистической психологии как общественному движению в психологии. Активное участие в нем принимали выдающиеся представители психологии личности и других гуманистических дисциплин: Гордон Оллпорт, Генри Мюррей, Гарднер Мёрфи и Джордж Келли из поколения отцов-основателей; Шарлотта Бюлер, представлявшая европейскую традицию исследований, которую позже стали называть «перспективой времени жизни» (или «перспективой жизненного пути»); Жак Барзун и Рене Дюбуа — представители гуманизма в литературе и биологии; а также Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй, ставшие интеллектуальными лидерами этого движения.
Роджерс, Маслоу и Мэй определили первоначальный характер гуманистической психологии и по сей день остаются ее самыми уважаемыми фигурами. С точки зрения Роджерса, функционирование человека предполагает наличие внутренних тенденций к самоактуализации. Эти тенденции могут блокироваться различными превратностями социализации, однако их можно разблокировать в тех случаях, когда отношение «терапевт—клиент» характеризуется безусловным положительным принятием, правильным эмпатическим пониманием, искренностью и полнотой. Маслоу начал свой путь в психологию с изучения поведения обезьян. Под влиянием идей Курта Гольдштейна Маслоу развил иерархическую модель мотивации человека, согласно которой физиологические потребности должны быть удовлетворены прежде всего и только затем наступает очередь потребностей в безопасности и защите, в принадлежности и любви и в уважении. Кроме того, и Роджерс и Маслоу воспринимали самоактуализацию как эмпирический принцип и как нравственный идеал. Они разделяли романтические воззрения Жан-Жака Руссо, утверждавшего, что человек по своей природе добр, только испорчен обществом, в отличие от гоббсианского взгляда Фрейда, считавшего природу человека противоречивой, с неизбежной примесью зла, и от бихевиористских утверждений в духе Локка о податливости человека средовому программированию.
Находясь под сильным влиянием теологии культуры Пауля Тиллиха, Мэй привнес в Г. п. европейскую струю экзистенциалистской и феноменологической мысли. Его книги вводили американских психологов в круг идей, берущих начало от Кьеркегора и Хайдеггера, в то время как в более поздних своих работах, рассчитанных на широкий круг читателей, он уделял пристальное внимание трагическим по своей сути сторонам положения человека в мире. За подходом Роджерса, придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного человека, закрепилась слава «феноменологического».
4.Влияние контркультуры
Образование гуманистической психологии как «Третьей силы» практически совпало с возникновением контркультуры «детей цветов» и употребляющих наркотики «хиппи» — феномена 60-х.
В психол. аспекте, контркультура обладала рядом черт, созвучных идеям гуманистической психологии. Прежде всего, ее отличал индивидуализм: стремление каждого реализовать себя, фактически ни во что не ставя взаимную зависимость и не связывая себя обязательствами перед др. людьми. Была в ней и сентиментальная вера в способность чел. к совершенствованию, сочетающаяся с пренебрежительным отношением к политическим и этическим способам улучшения существующей жизни среди несовершенных созданий, находящихся в противоречии с самими собой и с окружающими. Был в ней и акцент на важности самораскрытия. Люди искали легкой, но поверхностной близости, пытаясь обойти стороной тот труд, к-рый требуется для создания и поддержания заботливых личных отношений. Особая важность придавалась жизни здесь и сейчас, когда прошлое обесценивалось, а будущее не связывалось ни с какими планами, что плохо сочеталось с самоконтролем и обязательствами перед собой и др. людьми. В том же ряду стоял гедонизм, к-рый подразумевается, когда живешь в состоянии здесь и сейчас, с минимальным грузом моральных обязательств. И наконец, иррационализм, проявлявшийся в пренебрежении возможностями науки и рационального решения проблем, в полагании на интуицию, а не на факты, в слепом влечении к оккультизму и в прославлении наркотического «кайфа».
Основатели гуманистической психологии не стояли на позициях «антинауки». Они скорее стремились выправить уклоны бихевиоризма и психоанализа, чтобы создать психологию, более правдиво отражающую человеческую жизнь и более полезную для ее улучшения.
5. Движение групп встреч
Движение групп встреч, которое оказалось в центре внимания гуманистической психологии в 60—70 гг., имело несколько источников. Одним из них была работа Я. Л. Морено, психиатра мессианского толка из Австрии, который до 1920 г. писал о психологических «встречах» и использовал в практике спонтанный театр психодрамы (его термин), который он впоследствии продвигал в Америке в качестве психотерапевтического метода. Другим источником был тренинг сензитивности, созданный Куртом Левином и его учениками. Левин был представителем «теории поля» в психологии. Он, фактически, является создателем современной американской социальной психологии и, кроме того, автором методики практического обучения людей умениям налаживать и поддерживать взаимоотношения — т. н. «самообучающихся групп», в которых психолог исполняет роль не «руководителя», а «фасилитатора» (т. е. человека, оказывающего профессиональную помощь и поддержку членам группы). Тренинг сензитивности стал полноправным направлением, независимым от академической соц. психологии и все более тесно связываемым с индустриально-организационной психологией по мере ее становления. Некоторые аспекты этого направления впитало в себя движение групп встреч. Третьим источником стала гештальт-терапия, представленная в Эсаленском институте ее главным разработчиком Фрицем Перлзом: групповой подход, в котором терапевт играет самую активную роль, используя разнообразные методики (включая разыгрывание ролей), с тем чтобы сосредоточить участников на целостном эмоциональном переживании «здесь и сейчас».
Информация о работе Гуманистическая психология и психотерапия