Девиантыне поведения подростков, причины их появления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи. Целью данной работы является изученние процесса социальной адаптации подросток к жизни в обществе в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, установление связи между адаптивными процессами и процессами социализации, рассмотрение различных видов адаптации и дезадаптации подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I 6
1.1 Понятия адаптации и дезадаптированность 6
1.2 Механизмы адаптация и социализация личности подростка 15
1.3 Нормальная и девиантная адаптация, их особенности
Глава II
2.1 Девиантыне поведения подростков, причины их появления

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ( без заключения).docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

 Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто неврозами страдают школьники. Беда нашей школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки казармы, а учителя выполняют в ней функцию надзирателей.

 Трудность распознания  юношеских патологий заключается  в их скрытом проявлении и  в большинстве своем касаются  нормальных молодых людей. Поэтому психология нужна всем, особенно педагогам, социальным преподавателям и работникам социальных служб, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.

Общие причины девиантного поведения для подростков

1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

4. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Конкретные причины отклонения поведения несовершеннолетних [23. Шнейдер  Л.Б. , С.15]:

      1. стремление получить сильное впечатление;
      2. повышение возбудимости, неумение контролировать себя;
      3. неблагополучная ситуация в семье;
      4. стремление к самостоятельности и независимости;
      5. недостаток знаний родителей, как справится с трудными           педагогическими ситуациями;
      6. отставание в учёбе;
      7. пренебрежение со стороны сверстников;
      8. непонимание взрослыми трудностей детей;
      9. недостаточная уверенность ребёнка в себе;
      10. отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
      11. стрессовые жизненные ситуации;
      12. напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребёнка (плохая обеспеченность, безработные родители);
      13. примеры насилия, жестокости, беззакония получаемые из СМИ;
      14. чрезмерная занятость родителей;
      15. конфликты с родителями;
      16. обилие запретов со стороны родителей, педагогов;
      17. постоянные нарекания, брань в семье;
      18. слабость интеллектуальной сферы ребёнка;
      19. повышенная коммуникативность детей;
      20. низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
      21. одиночество, непонимание других;
      22. излишний уровень контроля, авторитарность родителей (педагогов);
      23. неспособность подростков сопротивляется вредным влияниям;
      24. генетическая предрасположенность;
      25. неравномерность психофизического и полового созревания;
      26. отсутствие навыков социального поведения;
      27. снижение культуры, интеллектуального уровня;
      28. масса свободного времени;
      29. скука;
      30. желание обратить на себя внимание;
      31. неполные семьи;
      32. экономическая нестабильность;
      33. влияние улицы.

Поведение некоторых детей  и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением  от принятых нравственных, а в некоторых  случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и  самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей  и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани  нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления  отклонений в поведении связана  также с особенностями физического  развития, условиями воспитания и  социального окружения. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или  неполноценность и делает вывод  о своей социальной ценности. Понимание  своего тела - это преломление в  сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение  к физической слабости, либо желание  компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый  рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию  движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей  мужественности и силе. Они могут  не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как  толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и  требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и  низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в  опеке, проявляют мятежность. Чтобы  изменить неблагоприятное впечатление  о себе, они вынуждены постоянно  проявлять изобретательность, предприимчивость, "храбрость", находиться на виду, и своими "достижениями" доказывать свою полезность и даже незаменимость  в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для  девиантного поведения. Половое  созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом  развитии в одних случаях возникают  преимущественно эмоциональные  расстройства, в других - нарушения  поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном  половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация.

Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью  и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность  и категоричность сочетаются с чувствительностью  и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам  уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим  положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается  раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости  или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным  и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в  группе спортсменов, подросток может  оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. В  течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению  поведения. Среди поведенческих  нарушений могут быть следующие: гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной  настойчивостью в деятельности, требующей  умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного  или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может  быть также расстройство поведения  и заниженная самооценка. Расстройство поведения, ограничивающееся семьей.

Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и  родственниками. Может иметь место  воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги  дома. Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями  взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного  общения со сверстниками и проявляется  в изоляции от них, отвержении ими  или непопулярности, а также в  отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению  к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения  хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства.

Обычно ребенок или  подросток одинок. Типичное поведение  включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и  жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление  авторитетам, тяжелые вспышки гнева  и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги, Социализированное  расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или  агрессивное поведение возникает  у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных  сверстников, но могут быть и в  составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. Смешанные, поведенческие  и эмоциональные расстройства сочетание  стойко агрессивного асоциального или  вызывающего поведения с выраженными  симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные  расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным  страданием, потерей интересов, утратой  удовольствия от живых, эмоциональных  игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения  поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

Делинквентное поведение. Подразумеваются  проступки, мелкие провинности, не достигающие  степени криминала, наказуемого  в судебном порядке. Оно проявляется  в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона  с велосипедов и мотоциклов. Нередко  встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных  детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов  без психоза 40% с делинквентным  поведением. У половины из них оно  сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети  случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция  протеста, а затем превращаются в  условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают: как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как  реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное  внимание со стороны близких; как  реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей  или воспитателей; как следствие  жестокого обращения со стороны  товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска. Ранняя алкоголизация  и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация  и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем  и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают  наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности  и т.п. Об аддиктивном поведении  можно судить сначала по появлению  психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и  физической зависимости (когда организм не может функционировать без  алкоголя или наркотика). Появление  групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка  найти повод для выпивки или  наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих  напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а  подчас ведущие к их росту и  распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и  субъективным противоречиям общественного  развития которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут  к формам поведения индивидов  не согласующимся с существующей нормативной системой. При том  одно и то же противоречие «может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения ( преступность , алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально  одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и  т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Девиантыне поведения подростков, причины их появления