Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Отсутствие пропорциональности, соразмерности очень часто сопровождает подростковый возраст, поэтому его часто называют периодом диспропорции в развитии. Этот возраст сопровождает завышенная самооценка, увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, очень резкая реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Подростковым возрастом считают период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
I. Характеристика девиантного поведения несовершеннолетних……….…4
1. Психологические и физиологические основы нарушений
поведения у подростков………………………………………………….……9
1.1. Биологические основы…………………………………………………..9
1.2. Социальные и психологические особенности подросткового
возраста как причины нарушений поведения………………………………12
1.3. Психологическая и педагогическая поддержка социально
дезадаптированных несовершеннолетних……………………………….…29
I I. Анализ подростков с девиантным поведения…………………………..39
1. Результаты данного исследования………………………………………..39
2. Интерпретация результатов исследования:……………………………...41
Заключение…………………………………………………………………...42
Рекомендации учителям, психологам, работающим с подростками…….44
Список литературы…………………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции также должны быть рассчитаны как на взрослых — воспитателей, родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов — это, прежде всего, социально-психологические тренинги, психодрамы и социодрамы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, установки на доминантность, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а также родителей и коллег.

Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами применяются модифицированные варианты аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, нарушений половой идентификации, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.

Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяются причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется также и обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам. В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.

 

I I . Анализ подростков с девиантным поведения

Гипотеза: «трудные» подростки являются социально-неблагополучными

Задачи исследования:

Предмет: социально-психологические особенности личности «трудных»   подростков.

Объект исследования: 15 мальчиков-подростков с нарушениями поведения в возрасте 13 – 16 лет (отбор испытуемых произведен по рекомендациям учителей).

Методы исследования:

  1. Анализ анкетных данных
  2. Опросник Спилберга-Ханина на ситуативную и личностную тревожность

1. Результаты данного исследования

  1. Анализ анкетных данных представлен в таблице 1. (Об анкетировании в приложении 3)

                                                                                                               Таблица 1.

Ф.И.О.

возраст

успеваемость

Пропуск уроков

Семья

 

состав

Обеспечен

ность

Благополучие/мнение учителя

Испытуемый 1

14

Удовлетвор.

Часто

полная

Средне

Неблагополуч.

Испытуемый 2

13

Неудовл.

Часто

1 мать

Низко

Неблагополуч.

Испытуемый 3

15

Неудовл.

Периоди-чески

1 мать

Низко

Неблагополуч.

Испытуемый 4

14

Удовлетвор.

Часто

1 мать

Низко

Неблагополуч.

Испытуемый 5

16

Удовлетвор.

Часто

1 мать

Низко

Благополуч.

Испытуемый 6

14

Удовлетвор.

Часто

1 мать

Низко

Неблагополуч.

Испытуемый 7

14

Удовлетвор.

Периоди-чески

1 мать

Средне

Благополуч.

Испытуемый 8

13

Неудовл.

Часто

1 мать

Низко

Неблагополуч.

Испытуемый 9

14

Удовлетвор.

Нет

1 мать

Средне

Благополуч.

Испытуемый 10

15

Удовлетвор.

Периоди-чески

Полная

Низко

Неблагополуч.

Испытуемый 11

14

Неудовл.

Периоди-чески

Полная

Средне

Благополуч.

Испытуемый 12

14

Удовлетвор.

Периоди-чески

Полная

Средне

Благополуч.

Испытуемый 13 

16

Удовлетвор.

Периоди-чески

Полная

Низко

Неблагополуч.

Испытуемый 14

15

Удовлетвор.

Нет

1 мать

Средне

Благополуч.

Испытуемый 15

15

Удовлетвор.

Периоди-чески

Полная

Низко

Благополуч.


 

  1. Результаты исследования тревожности представлены в таблице 2.

(Об опроснике Спилберга-Ханина на ситуативную и личностную тревожность 4  )

 

 

 

                                                                                     Таблица 2.

Ф.И.О.

Кол-во баллов

Уровень тревожности

Испытуемый 1

5

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 2

8

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 3

10

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 4

15

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 5

16

Средний с тенденцией к высокому

Испытуемый 6

8

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 7

7

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 8

10

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 9

20

Средний с тенденцией к высокому

Испытуемый 10

12

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 11

18

Средний с тенденцией к высокому

Испытуемый 12

14

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 13

10

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 14

8

Средний с тенденцией к низкому

Испытуемый 15

9

Средний с тенденцией к низкому


 

2. Интерпретация результатов исследования:

1) На основании анкетных данных можно сделать следующие выводы: 4 подростка (27%) – неудовлетворительная успеваемость, остальные 73% - удовлетворительная. Хорошей успеваемости не зафиксировано. Нет пропуска уроков лишь у двоих (13,3%), 40% регулярно, часто пропускают уроки, 46,7% - периодически. Это наряду с низкой успеваемостью свидетельствует об отсутствии интереса к образовательной деятельности. 40% живут в полных семьях, 60% - в неполных (одна мать, отец чаще всего в воспитании сына участия не принимает). 40% подростков живут в семьях со средним уровнем достатка, 60% - низкообеспеченные. По мнению учителей семьи были поделены на благополучные и неблагополучные. К неблагополучным семьям были отнесены семьи, где один или оба родителя пьют, не имеют постоянного места работы и пр. 40% подростков живут в относительно благополучных семьях, 60% - в неблагополучных. (Приложение 5,6,)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение подростков чаще всего связано с неблагополучием в семье, низким уровнем жизни, отсутствием интереса к образованию в школе (пропуск уроков, неуспеваемость).

2) Подростки были протестированы  по опроснику Спилбергера-Ханина на ситуативную и личностную тревожность.

Высокой тревожности подростки не продемонстрировали. У большинства (12 человек – 80%) зафиксирован средний уровень тревожности с тенденцией к низкому. У 20% - низкий уровень, что свидетельствует о недостаточном контроле и безответственности.(Приложение 7)

Заключение

Эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Особого внимания требует  проблема предупреждения асоциального поведения, в основе которого лежит патологическое развитие отдельных биологических потребностей, к которым криминологи в первую очередь относят алкоголизм, наркоманию, извращенные сексуальные потребности. При этом важно не только принимать меры по ограничению доступа подростков к алкоголю, наркотикам, но и изучать причины, мотивы, побуждающие молодых людей употреблять различные одурманивающие и разрушающие психику вещества.

Формирование таких извращенных потребностей, как правило, начинается именно в подростковом и раннем юношеском возрасте и в последствии принимает устойчивый, трудноподдающийся коррекции характер. Поэтому-то так важно своевременно предостеречь несовершеннолетних от употребления спиртного, наркотиков, других вредных привычек, приводящих к извращению потребностей. И среди таковых, в первую очередь, наибольшую криминогенную опасность представляет формирование потребности в алкоголе, что побуждает к поискам незаконных средств для приобретения спиртного" приводит к снятию социального контроля, импульсивному, неконтролируемому сознанием поведению.

Итак, трудновоспитуемость подростков, сопровождающаяся асоциальными отклонениями, характеризуется той или иной степенью социальной дезадаптации, которая проявляет себя не только в отклоняющемся асоциальном поведении, но и в деформации системы внутренней регуляции, в деформации социальных связей, референтных и ценностных ориентации несовершеннолетних. При этом чем полнее отчуждение подростков от позитивно воздействующих институтов социализации, тем более глубоко деформирована система их внутренней регуляции, тем более серьезные воспитательно-профилактические усилия и воздействия необходимы. Если коррекция личности педагогически запушенных учащихся возможна еще в условиях учебно-воспитательных коллективов школ, ПТУ, временных коллективов различных внешкольных объединений и учреждений, без привлечения специальных органов ранней профилактики, то при педагогической коррекции социально запущенных подростков необходимы усилия специальных органов, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, осуществляющих социальный контроль и социальную поддержку как подростков, так и их семей и окружения. А в особо трудных случаях, когда не удается нейтрализовать неблагоприятное влияние среды и добиться позитивных изменений в поведении подростка, возникает необходимость перевода социально запущенных несовершеннолетних в спецшколы и спецПТУ, работающие в режиме закрытых социально-реабилитационных учреждений.

Таким образом, степень социальной дезадаптации может служить не только критерием различия социально и педагогически запущенных подростков, но и критерием дифференциации воспитательно-профилактических превентивных мер.

 Рекомендации учителям, психологам, работающим с «трудными» подростками

Тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с "трудными, и их семьями" мы адресуем несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА.

— Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны.

— Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

— Нельзя относиться к "трудным, с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).

— Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

— Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется. Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.

— Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал", особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

— Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному./Хрестоматия по возрасной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – с.215 – 217.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. - М. : Просвещение, 1979. -288с.
  3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., Редакц.-изд. центр консорциума "Соц. здоровье России", 1994. 221стр.
  4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж, 1995г. С. 352.
  5. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997г.
  6. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994. – 280 с.
  7. Ковалев В.В. О роли "измененной почвы" в происхождении психогенных патологических формирований личности. // В книге Патохарактерологические исследования у подростков. Ленинград, 1981.
  8. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1989, 255с.
  9. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988.
  10. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. /Хрестоматия по возрасной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - с. 217 – 226.
  11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.М., 1988.
  12. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
  13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994, 320с.
  14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
  15. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995г.
  16. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.     

Информация о работе Девиантное поведение подростков