Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:38, курсовая работа
В целом депрессия понимается как психическое расстройство, которое оказывает воздействие на физические, физиологические и социальные функции индивида. Степень депрессивных проявлений имеет широкий диапазон от незначительных изменений настроения до серьезных психотических расстройств, которые могут привести к суициду, повышая тем самым риск летального исхода для лиц с соматическими и физическими нарушениями. Депрессия может протекать и как самопроходящее нарушение (даже при крайне выраженном проявлении ее индивид, в конце концов, может самостоятельно выйти из этого состояния без какого бы то ни было вмешательства извне), и как повторяющееся (большинство людей, раз испытав депрессивное состояние, отмечают его хотя бы однократное возвращение). Примерно 25 - 30 % лиц с выявленной депрессией характеризуются хроническим ее течением с незначительными проявлениями или даже бессимптомно.
Подростковый возраст характеризуется ярким протеканием эмоций, демонстративным поведением, резкой сменой различных состояний (Прихожан А.М., Толстых Н. Н, Фельдштейн Д.И., Кондратьев М.Ю. и др.). Преобладание во время депрессии чувств грусти, тоски, печали смешиваются с идеями собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Подросток может стать вялым, пассивным, а может, и наоборот, стать грубым и непослушным. Возможно тяга к алкоголю, курению. Тревожится в таком состоянии, может только о своем здоровье или внешности. Иногда появляются идеи самообвинения, собственной недостойности.
Зачастую симптомы подростковой депрессии проявляют себя в изменениях настроения и поведения. Больные дети теряют мотивацию в жизни и становятся замкнутыми, придя со школы, они закрываются в своей комнате и могут сидеть в одиночестве часами.
У таких детей замечается повышенная сонливость, перепады аппетита и даже преступное поведение, как например мелкие кражи в магазинах или состояние алкогольного опьянения или наркотической интоксикации. Ниже приведены основные симптомы подростковой депрессии:
* Апатия
* Постоянные боли, например головные боли, желудочные, боли в спине или чувство усталости
* Трудно сосредоточиться
* Трудно самостоятельно принять решение
* Безответственное поведение - например, забывают о своих обязанностях, опаздывают в школу или прогуливают ее
* Потеря аппетита или чрезмерное переедание, что влечет за собой значительную потерю веса или полноту
* Забывчивость
* Одержимость мыслями о смерти
* Бунтарское поведение
* Чувство грусти, беспокойства или безнадежности
* Бессонница ночью и повышенная сонливость на протяжении дня
* Внезапное снижение успеваемости в школе
* Употребление алкоголя, наркотиков и случайные беспорядочные сексуальные связи
* Избегание друзей
Симптоматика депрессивных расстройств у подростка имеет отчетливое возрастное своеобразие.[9]
I. Младший подростковый возраст (10 - 12 лет)
Для подростков младшего пубертатного возраста (до 12 лет) свойственны соматические симптомы в виде общего недомогания, расстройств пищеварения, нарушения аппетита, астенизация. Наряду с такими малодифференцированными признаками изменения общего состояния довольно явственно меняется и поведение подростков: прежде вполне общительные, живые и разговорчивые, они становятся одинокими, замкнутыми, теряют интерес к увлечениям и играм, жалуются на скуку и усталость и крайне редко - на грусть или тоску.
II. Средний подростковый возраст (12 - 14 лет)
В среднем подростковом возрасте, по
мере продвижения из начальной в среднюю
школу, где усложняется программа и, что
значительно важнее, появляется большое
количество учителей-предметников, приходится
нередко наблюдать депрессии, замаскированные
проявлениями школьной фобии. Здесь патологическое
состояние определяется нарастающей двигательной
и мыслительной заторможенностью, которая
блокирует способность подростка осваивать
новый учебный материал, создает впечатление
нарушения памяти. В наименьшей
степени статус определяется и коммуникативными
расстройствами. В этом возрасте всякий
человек испытывает затруднения при попытке
вербально выразить свои чувства и переживания,
что практически не зависит от интеллектуального
уровня и запаса активной лексики. Коммуникативные
затруднения являются одной из ключевых
проблем эмоциональной жизни подростка,
проявлением тревоги и недостаточности
самопринятия.
У подростков 12 - 14 лет академическая неуспеваемость
и нарушения школьной дисциплины нередко
маскируют депрессивное состояние. Ответные
меры школы и родителей убеждают подростка
в его несостоятельности, вызывают у него
страх порицания и приводит к тотальному
отказу от школы.
Для данной возрастной группы характерно
проявление депрессии через девиантное
поведение. Необходимо сознавать, что
раздражительный до злобности, пропадающий
по подвалам и подверженный всем уличным
соблазнам подросток нуждается не в наказании,
а в лечении, поскольку в основе его отклоняющегося
поведения - депрессия, депрессия с рухнувшей
самооценкой, ощущением одиночества и
безысходности, тоской и тревогой, страхом
наказания.
III. Старший подростковый возраст (14 - 18 лет)
В старшем подростковом возрасте депрессия
нередко оформляется проявлением метафизической
интоксикации. Переживания смыслоутраты.
Депрессивный подросток склонен рассматривать
эту глобальную проблему как свою личную
драму. Размышления о смысле жизни и смерти
приобретают самодавящий характер, превращаются
в навязчивое и бесплодное мудрствование,
лишают подростка способности к продуктивной
интеллектуальной деятельности.
Подросток становится одиноким и отрешенным,
дезадаптация постепенно нарастает, приводит
к полному социальному краху.
Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и "никакое настроение". Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.
Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий [16].
И как способ уйти от всех этих проблем появляется лазейка в виде болезни, болезни несуществующей, но очень похожей на таковую. Это состояние часто называют вторичной выгодой, которая перерастает в невроз, А затем в скрытую депрессию. Все это держит школьников в постоянном состоянии стресса. Учитывая также занятость школьников, их тревогу за свое будущее, совершенно закономерно присутствие симптомов маскированной депрессии (скрытая депрессия - это заболевание, которое характеризуется, с одной стороны, болезненными физическими симптомами, напоминающими соматическое заболевание, а с другой стороны - отсутствием видимых органических проявлений, которые можно было бы отнести к определённой болезни.)[10] и депрессивного поведения
Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников. Повышенное самомнение "я сам могу" часто определяет направление деятельности с выходом на сверхценные увлечения или группирования с подростками, отличающимися отклонениями в поведении, поэтому нередки алкогольные эксцессы компании делинквентных подростков.
Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Среди тех, кто испытывал депрессию, девочек-подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Подростки-девочки, скорее загоняют свои проблемы внутрь и развивают депрессию. Хотя причины этого полового различия не ясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения. Это влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей совпадающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить эту вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости.
Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия нередко сопровождается срывами. Депрессия в подростковом возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение.[2]
Профилактические меры при депрессии должны быть направлены на укрепление нервной системы. Следует отметить и то, что после первого перенесенного депрессивного приступа риск повторного возникновения депрессии составляет около 50-70%.
Профилактика депрессии:
- здоровый образ жизни
- думать позитивно. В любой проблеме, даже самой тяжелой, можно найти определенные преимущества
- думать о себе позитивно. Гордиться собой, уважать себя. Думать о своих достоинствах, о тех качествах, которые в себе нравятся
- Ставить реально достижимые цели. Не стоит быть слишком требовательным к себе. Дробить глобальные задачи на более мелкие и достигая эти мелкие цели, хвалите себя и уметь радоваться небольшим достижениям
- Уметь переключаться [4]
При выборе вида коррекции необходимо учитывать, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение необходимо отдать ее групповому варианту.
Необходимо:
- Устранить симптомы депрессивного состояния.
- Сформировать навыки саморегуляции.
- Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
- Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
- Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
- Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного достижения.[3]
Таким образом, рассмотрев проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекцию, мы пришли к выводам:
1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, девиантное поведение, нервно-психическое напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе.
Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.
2. Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка.
Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.[14]
Заключение.
Психическое неблагополучие подростков, касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Написание данной работы было определено следующей гипотезой: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков, и способствует профилактике возможной дезадаптации.
Проведенный в первой главе данной работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, несмотря на большое внимание психологов и представителей смежных специальностей к проблеме депрессивности, используемый понятийный аппарат еще недостаточно совершенен. Так, само понятие "депрессия" до настоящего времени остается спорным и неоднозначным. Оно используется как характеристика настроения, как название синдрома и как название отдельного заболевания. Тем самым именно взаимодействие медицинского и психологического знания становится необходимым для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у подростков. При этом на первое место среди трех основных групп депрессивных явлений выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивное настроение, как правило, - проявление различных психологических механизмов, связанных как со спецификой подросткового возраста, так и с индивидуально-типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков.[21]
Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка, не всегда вызывая к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей, и стали объектом нашего исследования.
На основании имеющихся в литературе данных мы выделили ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения и коррекции, в связи с тем, что процесс коррекции депрессивных состояний явился предметом данной работы.
Проведенный анализ литературы показал, что депрессивные состояния обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрели пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.