Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28

2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками

Заключение 53

Список использованных источников 55

Вложенные файлы: 1 файл

ленина.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

     Поведение девиантных подростков характеризуется непоследовательными поступками, нередко отгороженностью от окружающих, недоверчивостью, трудностями адаптации в новых условиях. Степень выраженности девиантности поведения имеет широкий диапазон - от легких отклонений в поведении, стоящих на грани с нормой, до патологических состояний, когда речь может идти о бродяжничестве, сексуальной расторможенности, склонности к воровству и т.д.

     Вместе с тем девиантное поведение особых подростков, расцениваемое как проявление заболевания, в некоторых своих вариантах, например склонность к воровству, может трансформироваться в делинквентное, т.е. преступное, в результате чего подростки с делинквентным поведением перестают   быть   только   пациентами   психиатров   и   становятся   на  учет   в милицию [29].

     Выстраивается как бы целая цепочка все более усложняющихся проявлений эмоциональных и поведенческих нарушений, которые требуют включения в систему наблюдения девиантных подростков различными специалистами (психологов психиатров, педагогов воспитателей, социальных работников и т.д.).

     В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются особенности акцентуации характера. По существу акцентуации - это крайние варианты нормального характера. Лишь в отдельных случаях эти особенности напоминают психопатии, то есть патологически аномалии характера.

     В то же время акцентуации могут быть предрасполагающим фактором для развития невротических реакций, неврозов, патохарактерологических особенностей и т.д. В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации характера - явная и скрытая.

     Явная акцентуация характеризуется наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность тех или иных черт характера не мешает в целом удовлетворительной социальной адаптации. В трудных ситуациях могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении подростков.

     Скрытая акцентуация может быть отнесена к обычным вариантам нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать порою неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций. Проявление тех или иных черт акцентуации не приводит к заметной социальной дезадаптации [3].

     В зависимости от акцентуации психологи выделяют следующие характеры: циклоидный, лабильный, гипертимный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный. Но некоторые акцентуации предрасполагают к отклонениям. Например, побеги из дома, бродяжничество - это прерогатива гипертимного типа личности. Жажда приключений, страсть к рискованным предприятиям, некритичность к неудачам могут привести к конфликту с законом. В отношениях со сверстниками такие подростки обычно претендуют на лидерские функции. Высокое мнение о себе, непомерные притязания как бы блокируют развитие критичности, мнение других людей обесцениваются. Истероидный тип подростков отличается   чрезмерным эгоцентризмом и стремлением обратить на себя внимание окружающих, вызвать удивление и почитание. С этой целью они часто прибегают ко лжи и фантазированию. Во всех их поступках сквозит неестественность и театральность. Чувства истероидов поверхностны, неглубоки и непостоянны. Такие подростки склонны преувеличивать свою приверженность к алкоголизации или употреблению наркотиков [3].

     Подростки так называемого эпилептоидного типа личности склонны к аффективной взрывчатости, сексуальным эксцессам, озлобленности и жестокости, иногда с элементами садизма. Окружающий мир такой подросток воспринимает мрачно, как источник неприятных перемен, ненужных конфликтов. Охотно создает компанию из слабых, в которых поддерживает свой авторитет на чувстве страха. Характерной чертой неустойчивого типа является безынициативность, легкая подчиняемость другим, неумение довести до конца начатое. Убегают с уроков, легко попадают в компанию асоциальных подростков, рано начинают курить, употреблять спиртные напитки. Рано приобретают сексуальный опыт, склонны к извращениям. Поэтому своевременное обращение к специалистам позволяет родителям и педагогам получить соответствующие рекомендации по воспитанию подростка, исходя из присущего ему типа акцентуации. Это в свою очередь даст возможность предупредить отклонения в поведении. Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как правило, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации подростки оказываются самыми социально неустойчивыми и незащищенными слоями населения. Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений и увеличением других антиобщественных действий. Ранняя алкоголизация часто возникает поначалу как одно из проявлений девиантности. Не случайно среди девиантных подростков, состоящих на учете в милиции, 38 % злоупотребляют алкоголем.

     Первые выпивки совершаются, как правило, тайком от взрослых со «своей» группой сверстников. Мотивами здесь служат и нежелание «отстать» от товарищей, и любо­пытство, и ложно понимаемый путь к взрослости. Но при повторных выпивках может появиться новый мотив - желание испытать «веселое настроение», чувство расторможенности, самоуверенности и т.п. Тогда алкоголизация становится формой токсикоманического поведения. С той же целью и также в компании товарищей могут, использоваться не алкоголь, но и другие дурманящие средства, способные вызвать необыч­ное повышение настроения или дать испытать неизведанные еще дотоле ощущения и переживания вплоть до галлюцинаций. Однако алкоголь в современных условиях остается наиболее распространенным и излюбленным способом эйфории.

     В последние годы в западных странах, где раньше свирепст­вовала эпидемия подростковых наркоманий, алкоголь как будто стал постепенно теснить наркотики. Во всяком случае, актуаль­ность алкоголизации подростков стала, несомненно, расти.

     Токсикоманическое поведение еще не свидетельствует о фор­мировании токсикомании, в частности, алкогольной. Последней присуще появление сперва психической, а затем физической зависимости от алкоголя. У подростков на формирование психи­ческой зависимости сильно влияет реакция группирования со сверстниками.

     Групповая психическая зависимость. Это - особый подрост­ковый феномен, описанный Ю. А. Строгоновым и В. Г. Капанадзе. В этих случаях потребность в выпивке возникает немедленно, как только попадают в «свою» компанию. За преде­лами «своей» группы пока еще нет тяготения к вину, с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от «своей» группы сразу же прекращает алкоголизацию. Наличие групповой психической зависимости еще не свидетельствует о наличии алкоголизма, а лишь является угрожающим предшественником его [35].

     Индивидуальная психическая зависимость. Этот феномен является уже ранним признаком алкоголизма. Здесь подросток начинает активно выискивать любой повод и ситуацию для выпивки. Отрыв от своей группы ведет сразу же к поиску другой подростковой алкоголизирующейся компании. Неалко­гольные дурманящие средства нередко начинают использовать­ся в одиночку.

     Типологические особенности алкоголизации. Зависимость осо­бенностей токсикоманического поведения от типа психопатии или акцентуации характера в подростковом возрасте проявляется весь­ма отчетливо. Видимо, именно тип аномалии характера, а не просто «психопатичность» или даже ее степень, как полагают А. А. Портнов и И. Н. Пятницкая (1971), имеют решающее значе­ние. По нашим данным, соотношение числа психопатий и акцен­туаций характера среди подростков с алкоголизмом I - II степени не отличается существенно от такового соотношения среди других госпитализированных подростков.

     Зато типологические особенности были более отчетливы. Зло­употребление алкоголем, не достигающее степени алкоголизма, име­ло место у 45% обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28% - истероидного и истероидно- неустойчивого, у 26 % - гипертимного и гипертимно-неустойчивого. Среди шизоидов алкоголем злоупотребляли лишь единицы, кстати, всегда предпочитавшие легкие степени опьянения.

     Подросткам сенситивного типа присуще отрицательное отно­шение к алкоголю даже при выраженных степенях психопатий.

     Высокая частота алкоголизации подростков неустойчивого типа вполне понятна - страсть к бездумным развлечениям и удовольст­вию составляет одну из главных черт этого типа. Вино рассматрива­ется ими как необходимый атрибут культа развлечений. Поэтому выпивки всегда осуществляются в группе асоциальных сверстников и даже, когда формируется алкоголизм, продолжаются в компании собутыльников. В качестве мотива алкоголизации обычно приводит­ся желание испытать веселое настроение, предпочитаются не очень глубокие, эйфорические стадии опьянения. Вино обычно привлекает более чем водка.

     Подобный же модус токсикоманического поведения бывает, свойст­вен начинающим выпивки подросткам гипертимного типа. Однако по­следние, в отличие от неустойчивых, по-видимому, долго удерживаются на уровне алкоголизации, не достигающей степени алкоголизма. Может быть, более высокий биологический тонус, живой интерес ко многому, что происходит вокруг, стремление к деятельности, наличие планов на будущее делают их более устойчивыми к развитию психической зависи­мости. Путь алкоголизации эпилептоидного подростка бывает совершен­но иным. Опьянение у них обычно не дает легких и приятных эйфории. Нередко оно протекает по дисфорическому типу, сопровождаясь злобно­стью, агрессией, дикими разрушительными действиями, попытками са­мокалечения или поступками, свидетельствующими о растормаживании перверзных влечений. После первых опьянений может возникнуть по­требность «пить до отключения», а тяга к выпивке приобрести какой-то неодолимый, инстинктивный характер -компульсивное влечение к алкоголю может вспыхнуть одновременно с формированием психической зависимости.

     Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний.

     По наблюдениям врачей-нарколо­гов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркоти­ческим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обма­ном, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это группо­вое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90 процентов наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах. Есть у наркоманов и стереотипы поведения. Школа большей частью об этом не знает и на соответствующие симптомы не обращает должного внимания.

     Помимо  вреда для  здоровья  наркотизм  почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения [32].

     По мнению Г.К.Ушакова можно говорить о разных патологических отклонениях. Это могут быть переходные состояния от здоровья к болезни, в более тяжелых случаях - болезненные состояния, преимущественно психические, или психосоматические расстройства и их сочетания в структуре неврозов, аномальные развития личности или психопатии. Возникновению дезадаптации способствуют или препятствуют особенности личности, условия ее формирования, история сознательных отношений с людьми. Специалисты выделяют несколько психотравмирующих факторов, нарушающих адаптацию и приводящих к стрессовым ситуациям. Шоковые психические травмы, способствующие утрате чувства безопасности, они отличаются большей силой воздействия, угрожают жизни и благополучию подростка. Это могут быть нападения животных, драки, пьяные попойки со скандалами, избиения или убийство родных или близких в присутствии подростка, взрывы, насилие, жестокое обращение с детьми и т.д.

     Психотравмирующие кратковременные ситуации, способствующие утрате чувства защищенности. Они непродолжительны, но сильно воздействуют на психику подростка. Это утрата или бо­лезнь одного из родителей, ссоры со сверстниками, чуждое ок­ружение за рамками семьи (язык, культура), негармоничная се­мья, перемена места жительства, невозможность соответство­вать ожиданиям семьи и т.д.;

     Постоянные психотравмирующие ситуации, способствующие проявлению беззащитности (затрагивают идеалы, ценности, жиз­ненные ориентиры). К ним можно отнести семейные конфликты, противоречия в воспитании, неуспеваемость, появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра), враждебная, жестокая семья, резкая смена типа воспитания, приемная семья, помеще­ние в чужую семью, направление в специальные учреждения, суд, отторжение подростка из семьи, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение родителей, педагогов, смена школьного коллектива, отрыв от семьи;

     Эмоциональная депривация, способствующая нарушению психического развития подростка. Она заключается в том, что подростку недостает ухода, заботы и ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие. К этому приводит разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную, теплую атмосферу, госпитализация ре­бенка, направление его в детское учреждение, тяжелые заболе­вания ребенка [40].

     Необходимо представить и наиболее трудные и типичные для распознавания формы поведения подростков. Самым сложным является суицидальное поведение как результат стрессового состояния: фантазии, мысли, высказывания, угрозы, тенденции к действию, связанному с лишением себя жизни. Под­ростки, как правило, не ставят перед собой цель умереть, а дети лишают себя жизни крайне редко, поскольку у тех и других не сложилось представление о смерти как о конце жизни, поэтому их попытки лишить себя жизни не всегда направлены на смер­тельный исход. Незнание способов самоубийства создает повышенную угрозу жизни подростков. По данным статистики, в последнее время количество подростков, прибегающих к суицидальным пыткам, увеличивается, а количество завершенных суицидов - уменьшается.

     По мнению разных специалистов - медиков, психологов, психиатров, психотерапев­тов, невропатологов, подростки, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от нормальных подростков. Очень часто специалисты склонны называть это поведение патологией. Под патологией поведения мы будем понимать не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, го­ре у других людей, увеличенный риск соприкосновения со стра­даниями, смертью или утратой самостоятельности.

     Отклонения в поведении подростков могут быть вызваны настрое­ниями, познаниями, восприятиями стрессовых ситуаций. Стрес­совые ситуации, из которых человеку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на функционирование всего организ­ма. Они очень часто вызываются теми же причинами, что и психотравмирующие ситуации, - утратой любимого человека, раз­водом и повторным браком родителей, хроническими заболева­ниями, стихийными бедствиями и катастрофами, продолжитель­ной психической угрозой, сексуальным насилием и его последст­виями, последствиями дорожно-транспортных происшествий, провалом на экзамене и т.п.

     Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. По большей части причиной стресса может быть ситуация, при которой негативное влияние не обязательно бывает сильным, но переживается так же, как угрожающее, опасное для жизни ребенка. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.

Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема